Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: объясните как деление индийского общества на жесткие границы было связано с религиозными представлениями. | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы | Учитель. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы – брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины произошли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Земледельцы – те, кто пашет землю и пасет скот, - возникли из его бедер. А слуги находятся ниже всех, потому что созданы из запыленных ступней его ног. Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь у коровы, например, не может родиться жеребенок или поросенок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг – слугами. Задание 1. Прочитайте пункты параграфа 2 «Как брахманы приносили жертвы» и 3 «Периоды жизни брахмана». В тетради составьте Кодекс жизни брахмана. Выпишите определение «каста» в тетрадь. Задание 2. Прочитайте пункт параграфа 3 «Касты знатных воинов, земледельцев и слуг», ответьте устно на вопросы: - Почему каста воинов, из которых выходили раджи, своим предком считали Раму. - Какие характеристики Рамы стали нравственным эталоном касты воинов? - Назовите вид отношений, который отличал земледельца от слуги? (подчинение) Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Смысловое чтение пунктов параграфа 5 «Неприкасаемые» и «Неравенство между кастами казалось индийцам естественным и вечным». Вопросы: - Существует ли различие между рабом в Египте и «неприкасаемым» в Индии? - Как связаны кастовое общество и религия? Вывод запишите в тетрадь. Задание 3. Прочитайте Легенду о Будде и ответьте на вопросы: - что привлекало последователей Будды в нем самом и в его учении? - как Будда относился к кастовым различиям между людьми? | Записывают определения в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Объяснять связь религиозных представлений древних индийцев и социального строения общества (касты и варны) Определять исторические процессы в индийском обществе, повлекшие за собой изменения его состава и привели к появлению новой религии – буддизма | Устный опрос |