СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Полотняная загадка Орловщины"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по технологии. Краеведческий материал.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Полотняная загадка Орловщины"»

Открытый урок по технологии в 8 классе

Тема урока: «Полотняная загадка Орловщины»

Цели урока:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о народных промыслах Орловщины (вышивка «Орловский спис», женский народный костюм, тряпичная кукла).

2. Формировать чувство любви к своей малой родине, гордости за свою землю.

3. Развитие воображения, мышления, чувства прекрасного.

Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

Оборудование

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Оргмомент.

0,5 мин



-Здравствуйте! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости.

Приветствие учителя и гостей.

Мотивация учебной деятельности.

0,5 мин



Объявление темы урока.

- Тема нашего урока «Полотняная загадка Орловщины».

Постановка целей урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по данному разделу.

- Сегодня на уроке мы с вами систематизируем знания по народному творчеству нашего края и попытаемся разгадать полотняную загадку Орловщины.


Запись темы в тетрадь.



Проверка знаний фактического материала.

3 мин

Опрос












ПК, слайд (схема).

- Одним из ключевых слов темы урока является слово полотно. Полотна крестьяне изготавливали самостоятельно и назывались они домоткаными.

- Вспомните, какие волокна использовали крестьянки для изготовления домотканых полотен.

- Какие изделия изготовляли крестьянки из полотна?


Полотняные изделия




Одежда

Предметы быта

Игрушки






- Какие предметы быта изготавливали орловские крестьяне?

- Чем декорировали эти предметы быта?

- Какие виды вышивок были традиционными для Орловщины?






Лен, шерсть, конопля.


Одежда, предметы быта, игрушки.



Запись схемы в тетрадь.








Рушники, скатерти, подзоры.

Вышивкой, кружевом.

Вышивка крестом, вышивка «Орловский спис».


Проверка основных понятий, умения самостоятельно объяснить их суть.

7 мин






















3 мин




















5 мин





4 мин

Защита проекта





















Опрос




















Просмотр фрагмента фильма

ПК, презентация

«Орловский спис».



















ПК, слайд

«Народные костюмы».






ПК, слайд

«Женский и девичий костюм».









ПК, DVD.

«Народный костюм».



ПК, слайд

«Женский головной убор».

- В этом году на уроках технологии мы с вами изготовили композицию в технике «Орловский спис». Девочки подготовили презентацию по данной теме.



- В чем заключалась загадка вышивки «Орловский спис»?


Важною "павой", "душой голубицей"

Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе:

Ткали и пряли, вязали и шили,

Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина...

Но выходила на праздник она

В дивном наряде крестьянской одежды.

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!


- Посмотрите внимательно на изображения на экране.

- Под каким номером показан народный костюм Орловской губернии?

- Из каких элементов состоял женский праздничный костюм?



- Чем отличался костюм девушки от костюма женщины?










Предлагаю вашему вниманию просмотр фрагмента фильма «Русский народный костюм».

- Назовите, из каких элементов состоит женский головной убор.

- Почему женщины носили такой сложный головной убор?


Из старой одежды и остатков от пошива одежды крестьянки изготавливали тряпичные куклы.

- Назовите виды тряпичных кукол.

- В чем заключается загадка тряпичных кукол?





Из истории вышивки.

Особенности вышивки «Орловский спис».

Основные мотивы.

Последовательность изготовления панно.

В выборе мотивов, в подборе цветовой гаммы и видов бранок.
















3.

Рубаха, понева, завеска, пояс, головной убор, нагрудные и шейные украшения.

Девичий костюм состоял из рубахи, пояса, завески, повязки. Женский костюм дополняла понева и сложный головной убор. На женском костюме было больше декоративных украшений, которые носили защитную функцию. У женщин преклонного возраста количество декора на костюме сокращалось.



Повойник, кичка, сорока, позытылень.

Волосы замужней женщины никто не должен видеть.




Обрядовые, обереговые, игровые.

Куклы оберегали детей от сглаза и порчи («Пеленашки», «Лихоманки», кукла «Травница»), с куклами совершали народные обряды (свадебные «Неразлучники», праздничные «Пасха», «Масленица»). В играх с куклами дети постигали социальные роли людей («Орловская кукла», «Зерновушка»).

Применение знаний в стандартных и измененных условиях.

15 мин

Групповая работа

















Защита работы



- Предлагаю вам выбрать одну из цветных карточек.

- Что символизирует цвет вашей карточки?

Учащиеся, выбравшие белые карточки будут изготавливать плакат по теме «Загадки народного костюма», красного – «Загадки вышивки «Орловский спис», синего– «Загадки тряпичной куклы». Сдвиньте для удобства работы в группе столы, возьмите материалы для плаката, выбирайте нужную информацию и картинки, наклейте их на ватман. На выполнение работы вам отводится 10- 12 минут, далее каждая группа представляет свой плакат.




Оценивание работы учащихся.



Красный – цвет жизни, праздника.

Синий – цвет спокойствия.

Белый – цвет чистоты, невинности.



Изготовление плакатов по темам:

«Загадки народного костюма»,

«Загадки вышивки «Орловский спис», «Загадки тряпичной куклы».


Представление плакатов.


Подведение итогов урока. Рефлексия.

2 мин



- В чем заключалась полотняная загадка Орловщины?






- Что нового вы почерпнули на уроке?














- Каково ваше отношение к приобщению к традициям, обрядам, творчеству наших предков?









- Нарисуйте на кружке смайлик, который будет соответствовать степени интереса темы сегодняшнего урока.

При работе с полотном крестьянки через молитвы изготавливали одежду, предметы быта, игрушки, наделяя их защитными функциями.


Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.

Изучая традиционные приемы "орловского списа", его образный и сюжетный строй, мы стремимся разгадать тайны старинной вышивки.

Тряпичная кукла в настоящее время является сувенирами, которые можно дарить близким и друзьям на праздники.


Знакомство с традициями наших предков способствует формированию патриотизма, гордости за свою малую Родину.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!