- овладение умениями смыслового, выразительного чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
- развитие творческих способностей, речи, памяти, логического мышления, чувства дружбы и взаимоуважения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Методы |
1.Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок, проверяет готовность к уроку. -Здравствуйте! Меня зовут Дарья Алексеевна, и сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я. Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ Вы учите их – они учат вас! Улыбнитесь себе, своему соседу по парте, а теперь нашим гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. - Каким вы хотите видеть наш урок? - Что для этого нужно? -Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям у нас получится интересный и продуктивный урок. | Приветствуют учителя. Принимают установку учителя. - Успешным. - Активно работать. | Л2: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; | Формирование готовности восприятия учебного материала |
2.Актуализация опорных знаний | Организует проверку домашнего задания. - Ребята, с каким произведением Даниила Хармса вы познакомились на прошлом уроке? - Что необычного в этом произведении? - Кто играл, во что и как? - В стихотворении Д.Хармса «Игра», мы увидели игры детей того времени, в которое было написано это произведение. - Интересно, а в какие игры играете вы? - Зачем автор повторяет слова, строки, а иногда даже целые отрывки текста? -Какой мы выберем ритм для чтения этого стихотворения? - Почему? - Проверим ваше выразительное чтение. Оценивает выразительное чтение детей по критериям. Организует речевую разминку. - Сейчас мы будем работать с небылицей. Кто знает, что такое небылица? - Небылица – это короткие стишки или рассказы, в которых рассказывается о чём – то таком, чего не может быть на самом деле. - У вас на столах лежат карточки с небылицей. Сначала прочтите небылицу самостоятельно в пол голоса, потом медленно все вместе, потом быстрее, и очень быстро. Мой друг Ермошка Ехал на гармошке. Проскакал немножко, Пересел на ложку, Ложка сломалась, Гармошка потерялась. Ермошка сел на скалку, Взял большую палку. Едет, погоняет, Песни распевает. - Молодцы! Вы отлично справились с речевой разминкой. | Отвечают на вопросы учителя. - Мы познакомились со стихотворением «Игра» - Необычная игра детей - Петька - автомобиль, Васька - почтовый пароход, Мишка – советский самолет. Высказывают свои предположения. - Он тоже играет, только со словами - Быстрый - Дети бегают, игра подвижная. Выразительно читают стихотворение по частям. Высказывают свои предположения. Слушают учителя. Работают с небылицей. | К2: способность формулировать собственное мнение и позицию; П2: понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого; П2: понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого; | Беседа Работа с учебником Беседа Речевая разминка |
3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание | Подводит обучающихся к теме и цели урока. - Откройте учебники на стр. 165 перед вами ещё одно интересное, весёлое стихотворение - небылица Даниила Хармса. Посмотрите внимательно на это стихотворение, что необычного вы увидели в этом стихотворении? - Как мы можем назвать его? - Верно! В таких стихотворениях мы определяем название по первой строчке. - Как вы думаете о чём оно? - Итак, ребята с каким произведением мы сегодня познакомимся? - Как вы думаете, чему мы будем учиться? Какая цель урока? | Слушают учителя. Открывают учебники на с.165. Рассматривают стихотворение. - У стихотворения нет названия. - По первой строчке «Вы знаете?..». Высказывают свои предположения. - Мы познакомимся со стихотворением Д.Хармса «Вы знаете?» - Мы будем учиться выразительно читать и анализировать стихотворение. Цель нашего урока: уметь понимать стихотворение Д.Хармса «Вы знаете?..» через смысловое, выразительное чтение | Л3: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; Р1: формулировать совместно с учителем учебную задачу урока. | Работа с учебником Беседа |
3.2. Открытие нового знания Физминутка | Первичное чтение стихотворения учителем. - Сейчас я прочту стихотворение Д.Хармса, а вы внимательно слушайте, чтобы потом ответить на мои вопросы. - Понравилось ли вам стихотворение? Почему? Что понравилось? Словарная работа. Установка лексического значения слов. - В стихотворении нам встретились несколько незнакомых для вас слов и выражений. Давайте вместе их разберем. 1 слово: несомненно - бесспорно, очевидно (синонимы) 2 слово: здоровенный - очень большой, высокого роста. (показ иллюстрации) 3 слово: ястребы - это дневные хищные птицы (показ фото) 4 слово: ерунда - Что-либо несерьезное, пустое; чепуха, нелепость 5 слово: собаки пустолайки - собаки, лающие попусту, без нужды. (словарь) 6 слово: часовой - это военный, который охраняет порученное ему место. (показ иллюстрации) 7 слово: дубина – толстая деревянная палка. (иллюстрация) 8 слово: метёлка – то же самое, что и метла. (иллюстрация) Организует проведение физминутки (видео) | Внимательно слушают чтение учителя. Высказывают свои предположения. Слушают учителя. Слушают учителя. Высказывают своё предположение о значении слова. Смотрят на экран. Слушают учителя. Слушают учителя. Высказывают свои предположения. Смотрят на экран, слушают учителя. Высказывают свои предположения. | Л3: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; К2: способность формулировать собственное мнение и позицию; | Работа с учебником Беседа Словарная работа Демонстрация Беседа |
3.3.Первичное закрепление | Организует первичное закрепление. - Теперь проверим как вы внимательно слушали. Ответьте на вопросы? - Как вы представляете себе ситуацию, которая описана в стихотворении? - Как нам лучше назвать главного героя? - Отличается ли ложь от фантазии? Чем? - Верно! Ложь- это целенаправленное действие, а фантазия не имеет злого умысла. - Как вы думаете, зачем автор использует повторы слов? - Какое настроение хотел передать нам автор? - Получилось у него это? - Какое название лучше подойдёт этому стихотворению? Придумайте. - Теперь выборочное чтение. Вы работаете в парах. Рассмотрите иллюстрации на с. 165 – 169 и к каждой найдите соответствующие строчки. - Давайте, посмотрим, что у вас получилось. | Отвечают на вопросы учителя: - Один мальчик стоит напротив группы детей и рассказывает им небылицы, а они кричат, удивляются и не верят ему Придумывают название герою. Высказывают свои предположения - Чтобы показать, что не один человек отвечает, а сразу несколько Высказывают свои предположения. Придумывают название стихотворению. Работают в парах над иллюстрациями на с.165 – 169, соотносят их с соответствующими строчками. Читают в парах строчки к иллюстрациям. | П2: понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого; Л1: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; К1: способность договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; | Беседа Работа с учебником Работа в парах |
3.4.Самостоятельная работа | Организует самостоятельную работу. - Предлагаю прочитать вам стихотворение по ролям. Выберем фантазёров и несколько недоверчивых ребят. | Читают стихотворение по ролям. | П1: проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении творческих заданий; К1: способность договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; | Чтение по ролям |
3.5.Повторение и включение в систему знаний | Организует проведение игры «Доскажи словечко». - Даниил Хармс очень любил писать стихи, а помогала ему в этом деле госпожа рифма. Скажите, ребята, а вы дружите с рифмой? Хотите почувствовать себя настоящими поэтами? Тогда, я предлагаю вам выполнить творческое задание. Доскажите словечко в стихотворении, соблюдая рифму. 1.Есть сладкое слово – конфета. Есть быстрое слово – ракета. Есть кислое слово – лимон. Есть слово с окошком – вагон. Есть слово колючее – ёжик. Есть слово промокшее – дождик. Есть слово упрямое – цель. Есть слово колючее – ель. Есть книжное слово – страница. Есть слово лесное – синица. Есть слово пушистое – снег. Есть слово весёлое – смех. 2. Если есть друзья на свете – Всё прекрасно, всё цветёт. Даже самый сильный ветер, Даже буря не согнёт. Мы и в дождь, и в снег, и в стужу Будем весело шагать. При любой погоде дружим – Дружбы этой не порвать. И любой из нас ответит, Скажут все, кто юн и смел: Мы с тобой живём на свете Для хороших, славных дел. Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадёт, В любой беде не пропадёт, А если и споткнётся вдруг, То встать ему поможет друг! | Слушают учителя. Смотрят на экран. Выполняют творческое задание. | П1: проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении творческих заданий; | Творческое задание |
4.Рефлексия учебной деятельности | Подводит итог урока. - Какое настроение создают стихи Д. Хармса? - Хочется ли вам познакомиться с другими его произведениями? - Что мы делали сегодня на уроке? - С каким стихотворением Д.Харма вы сегодня познакомились? - Достигли ли мы цели поставленной в начале урока? - Дружно ли вы работали? Выразительно ли читали? Организует самооценку деятельности детей. -Вот и подходит наш урок к концу. Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. - У вас на столах лежат карточки зелёного и красного цвета. Поднимите зелёную карточку, если вы были активны и остались довольны своей работой. Поднимите красную, если вы были недостаточно активны на уроке и остались довольны своей работой. Объявляет домашнее задание, фиксирует на доске. - стр.165-169 выр.чт., найти другие стихи Д.Хармса - Подготовиться к выразительному чтению стихотворения, найти в журналах или в книгах другие стихи Д.Хармса, приготовиться читать их в классе. | Отвечают на вопросы учителя. - Радостное - Да - Познакомились со стихотворением Д.Хармса «Вы знаете?», читали выразительно, анализировали стихотворение. - Да, достигли - Да Слушают учителя. Оценивают свою деятельность на уроке. Записывают домашнее задание. | К2: способность формулировать собственное мнение и позицию; Р2: фиксировать удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке; | Обобщающая беседа Самооценка |