СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии Отдел Голосеменные

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: биология

Класс: 6

Тема урока: «Отдел Голосеменные»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии Отдел Голосеменные»

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет -Биология

Класс -6

Дата:

Учитель: Иванова О.С.

Тема урока – Отдел Голосеменные.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формирование систематизированных знаний об общих чертах строения и развития семенных растений, о многообразии голосеменных растений, процессах их размножения и развития. Формирование умения выделять существенные признаки растений, устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Умение структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Умение работать в составе творческих групп.


Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.


Словарь урока: голосеменные, семязачатки, шишки, семена.

Ресурсы урока: УМК Т.А.Исаева; Н.И.Романова, компьютер, интерактивная доска, рабочий лист, лист А4, клей, картинки с изображением низших и высших растений.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности ученика

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(2 минуты).

Слайд 1

-Добрый день, дорогие ребята!

Встаньте ровно и красиво

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно

И скорей начнем урок!

Вновь мы встретились в этом кабинете, который сегодня будет для нас виртуальной лабораторией, а мы с вами – исследователями.

Как вы думаете, что или кто будет объектом нашего исследования? Конечно, растения.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.


Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Устная оценка учителя

2 этап. Актуализация знаний

(6 минут)

Ребята, скажите, а с какими группами растений мы с вами уже познакомились.







На столах у вас лежит рабочий лист. Подпишите свою Фамилию и имя.

Слайд 2

Чтобы проверить как Вы усвоили пройденный материал выполните задание № 1.

Из перечня растений определите: какие относятся к высшим, а какие к низшим.

Слайд 3

Проверка выполнения задание. (посмотрите на слайд и проверьте правильность выполнения задания; подсчитайте правильные ответы и запишите количество баллов ниже)



Вспомним, какое строение имеют представители папоротниковидных.

Слайд 4

Для этого, Иван и Карина выполните задание № 2 в рабочем листе. Перед вами текст, исправьте ошибки, допущенные в тексте.

Слайд 5

Анастасия, перед тобой картинки с изображением представителей низших и высших растений. Твоя задача: распределить их в нужные колонки.

Слайд 6-7

Проверка заданий.

Слайд 8

Сделайте вывод: что общего у всех высших растений?
































Организует работу с рабочими листами.

Отвечают на вопросы учителя (отдел Моховидные, папоротниковидные, водоросли)

Выполняют задания в карточках.



Учащиеся исправляют ошибки, допущенные в тексте.

























Отвечают на вопрос (все высшие растения имеют ткани и органы, размножаются с помощью спор, для размножения необходима вода).










Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя


Самооценка

3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)


(2 минуты)


Далеко не все растения размножаются спорами.

Слайд 9-11

Я хотела бы показать несколько репродукций картин известного русского художника – пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина - «Рожь», «Корабельная роща», «В лесу у графини Мордвиновой», «Сосновый бор», «Еловый лес».

Скажите, какие растения здесь изображены и что у них общего?








Создает проблемную ситуацию, в ходе которой учащиеся делают выводы.























Отвечают на вопрос (сосна, ель, растения размножаются при помощи семян, имеют листья-хвоинки)







Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя














Устная оценка учителя

4. Целеполагание

и планирование


(5 минут)

Как можно назвать эти растения?



Слайд 12

Запишите тему урока в рабочий лист «Отдел Голосеменные».



А что вы знаете об этих растениях?

А что бы вы хотели узнать об этих растениях?

Слайд 13Учитель предлагает заполнить таблицу

Знаю

Хочу узнать

Узнал





Составим план урока.

Слайд 14

Что нам нужно узнать о Голосеменных?

- Представители голосеменных.

- Особенности строения и жизнедеятельности.

- Размножение.

- В чем проявляется их более высокий уровень организации по сравнению с ранее изученными отделами растений (основной вопрос).

Чтобы точно ответить на этот вопрос, я предлагаю провести сегодня урок-исследование.

обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Отвечают на вопрос (хвойные,семенные,

голосеменные).


Записывают тему урока в рабочий лист.



Отвечают на вопрос

(деревья, листья-хвоинки, размножаются семенами, имеют шишки).



Совместно с учителем заполняют таблицу




Составляют план с учителем, делают дополнения







Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Устная оценка учителя,

самооценка

5. «Открытие» нового знания

15 минут


Объяснение учителя с демонстрацией презентации:

Слайд 15

Голосеменные – это очень древняя группа, появились 350 млн. лет назад, 150 млн. лет назад достигли своего господства. Первыми были саговники, похожие на пальму. Голосеменные – в основном древесные растения, среди них не встречаются травы.

Слайд 16

В настоящее время отдел Голосеменные растения делят на 4 класса:

1) Гинкговые

2) Саговниковые

3) Гнетовые

4) Хвойные


Слайд 17

Просмотр видео «Общие признаки Голосеменных»

Задание: выделить общие признаки.


Более подробно мы рассмотрим класс Хвойные.

Слайд 18-22

Класс Хвойные – это самая многочисленная группа голосеменных растений. В растительном покрове нашей планеты хвойные леса занимают более 1/3 всей площади, покрытой лесом. Лес, особенно хвойный – это зеленое золото. Он дает возможность жить всему живому на Земле.

Слайд 23 Я предлагаю вам прослушать аудиозапись и на мгновение оказаться в летнем лесу и получить от этого удовольствие.

Слайд 24

1.У большинства представителей отдела имеются хорошо развитые ткани: фотосинтезирующая, покровная, образовательная, механическая, запасающая.

Слайд 25

2. Древесина состоит из трахеид и содержит смоляные ходы.

Слайд 26

3.Листья чешуевидные или игольчатые (хвоинки), которые покрыты толстым слоем кутикулы.

Слайд 27

4.В листьях хвойных растений вырабатываются фитонциды, которые негативно действуют на болезнетворные бактерии.

Слайд 28

5. Хорошо развитые главные и боковые корни.

Слайд 29

6.Размножаются с помощью семян, которые формируются в семязачатках.

– Это главное биологическое преимущество Голосеменных перед споровыми растениями.

Слайд 30

Я предлагаю Вам посмотреть видео «Размножение голосеменных на примере сосны».

После просмотра и используя учебник на стр. 152-153 выполните задание №3 в рабочем листе.





Слайд 31

Слайд 32

Проверка выполнения задание. Поменяйтесь рабочими листами и сделайте взаимопроверку.

2

1

7

8

9

10

4

5

3

6



Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.












Организует просмотр видео; определяет задание


Ребята слушают рассказ учителя
















Смотрят видео; выделяют общие признаки














Прослушивают аудиозапись, делятся впечатлениями друг с другом.

Ребята слушают рассказ учителя


























Смотрят видео;

выполняют задание в рабочем листе












Выполняют самопроверку

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя, самооценка

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)


5 минут

Слайд № 33

Ребята, в рабочем листе выполните задание № 4.

Выберите 5 верных утверждений:

Отдел представлен 2 классами: Хвойные и Саговниковые

  1. Листья чешуевидные или игольчатые.

  2. Споры созревают в спорангиях

  3. Для размножения необходима вода.

  4. Размножаются семенами.

  5. Есть органы: корень, стебель, лист.

  6. Вместо корней – ризоиды.

  7. Размножаются спорами.

  8. Семена находятся на чешуйках шишек.

  9. Представители: сосна, ель, кедр, лиственница.

Слайд № 34

А теперь поменяйтесь рабочими листами и сделайте взаимопроверку.



Организует деятельность учащихся, осуществляет контроль знаний.


Выполняют задание в рабочем листе
















Выполняют самопроверку











Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя, самооценка

7 этап. Рефлексия и оценивание.

4 минуты

Подводит итоги работы в классе.

- Какую задачу мы ставили на уроке?

-Удалось нам решить поставленную задачу?

- Дополняем таблицу – что нового вы узнали об отделе Голосеменные?

Слайд 35


Я знал

Я хочу узнать

Я узнал




Слайд 36

-Где можно применить новые знания?

Учитель просит учащихся поставить оценки в оценочных листах, а затем выставляет оценки за урок, комментирует отметки.

Слайд 37

Отметка:

Отметка «5» 25-29 баллов

Отметка «4» 20-24 балла

Отметка «3»: 14-19 баллов

Отметка«2»: 0-13 баллов





По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг

Учащиеся заполняют таблицу и шкалу









Отвечают на проблемный вопрос.

Личностные УУД:

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности



8 этап.

Домашнее задание

2 минуты



Слайд 38

§40 – учебник.

Творческое задание:

Составить «синквейн» на тему: «Сосна» по плану:

  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Сосна

Колючая, зеленая.
Испаряет, дышит, фотосинтезирует.
От тебя зависит жизнь на Земле.
Растение


Объясняет выполнение домашнего задания.

Делают запись в дневник.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!