СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку "Индийские касты" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку "Индийские касты" 5 класс»

Технологическая карта

Тема урока

Индийские касты

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока


Образовательные ресурсы

Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с.

http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5480&hry=./52291/64353/64364

План урока

  1. Миф о происхождении четырех каст

  2. Как брахманы приносили жертвы

  3. Периоды жизни брахмана

  4. Касты знатных воинов, земледельцев и слуг

  5. «Неприкасаемые».

  6. Неравенство между кастами – естественное и вечное в представлении индийцев

Цель урока

Создание условий для формирования представлений об Индии: население, социальная структура

Формы и методы обучения

Методы: репродуктивный

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Каста, брахманы, отшельник, «неприкасаемые», буддизм

Планируемые образовательные результаты

Получат возможность научиться: форме сличения способа действия и его результата. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий, планировать свои действия.

Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

Формы контроля

Организационный момент

3

Подготовка класса к работе

Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: объясните как деление индийского общества на жесткие границы было связано с религиозными представлениями.

Записывают тему урока, заполняют тетради

Фронтальная

Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

организуют  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работают индивидуально;

формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение;

Записывают тему урока в тетрадь

Изучение нового материала

20

Ответы на вопросы


Учитель. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы – брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины произошли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Земледельцы – те, кто пашет землю и пасет скот, - возникли из его бедер. А слуги находятся ниже всех, потому что созданы из запыленных ступней его ног.

Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь у коровы, например, не может родиться жеребенок или поросенок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг – слугами.

Задание 1. Прочитайте пункты параграфа 2 «Как брахманы приносили жертвы» и 3 «Периоды жизни брахмана». В тетради составьте Кодекс жизни брахмана.

Выпишите определение «каста» в тетрадь.

Задание 2. Прочитайте пункт параграфа 3 «Касты знатных воинов, земледельцев и слуг», ответьте устно на вопросы:

- Почему каста воинов, из которых выходили раджи, своим предком считали Раму.

- Какие характеристики Рамы стали нравственным эталоном касты воинов?

- Назовите вид отношений, который отличал земледельца от слуги? (подчинение)

Физминутка

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию.

Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя.

Осуществляют анализ фактов.

Устный опрос

Записи в тетради



Смысловое чтение пунктов параграфа 5 «Неприкасаемые» и «Неравенство между кастами казалось индийцам естественным и вечным».

Вопросы:

- Существует ли различие между рабом в Египте и «неприкасаемым» в Индии?

- Как связаны кастовое общество и религия?

Вывод запишите в тетрадь.

Задание 3. Прочитайте Легенду о Будде и ответьте на вопросы:

- что привлекало последователей Будды в нем самом и в его учении?

- как Будда относился к кастовым различиям между людьми?


Записывают определения в тетрадь

Фронтальная, индивидуальная

Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу.

Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Записи в тетради

Первичное осмысление и закрепление

6

Работа в рабочей тетради

Работа в рабочей тетради

83 – первый вариант

84 – второй вариант

Отвечают на вопросы

Индивидуальная

Формулируют ответы; осуществляют поиск информации.

Устные ответ

Итоги урока, рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке знаний

Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:

  • О чем мы узнали на уроке?

  • Что мы записали в тетради?

  • Что мы увидели в презентации?

  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).

Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Объяснять связь религиозных представлений древних индийцев и социального строения общества (касты и варны)

Определять исторические процессы в индийском обществе, повлекшие за собой изменения его состава и привели к появлению новой религии – буддизма

Устный опрос

Домашнее задание

1

§ 21.

Объясняет выполнение домашнего задания и критерии оценки

Записывают в дневник

Фронтальная

Рефлексируют уровень сложности задания

Записи в дневнике




Карточка – задание № 3 «Индийские касты»

Задание: прочитайте параграф 21 и ответьте на письменно на вопросы.


Вопрос

Ответ

1

Назовите особенности деления индийского общества на касты

Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы.

2

Дайте определение понятию «каста»

Группа людей, обладающая определенными права и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.

3

Составьте кодекс жизни брахмана.

- упорно учиться

- почитать старших

- создать семью

- прославлять богов, кормить богов

- закончить жизнь отшельником

4

Дайте определение понятию «отшельник»

Человек, отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединенно.

5

Назовите вид отношений, который отличал земледельца от слуги

Подчинение

6

Существует ли различие между рабом в Египте и «неприкасаемым» в Индии

Да, существует. К рабам в Египте относились лучше, их кормили и следили за ними. К неприкасаемым никто не подходил и считали их за животных.

7

Как Будда относился к кастовым различиям между людьми

Отрицательно. Будда учил, что главное – личные достоинства человека, а не от его происхождения.

8

Работа в рабочей тетради

№ 83, 84




Карточка – задание № 3 «Индийские касты»

Задание: прочитайте параграф 21 и ответьте на письменно на вопросы.


Вопрос

1

Назовите особенности деления индийского общества на касты

2

Дайте определение понятию «каста»

3

Составьте кодекс жизни брахмана.

4

Дайте определение понятию «отшельник»

5

Назовите вид отношений, который отличал земледельца от слуги

6

Существует ли различие между рабом в Египте и «неприкасаемым» в Индии

7

Как Будда относился к кастовым различиям между людьми

8

Работа в рабочей тетради № 83, 84





Карточка – задание № 3 «Индийские касты»

Задание: прочитайте параграф 21 и ответьте на письменно на вопросы.


Вопрос

1

Назовите особенности деления индийского общества на касты

2

Дайте определение понятию «каста»

3

Составьте кодекс жизни брахмана.

4

Дайте определение понятию «отшельник»

5

Назовите вид отношений, который отличал земледельца от слуги

6

Существует ли различие между рабом в Египте и «неприкасаемым» в Индии

7

Как Будда относился к кастовым различиям между людьми

8

Работа в рабочей тетради № 83, 84





Карточка – задание № 3 «Индийские касты»

Задание: прочитайте параграф 21 и ответьте на письменно на вопросы.


Вопрос

1

Назовите особенности деления индийского общества на касты

2

Дайте определение понятию «каста»

3

Составьте кодекс жизни брахмана.

4

Дайте определение понятию «отшельник»

5

Назовите вид отношений, который отличал земледельца от слуги

6

Существует ли различие между рабом в Египте и «неприкасаемым» в Индии

7

Как Будда относился к кастовым различиям между людьми

8

Работа в рабочей тетради № 83, 84





Карточка – задание № 3 «Индийские касты»

Задание: прочитайте параграф 21 и ответьте на письменно на вопросы.


Вопрос

1

Назовите особенности деления индийского общества на касты

2

Дайте определение понятию «каста»

3

Составьте кодекс жизни брахмана.

4

Дайте определение понятию «отшельник»

5

Назовите вид отношений, который отличал земледельца от слуги

6

Существует ли различие между рабом в Египте и «неприкасаемым» в Индии

7

Как Будда относился к кастовым различиям между людьми

8

Работа в рабочей тетради № 83, 84




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!