3.Отработка новых знаний. | Учитель зачитывает стихотворение А.Волхонского. « Рай» Над небом голубым Есть город золотой С прозрачными воротами И яркою звездой. А в городе том сад, Все травы да цветы, Гуляют там животные Невиданной красы. Одно, как рыжий огнегривый лев, Другое – вол, исполненный очей, Третье – золотой орел небесный, Чей там светел взор незабываемый. - Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? -Правильно, о городе, но не о современном городе, а о средневековом. -Так какая же тема сегодняшнего урока? Европейские города средневековья. Сформулируйте задачи урока. Знакомство с своеобразием городов Средневековья; познакомить с одеждой горожан; создать панно средневекового города; повторить термины: порталы, готика, витраж, каркас, | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности. |
Применение новых знаний. | -В каком веке мы с вами живем? -Сегодня мы с вами, ребята, перенесемся на несколько веков назад, в эпоху средневековья. Эта эпоха началась с конца 5 века и длилась тысячу лет. В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов, но с 10 -11вв. их число стало расти. Раньше всего, уже в 9 в., возродились древние и возникли новые города в Италии и на юге Франции. Города возникали на перекрестках дорог, у судоходных рек, там, где было удобно устраивать ярмарки. Каждый город в те времена нуждался в защите и превращался в настоящую крепость с башнями и воротами, которые запирались на ночь. Тесно прижатые друг к другу дома с высокими двухскатными крышами росли вверх, образуя сплошные стены узких кривых улочек. Центральным местом в городе была рыночная площадь, где мастера продавали свои изделия. Неподалеку от нее находился собор, способный вместить сразу всех жителей. Такие городские соборы, построенные в Средние века,принято называть готическими. Готика – стиль средневековой западноевропейской архитектуры, характеризующийся остроконечными сооружениями в сочетании со статуями, витражами. Витраж - это цветные стекла, заполнившие пространство окна. Особое значение имеет витраж, который называют розой готического собора. Это большое круглое окно с ажурным переплетом на фасаде собора, высоко над входом. В нижней части фасада собора, обращенного на площадь, располагались порталы – входы. Это неглубокие стрельчатые арки со скульптурами святых. - Чем отличается готический стиль архитектуры от древнегреческого? -А как выглядели люди в Средневековье? -Что они носили? Рассматривать городскую толпу очень интересно. Знатные люди, рыцари, священники, ученые и мастера – люди разных профессий и занятий – одевались по-разному. -Чем отличается одежда богатых людей от одежды бедных людей? (Была более разноцветной, украшалась вышивкой). Но и много общего было в одежде у людей. ---В готическом костюме, как и в архитектуре, преобладали горизонтальные или вертикальные линии? (Вертикальные). Мужчины одевались в обтягивающие трико, а женщины в длинные со шлейфом юбки. Верхняя часть одежды шилась очень узкой. Это удлиняло фигуру. Обувь носили без каблука с длинными, остроконечными носами. Головные уборы были остроконечными и высокими, в виде конуса, Средневековый костюм представлял собой образное единство с заостренными башнями и шпилями соборов. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Сравнивают, анализируют архитектуру. | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость исторического прошлого. Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют строить речевое высказывание. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют слушать одноклассников и учителя; правильно рассуждать и находить ответы на вопросы. |
Творческая практическая деятельность | Делит учащихся на группы и объясняет последовательность выполнения работы (техника безопасности на уроке с работой ножницами). Посмотрите внимательно на доску. Изображена картина художника. Скажите что с ней не так.Сегодня на уроке вам предстоит выполнить творческую работу «Площадь средневекового города» в смешанной технике. - 1-я группа изготовляет здания средневекового города и собор. Фасад собора надо вырезать из бумаги, а его детали приклеить дополнительно или дорисовать красками. -2-я группа изображает жителей города красками на бумаге, соразмерных величине панно. Потом их можно вырезать и вклеить в панно. Постарайтесь, чтобы получились группы людей. Придумайте и изобразите, чем они заняты: разговаривают, торгуют, прогуливаются, идут в храм. | Слушают учи-теля, выполняют творческую работу. | Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения. Коммуникативные: работают в группах, обмениваются мнениями. |
Физкультминутка Итог урока. Рефлексия. | Разминка для глаз - Какое архитектурное направление вы узнали? -Что являлось украшением соборов? -Как строился средневековый город? -Кто являлся его жителями? -Кто торговал, изготавливал товары? -Какую особенность имели дома? -Назовите особенности одежды средневековья -Назовите вид работы, которым мы занимались сегодня? - Как вы считаете, вы справились с работой? - В чем была сложность при выполнении задания? -Молодцы! Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. | Отвечают на вопросы, анализируют свою работу, находят недочеты, оценивают свою работу. | Личностные: понимают значение знаний для человека Регулятивные: оценивают свою работу. |