Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
Учебно-методическая разработка комбинированного урока
Учебная дисциплина «Биология»
Тема «Химический состав клетки. Органические вещества»
Курс: 1
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Количество учебных часов: 2
1. Актуальность темы
Качественные особенности живых тел выявляются на более высоком уровне – молекулярном и обусловлены наличием в их составе не только неорганических, но и разнообразных по химическому составу органических молекул. Наиболее важными органическими молекулами являются белки (10-20%), нуклеиновые кислоты (1,0–2,0%), жиры (1,0–5,0%), углеводы (0,2–2,0%). Именно органические вещества определяют морфологические и функциональные особенности клеток, их биологическую активность.
2. Цели занятия
а) Образовательные (обучающие) цели
Углубить знания обучающихся о химическом составе клетки.
Углубить знания обучающихся о связи строения веществ и их функцией
Знать:
- химический состав, строение, функции белков;
- химический состав, строение, функции углеводов;
- химический состав, строение, функции липидов;
Уметь:
- владеть терминологией темы;
- анализировать, оценивать и обобщать сведения
б) Развивающие цели:
- формировать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями вещества, выступать с сообщениями.
- развитие познавательных способностей и активности студентов
в) Воспитательная:
- мотивировать интерес к изучению цитологии, как раздела, имеющего большое значение для будущей профессии;
2.1 Формирование общих компетенций:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;
3. Содержание темы занятия
Органические вещества клетки:
- белки;
- углеводы;
- липиды.
1.Уровни структурной организации белков;
2. Функции белков в клетке;
3. Углеводы. Структура, функции в клетке;
4. Липиды. Структура и функции в клетке;
4. Организационно-деятельностная структура занятия
№ п/п | Основные этапы занятия, их функции и содержание | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции | Время в мин. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | Подготовительный этап 1. Организационный момент: проверка внешнего вида обучающихся, заполнение журнала 2. Проверка домашнего задания 3. Постановка учебных целей и мотивация занятия. | Проверяют готовность рабочего места к занятию. Отвечают устно (фронтальный и индивидуальный опрос), письменно по карточкам, у доски. Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания. | Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих. Контроль правильности и полноты выполнения домашнего задания, выявление проблем через организацию фронтального опроса, анализ ошибок. Оценивание результата. Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы. | Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Презентация по теме занятия (Приложение 2). Слайды: «Актуальность», «Цели учебного занятия» | 3' 15'- 20' |
II | Основной этап План изложения теоретического материала: 1. Клетка - элементарная структурно-функциональная биологическая единица жизни. История изучения клеток (Р. Гук, Р. Вихров, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн). Современное состояние клеточной теории, её основные положения. Современные методы цитологических исследований. 2. Неклеточные и клеточные формы жизни. 3. Строение и функции компонентов клетки: клетка, её формы и размеры, наружная клеточная мембрана (строение, функции, активный и пассивный транспорт веществ), поверхностный аппарат клетки, её функции. | Делают обоснование по заданным вопросам. Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение урока. | Демонстрация слайдов. Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение урока, наблюдает за работой, организует обсуждение. Координация и оценка рассуждений обучающихся. Обеспечивает закрепления полученных знаний. Выявление полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов. | Слайды «химические элементы клетки»; «Макроэлементы I и II групп», «Микроэлементы», «неорганические вещества клетки»; «Строение молекулы воды»; «Функции воды в клетках» | 60' |
III | Заключительный этап 1. Резюме урока, общие выводы 2. Контроль усвоения знаний 3. Рефлексия результатов обучения: - подведение итогов занятия: - ответы на возможные вопросы - отмечаются лучшие обучающиеся 4. Домашнее задание 5. Задание к самостоятельной работе | Отвечают на вопросы конечного уровня знаний. Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы. | Проведение фронтального опроса по изученной теме. Оценивание ответов. Оценка учебного занятия преподавателем. Проводит инструктаж по самостоятельной работе. Объявляет задания. | Вопросы конечного уровня знаний. Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; Самостоятельная работа, сделать структурно-логическую схему «Строение клетки» | 5' 1-3' |
4. Конспект лекции (прилагается).
7. Материалы методического обеспечения занятия:
7.1. Материалы контроля домашнего задания:
А) карточки с биологическим диктантом
Б) карточки…….
7. 2. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):
- из чего состоят живые организмы
- о чем свидетельствует сходство химического состава клеток
- какие химические элементы входят в состав клеток?
- что такое органогены и какова их роль в клетке?
- в чем заключается значение микроэлементов?
- какова роль воды в клетке?
- какова связь между химическим строением воды и ее ролью в клетке
- какова роль минеральных веществ в клетке?
б) иллюстрированный материал:
Таблицы:
«Строение молекулы воды»
7. 3. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:
а) презентация занятия (прилагается);
б) аудиторная самостоятельная работа – заполнение таблицы;
7. 4. Материалы контроля для заключительного этапа:
- охарактеризуйте химический состав белков;
- чем отличаются простые и сложные белки;
- какие существуют уровни структурной организации белков;
- перечислите функции белков в клетке;
- охарактеризуйте химический состав углеводов;
- особенности строения моно-, ди- и полисахариды. Приведите примеры;
- какие функции углеводов в клетке;
- каково строение липидов;
- перечислите функции липидов.
7. 5. Материалы самоподготовки студентов по теме занятия:
а) внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Методические рекомендации к самостоятельной работе «Неорганические вещества клетки» (Приложение 5).
8. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.
2.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ [В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.
Константинова. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия»,
2014. 320 с.
3. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.Ф. Никитина. - СПб.: СпецЛит, 2008. - 494с
4. Биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. В. Иванова. – М. : Просвещение, 2014. – 127 с.
Дополнительная:
1. Беляев Д.К. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. /Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004. – 304с.
2. Биология. В 2-х книгах. / Под редакцией профессора В.Н. Ярыгина. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов медицинских специальностей. М: «Высшая школа». 2001.
3. Гребенник Л.А. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов /Л.А. Гребеник и др. Под ред. В.П. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283с.
4. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие /авт-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кумченко. – 7-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2005. – 234с.
5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия (совместно с ВШ)». 2001.
Интернет-ресурсы
1. Методическая служба. Электронные ресурсы по биологии
http://metodist.lbz.ru/iumk/biology/er.php
2. Газета «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru
3. Презентации по биологии http://mirbiologii.ru/
4. Вся биология – современная биология, научные обзоры, новости науки
http://www.sbio.info/