1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. -Ребята, проверьте, готово ли ваше рабочее место к началу урока. На столе должен быть лист-заготовка, газета, тряпочка, зубочистка или иные предметы (ручка с законченной пастой, стека). - Я желаю вам на уроке прекрасного настроения, новых и интересных открытий, а сегодня, я думаю, их будет не мало, т.к. мы сегодня отправляемся в путешествие, а какое именно вы догадаетесь сами. - Желаю удачи! | Приветствуют учителя. Садятся на места. | Р. Осуществляют самоконтроль. К. Контролируют свои действия в классе. |
2.Мотивация учебной деятельности. | (Загадка) «Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, темный и необычайный, В нем живут вселенные, звезды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты.». - Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? | - Тема «Техника граттаж. Космос.» | Л. Проявляют интерес к изучению материала. |
3.Актуализация ранее изученных знаний. | -Сегодня я хочу предложить вам очень интересную тему: «Космос». Картины о космосе всегда получаются красивые, таинственные, красочные. - Как вы думаете, почему предлагаю именно эту тему? - Что это за дата? -Что за событие произошло 12 апреля 1961 года? -Кто был первым космонавтом? ( сообщение о Гагарине).РОЛИК про Ю.А.Гагарина. -Какими качествами, чертами характера на ваш взгляд должен обладать космонавт? -Но в космос летали не только люди. Самыми первыми полетели в космос собаки Белка и Стрелка. Как называется то место, откуда стартуют ракеты? (космодром Байконур) - О каких достижениях нашей Родины, в области космонавтики, еще можно сказать? (сообщение о космических достижениях). -Действительно, наша страна опередила все страны в освоении космического пространства. Мы можем гордиться достижениями наших космонавтов! | Учащиеся отвечают на вопросы, выступают с сообщениями. | Р. Осуществляют самоконтроль; Овладевают умением прогнозировать. К. Обсуждают и выполняют задание |
4.Постановка учебной задачи | –Итак, отправляемся в космическое путешествие. -Посмотрите, вы видите рисунки, что их объединяет? (Космос) -Что объединяет эти иллюстрации? (Выполнены в одной технике). Эта техника называется ГРАТТАЖ. -Кто готов сформулировать тему урока? (Космос в определенной технике). -Какую поставим цель урока? (Работать в новой технике). | Познакомится с техникой граттаж. Научиться выполнять иллюстрации в технике граттаж. | Р. Умение самостоятельно извлекать нужную информацию; П. Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами. К. Слушать и понимать речь других; Уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов. |
5.Изучение нового материала. | Сегодня мы познакомимся с новой техникой рисования- ГРАТТАЖ.. В ИЗО немало разных техник, Я, как учитель, знаю их. И цель передо мной такая- Тому, что знаю, научить других. Вам о граттаже расскажу я, Он вызывает интерес У школьников любого класса, Ведь каждый хочет в мир чудес Взяв в руки ручку, зубочистку И лист бумаги непростой, Ты словно фокусник — царапкой Рисунок сможешь сделать свой. Здесь равнодушием не пахнет, Простор для творчества такой, Что иногда не веришь даже, Что это сделано тобой. Итак, граттаж. Вам без прекрас Сейчас я покажу И чтобы быть не голословной, Как это делать — расскажу. -Перед нами иллюстрации выполненные в технике граттаж. -Это один из видов графики. -Как вы думаете, как выполняются такие иллюстрации? (ответы детей). | Учащиеся слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы. | П. обобщают тему о космосе; определяют роль и место нашей страны в истории развития космонавтики; устанавливают аналогии по видам, строят логически обоснованные рассуждения. К. участвуют в диалоге с учителем, излагают своё мнение; создают устные тексты для решения учебной задачи. Л. проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции, вырабатывают свои мировоззренческие позиции. |
6.Творческая практическая деятельность учащихся | -Посмотрите на иллюстрацию, с помощью каких цветов передается изображение? (Черного и белого). -Что делает черно-белые картины «живыми», выразительными? (Чередование темных светлых линий, пятен, ритм, свет, тень.) -Чем отличаются цветные краски от черной, белой, серой?( (Из цветных красок можно составить «Цветовой круг», перемешивая основные краски можно получить радугу, т.е. цветные - содержат цвет. Черный, белый, серый – цвет не содержат) -Чаще всего белым цветом обозначают всё светлое, чистое, торжественное, ясное и доброе, а черным - печальное, тревожное, жуткое и злое. Эти цвета по отношению друг другу контрастны. Резко противоположны, как противоположны предметы и явления в жизни. Они могут уживаться вместе, и тогда мир предстаёт более многогранным. -О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из стихов, рассказов и произведений художников, но поэт, музыкант и художник воспевают мир каждый по-своему. Живописцы, например, пишут красками, мастерски пользуясь цветом. Графики свое любование природой родного края часто передают с помощью черного и белого цветов. -Способ работы, которым вы будете работать сегодня, граттаж произошло от (франц. grattage, от gratter — скрести, царапать), способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью, гуашью. -Другое название техники — воскография, иногда ее также называют царапкой. Рисунки, выполненные в технике граттаж, отличаются контрастом белых линий и черного фона, и похожи на гравюры. А если предварительно покрасить лист бумаги в различные цвета, то рисунок получится очень интересным и оригинальным. - Такой способ работы относится к графике и считается его подвидом. -Итак, самое интересное! -У вас на столах лежат подготовленные на прошлом уроке листы. - Определитесь как будет расположен лист – вертикально или горизонтально; места на листе достаточно и вы должны распределить предметы, они должны быть разной формы и цвета, тогда рисунок будет смотреться локанично. Начинать следует с большого предмета, где он будет располагаться, затем должны присутствовать предметы поменьше и совсем маленькие. -Вспомним правила по технике безопасности! (Нельзя размахивать руками, острыми предметами. Рабочее место содержать в порядке.) -Ваши рисунки должны соответствовать тематике, быть лаконичными, выполнены аккуратно. -Сначала выполняем рисунок карандашом, а затем процарапываем любым острым предметом рисунок. Образуется на черном, синем фоне картинка из цветных штрихов. -Космическая тематика всегда необычная, фантазируйте. Можете придумать новые планеты, изобразить инопланетян, изобразить собственную ракету, яркие звезды, кометы и многое другое. -Перед тем, как приступить к работе не спешите, подумайте, что же вы нарисуете, ведь стереть и нарисовать новый рисунок здесь уже нельзя. Учащиеся под музыку «Шепот звезд» выполняют свои работы. | Учащиеся выполняют творческое задание. | Р.выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Л. Самоопределение |
7. Итог урока. Рефлексия. | Выставка , анализ и оценка работ учащихся. (По мере выполнения работы размещаем ее на доске). -Вы сегодня молодцы. У вас получились замечательные творческие работы. А теперь давайте повесим наши пейзажи на доску. Вы заметили, что тема была одна, а работы у всех разные? Это значит, что у вас есть хорошая фантазия, воображение. -С какой техникой изобразительного искусства вы познакомились сегодня на уроке? -Повторите технологию выполнения нашей работы. Какую цель мы ставили в начале урока? -Достигли цели урока? - А сейчас мы создадим звездное небо нашего настроения. Необходимо прикрепить звезду на небо. Желтая звезда- все понравилось, было понятно, зеленая- понравилось, но возникали трудности, красная- ничего не получилось и не понравилось. Д.З. -Домашнее задание:составить план, схему в свободном виде о том, как выполнить иллюстрацию в технике граттаж. -Урок окончен, убираем рабочее место. | Учащиеся осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности. -Учащиеся выбирают для себя соответствующий цвет и поднимая анализируют свою деятельность. Учащиеся записывают домашнее задание, убирают рабочие места. | К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Л. аргументированно оценивают свои работы. |