СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»



Учебно-методическая разработка комбинированного урока


Учебная дисциплина «Биология»


Тема «Химический состав клетки. Органические вещества»


Курс: 1


Специальность: 34.02.01 Сестринское дело


Количество учебных часов: 2


1. Актуальность темы

Качественные особенности живых тел выявляются на более высоком уровне – молекулярном и обусловлены наличием в их составе не только неорганических, но и разнообразных по химическому составу органических молекул. Наиболее важными органическими молекулами являются белки (10-20%), нуклеиновые кислоты (1,0–2,0%), жиры (1,0–5,0%), углеводы (0,2–2,0%). Именно органические вещества определяют морфологические и функциональные особенности клеток, их биологическую активность.


2. Цели занятия

а) Образовательные (обучающие) цели

Углубить знания обучающихся о химическом составе клетки.

Углубить знания обучающихся о связи строения веществ и их функцией

Знать:

- химический состав, строение, функции белков;

- химический состав, строение, функции углеводов;

- химический состав, строение, функции липидов;

Уметь:

- владеть терминологией темы;

- анализировать, оценивать и обобщать сведения


б) Развивающие цели:

- формировать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями вещества, выступать с сообщениями.

- развитие познавательных способностей и активности студентов

в) Воспитательная:

- мотивировать интерес к изучению цитологии, как раздела, имеющего большое значение для будущей профессии;


2.1 Формирование общих компетенций:


ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;


3. Содержание темы занятия


Органические вещества клетки:

- белки;

- углеводы;

- липиды.

1.Уровни структурной организации белков;

2. Функции белков в клетке;

3. Углеводы. Структура, функции в клетке;

4. Липиды. Структура и функции в клетке;

4. Организационно-деятельностная структура занятия


п/п

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции

Время в мин.

1

2

3

4

5

6

I

Подготовительный этап

1. Организационный момент: проверка внешнего вида обучающихся, заполнение журнала

2. Проверка домашнего задания



3. Постановка учебных целей и мотивация занятия.


Проверяют готовность рабочего места к занятию.


Отвечают устно (фронтальный и индивидуальный опрос), письменно по карточкам, у доски.


Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания.



Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих.

Контроль правильности и полноты выполнения домашнего задания, выявление проблем через организацию фронтального опроса, анализ ошибок.

Оценивание результата.


Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы.

Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.





Презентация по теме занятия (Приложение 2).

Слайды: «Актуальность», «Цели учебного занятия»


3'



15'- 20'


II

Основной этап

План изложения теоретического материала:

1. Клетка - элементарная структурно-функциональная биологическая единица жизни. История изучения клеток (Р. Гук, Р. Вихров, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн). Современное состояние клеточной теории, её основные положения. Современные методы цитологических исследований.

2. Неклеточные и клеточные формы жизни.

3. Строение и функции компонентов клетки: клетка, её формы и размеры, наружная клеточная мембрана (строение, функции, активный и пассивный транспорт веществ), поверхностный аппарат клетки, её функции.




Делают обоснование по заданным вопросам.


Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение урока.





Демонстрация слайдов.
Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение урока, наблюдает за работой, организует обсуждение.


Координация и оценка рассуждений обучающихся.



Обеспечивает закрепления полученных знаний.
Выявление полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов.

Слайды «химические элементы клетки»; «Макроэлементы I и II групп», «Микроэлементы»,

«неорганические вещества клетки»; «Строение молекулы воды»; «Функции воды в клетках»






60'




















III

Заключительный этап
1. Резюме урока, общие выводы

2. Контроль усвоения знаний


3. Рефлексия результатов обучения:
- подведение итогов занятия:
- ответы на возможные вопросы

- отмечаются лучшие обучающиеся

4. Домашнее задание

5. Задание к самостоятельной работе


Отвечают на вопросы конечного уровня знаний.









Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы.


Проведение фронтального опроса по изученной теме.

Оценивание ответов.


Оценка учебного занятия преподавателем.





Проводит инструктаж по самостоятельной работе.

Объявляет задания.


Вопросы конечного уровня знаний.







Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.];

Самостоятельная работа, сделать структурно-логическую схему «Строение клетки»

5'




1-3'

4. Конспект лекции (прилагается).


7. Материалы методического обеспечения занятия:

7.1. Материалы контроля домашнего задания:

А) карточки с биологическим диктантом

Б) карточки…….

7. 2. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):

- из чего состоят живые организмы

- о чем свидетельствует сходство химического состава клеток

- какие химические элементы входят в состав клеток?

- что такое органогены и какова их роль в клетке?

- в чем заключается значение микроэлементов?

- какова роль воды в клетке?

- какова связь между химическим строением воды и ее ролью в клетке

- какова роль минеральных веществ в клетке?

б) иллюстрированный материал:

Таблицы:

«Строение молекулы воды»

7. 3. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:

а) презентация занятия (прилагается);

б) аудиторная самостоятельная работа заполнение таблицы;

7. 4. Материалы контроля для заключительного этапа:

- охарактеризуйте химический состав белков;

- чем отличаются простые и сложные белки;

- какие существуют уровни структурной организации белков;

- перечислите функции белков в клетке;

- охарактеризуйте химический состав углеводов;

- особенности строения моно-, ди- и полисахариды. Приведите примеры;

- какие функции углеводов в клетке;

- каково строение липидов;

- перечислите функции липидов.

7. 5. Материалы самоподготовки студентов по теме занятия:

а) внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Методические рекомендации к самостоятельной работе «Неорганические вещества клетки» (Приложение 5).

8. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint.


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /

[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.

2.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ [В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.

Константинова. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия»,

2014. 320 с.

3. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.Ф. Никитина. - СПб.: СпецЛит, 2008. - 494с

4. Биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. В. Иванова. – М. : Просвещение, 2014. – 127 с.


Дополнительная:

1. Беляев Д.К. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. /Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004. – 304с.

2. Биология. В 2-х книгах. / Под редакцией профессора В.Н. Ярыгина. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов медицинских специальностей. М: «Высшая школа». 2001.

3. Гребенник Л.А. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов /Л.А. Гребеник и др. Под ред. В.П. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283с.

4. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие /авт-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кумченко. – 7-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2005. – 234с.

5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия (совместно с ВШ)». 2001.


Интернет-ресурсы

1. Методическая служба. Электронные ресурсы по биологии

http://metodist.lbz.ru/iumk/biology/er.php

2. Газета «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru

3. Презентации по биологии http://mirbiologii.ru/

4. Вся биология – современная биология, научные обзоры, новости науки

http://www.sbio.info/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!