Проверка знаний фактического материала. | 3 мин | Опрос | ПК, слайд (схема). | - Одним из ключевых слов темы урока является слово полотно. Полотна крестьяне изготавливали самостоятельно и назывались они домоткаными. - Вспомните, какие волокна использовали крестьянки для изготовления домотканых полотен. - Какие изделия изготовляли крестьянки из полотна? Полотняные изделия Одежда Предметы быта Игрушки - Какие предметы быта изготавливали орловские крестьяне? - Чем декорировали эти предметы быта? - Какие виды вышивок были традиционными для Орловщины? | Лен, шерсть, конопля. Одежда, предметы быта, игрушки. Запись схемы в тетрадь. Рушники, скатерти, подзоры. Вышивкой, кружевом. Вышивка крестом, вышивка «Орловский спис». |
Проверка основных понятий, умения самостоятельно объяснить их суть. | 7 мин 3 мин 5 мин 4 мин | Защита проекта Опрос Просмотр фрагмента фильма | ПК, презентация «Орловский спис». ПК, слайд «Народные костюмы». ПК, слайд «Женский и девичий костюм». ПК, DVD. «Народный костюм». ПК, слайд «Женский головной убор». | - В этом году на уроках технологии мы с вами изготовили композицию в технике «Орловский спис». Девочки подготовили презентацию по данной теме. - В чем заключалась загадка вышивки «Орловский спис»? Важною "павой", "душой голубицей" Издавна так называли девицу. Девичьи руки в труде и заботе С ранней поры привыкали к работе: Ткали и пряли, вязали и шили, Сеяли, жали и тесто месили. В трудной работе сгибалась спина... Но выходила на праздник она В дивном наряде крестьянской одежды. Так испокон сохранен на Руси Женский костюм небывалой красы! - Посмотрите внимательно на изображения на экране. - Под каким номером показан народный костюм Орловской губернии? - Из каких элементов состоял женский праздничный костюм? - Чем отличался костюм девушки от костюма женщины? Предлагаю вашему вниманию просмотр фрагмента фильма «Русский народный костюм». - Назовите, из каких элементов состоит женский головной убор. - Почему женщины носили такой сложный головной убор? Из старой одежды и остатков от пошива одежды крестьянки изготавливали тряпичные куклы. - Назовите виды тряпичных кукол. - В чем заключается загадка тряпичных кукол? | Из истории вышивки. Особенности вышивки «Орловский спис». Основные мотивы. Последовательность изготовления панно. В выборе мотивов, в подборе цветовой гаммы и видов бранок. 3. Рубаха, понева, завеска, пояс, головной убор, нагрудные и шейные украшения. Девичий костюм состоял из рубахи, пояса, завески, повязки. Женский костюм дополняла понева и сложный головной убор. На женском костюме было больше декоративных украшений, которые носили защитную функцию. У женщин преклонного возраста количество декора на костюме сокращалось. Повойник, кичка, сорока, позытылень. Волосы замужней женщины никто не должен видеть. Обрядовые, обереговые, игровые. Куклы оберегали детей от сглаза и порчи («Пеленашки», «Лихоманки», кукла «Травница»), с куклами совершали народные обряды (свадебные «Неразлучники», праздничные «Пасха», «Масленица»). В играх с куклами дети постигали социальные роли людей («Орловская кукла», «Зерновушка»). |
Применение знаний в стандартных и измененных условиях. | 15 мин | Групповая работа Защита работы | | - Предлагаю вам выбрать одну из цветных карточек. - Что символизирует цвет вашей карточки? Учащиеся, выбравшие белые карточки будут изготавливать плакат по теме «Загадки народного костюма», красного – «Загадки вышивки «Орловский спис», синего– «Загадки тряпичной куклы». Сдвиньте для удобства работы в группе столы, возьмите материалы для плаката, выбирайте нужную информацию и картинки, наклейте их на ватман. На выполнение работы вам отводится 10- 12 минут, далее каждая группа представляет свой плакат. Оценивание работы учащихся. | Красный – цвет жизни, праздника. Синий – цвет спокойствия. Белый – цвет чистоты, невинности. Изготовление плакатов по темам: «Загадки народного костюма», «Загадки вышивки «Орловский спис», «Загадки тряпичной куклы». Представление плакатов. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. | 2 мин | | | - В чем заключалась полотняная загадка Орловщины? - Что нового вы почерпнули на уроке? - Каково ваше отношение к приобщению к традициям, обрядам, творчеству наших предков? - Нарисуйте на кружке смайлик, который будет соответствовать степени интереса темы сегодняшнего урока. | При работе с полотном крестьянки через молитвы изготавливали одежду, предметы быта, игрушки, наделяя их защитными функциями. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучая традиционные приемы "орловского списа", его образный и сюжетный строй, мы стремимся разгадать тайны старинной вышивки. Тряпичная кукла в настоящее время является сувенирами, которые можно дарить близким и друзьям на праздники. Знакомство с традициями наших предков способствует формированию патриотизма, гордости за свою малую Родину. |