Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока алгебры в 8 классе по теме: "Способы решения рациональных уравнений."»
Технологическая карта урока №10:
Педагог: Самуткин Элезарь Валериянович
Предмет: Алгебра. Класс: 8
Учебник (УМК): С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. Алгебра. 8 класс. – М.: Просвещение, 2018. – 303 с.
Тема урока: Способы решения рациональных уравнений.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультипроектор.
Цель темы как достигаемые образовательные результаты:
создать условия для формирования представлений о решении произвольных рациональных уравнений повышенной сложности, левые и правые части которых –рациональные выражения, при помощи равносильных преобразований.
Предметные: сформировать у обучающихся умение решать рациональные уравнения повышенной сложности при помощи равносильных преобразований.
Метапредметные:
Регулятивные – уметь ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку, осуществлять оценку результата действия, различать способ и результат действия; корректировать процесс (решения рациональных уравнений при помощи равносильных преобразований), оценивать равносильность выполнения действий;
Коммуникативные – планировать учебное сотрудничество, уметь вести диалог, аргументированно высказывать свои суждения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
Познавательные – формулировать проблемы и самостоятельное создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера, уметь читать математический текст и находить информацию в учебнике по заданной теме, на наглядно-интуитивном уровне проводить наблюдение, анализ и делать выводы; подведение под понятие (рационального уравнения, равносильности уравнений), логически мыслить, рассуждать; работать по правилу, алгоритму и образцу, владеть общим приемом решения уравнений; рефлексия и оценка способов и условий действия;
Личностные: смыслообразование (обучающийся задается вопросом, какое значение имеет изучение данного понятия), формирование ответственного отношения к успешной учебной деятельности.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей: обучающийся выделяет равносильные уравнения и неравносильные, применяет равносильные преобразования для приведения произвольного рационального уравнения к уравнению, одна часть которого алгебраическая дробь, а другая – нуль, применяет алгоритм решения таких уравнений, исследует число корней уравнения.
Уровень/планируемый результат | Способ оценивания результата |
Знание: способность воспроизвести правило решения рационального уравнения с произвольной левой и правой частью | Опрос, взаимопроверка и взаимооценка |
Понимание: способность различить равносильные уравнения от неравносильных, применять равносильные преобразования для приведения рационального уравнения к требуемому виду, способность выделять потерянные корни и приобретенных посторонних корней. | Групповая и самостоятельная работа над учебными примерами с итоговой проверкой |
Применение: способность привести примеры равносильных преобразований рациональных уравнений повышенной сложности до уравнения, одна часть которого алгебраическая дробь, а другая – нуль. | Опрос, презентация |
Анализ: способность анализировать уравнения в зависимости от состава левой и правой части, возможности его приведения к уравнению с нулевой правой частью, сделать вывод о равносильности проводимых преобразований, о числе корней | В ходе модерации |
Синтез: умение преобразовать разные типы уравнений, обобщать методы равносильных преобразований, обосновывать отсутствие посторонних корней, потери корней. | В ходе фасилитации, опроса и самопрезентации |
Оценка: способность формулировать правило решения произвольных рациональных уравнений и аргументировать вывод о числе их корней. | Тест. Взаимооценка по ходу решения примеров. |
Технологическая карта урока №10 (продолжение)
Этап урока | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность учеников (УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ) |
1.Мотивационно- организационный | 5 мин | Слайд №1 Представляется набор примеров рациональных уравнений, среди которых имеются и рациональные выражения со сложными знаменателями. «Какие равносильные преобразования можно применить к данным уравнениям для их упрощения и приведения к алгоритмическому виду решения? а) - , б) + , в) г) д)» | Ученики просматривают слайд в ходе подготовки к занятию, обсуждают между собой, делают пометки в тетради, размышляют о теме урока. |
2. Создание проблемной ситуации | 3 мин | Понимание: Модерация «Какие сложности возникают при решении представленных уравнений?» Знание, анализ: Какие способы приведения к общему знаменателю частей уравнений, содержащих алгебраические дроби, вы знаете и можете предложить в данных примерах? | Выскажите своё мнение, почему такие уравнения представляют сложность для преобразований. Перечислите виды преобразований уравнений, содержащих алгебраические дроби, которые вы знаете, которые приводят к равносильному уравнению. |
3. Постановка проблемы | 3 мин | Анализ, применение: Управление дискуссией: «Какой тип преобразований уравнений являются рациональными в данном случае?» | Сделайте вывод о возможности потери корней или приобретения посторонних корней. Предложите способ, как рациональнее привести члены уравнения к общему знаменателю. |
4. Выдвижение предположений и гипотез | 3 мин | Применение, понимание: Модерация. «Как по вашему мнению можно решить данные уравнения?» «Какие действия мы можем выполнить, чтобы получить равносильные уравнения и не повысить степени используемых многочленов в числителях и знаменателях?» | Определите, что из себя представляет левая и правая часть уравнения? Предложите, как можно решить данные уравнения? Докажите, что их можно привести к известному вам виду и решать дальше по известному алгоритму. |
5. Доказательство гипотезы и решение проблемы | 10 мин | Анализ: Подведение под понятие «Равносильные рациональные уравнения и их решение». (№322б,г) (Слайд №2) | Работая в парах, выясните, какие равносильные преобразования перечисленных уравнений можно применять для их решения? Сделайте вывод, какие общие знаменатели находятся путем умножения имеющихся, а какие – по другому? |
6. Проверка решения | 16 мин | Применение, оценивание: Фасилитация. Оценка работы товарищей. (№323 в,д). («Можете ли решить следующие уравнения по сформулированному алгоритму без потери корней и приобретения посторонних корней?») | Примените алгоритм решения рационального уравнения приведением к уравнению, одна часть которого алгебраическая дробь, а другая – нуль. Оцените работу товарищей, обоснуйте правильность решения. |
7. Домашнее задание | 3 мин | Анализ и синтез: Проанализируйте алгоритм решения уравнения с произвольными левыми и правыми частями (п. 5.5), решите №323 е,ж. |