СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные" 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии по теме "Животные" 5 класс»

Технологическая карта урока биологии.


Предмет биология Класс: 5 Учебник (УМК, программа): Биология 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О. А. Корнилова.- М.: «Вентана-Граф».- 2016

Тема урока: Животные Тип урока :открытие новых знаний.

Оборудование: Ноутбук, проектор, экран, презентация.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок: у учащихся достаточно сформированы регулятивные УУД:-планируют свою деятельность под руководством учителя, работают в соответствии с планом; недостаточно сформированы: познавательными УУД: поиск и обработка необходимой информацию, существенную для решения проблемы, могут под руководством учителя, коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения по инициативе учителя; • личностные УУД: не осознают потребность к самообразованию.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Просмотр презентации, чтение текста учебника, решение проблемного вопроса

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника.

Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различия, называть части их тела.

Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.

Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника.

Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Объяснять роль животных в природе и в жизни человека.

Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных

Регулятивные

Планирование своей деятельности, формулировка цели урока, составление плана реализации, корректировка его и сверка результата с целью; самоконтроль, самопроверка.

Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи и познавательной деятельности. Работать в соответствии поставленной задачи и планом, оценивать работу одноклассников, получать информацию из разных источников;


Познавательные

Отрабатывание навыков поиска необходимой информации, обобщения, классификации.

- извлекать информацию о животных, делать анализ и отбор данной информации, добывать новые знания из учебника и презентации

- создавать обобщение, анализировать, сравнивать, выявлять причины, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.


Коммуникативные

Работа в паре, ответы на вопросы для класса, диалог с учителем

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Уметь общаться друг с другом. Строят осознанные речевые высказывания в устной форме.

Личностные

Самооценка.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию


Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

проверка готовности обучающихся их эмоционального настроя на работу, включение в деятельность на личностно значимом уровне

Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний обучающихся о растениях, об известных им животных, о признаках, характерных для представителей животного мира.


Диалоговая беседа.



Прием «Двойная рефлексия».


Групповая

Иллюстративные








-Приветствие

-Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш.

- К открытию новых знаний готовы?

Активизирует знания учащихся.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Демонстрирует слайд, на котором показаны представители разных царств живой природы. Задание. Нужно выбрать растения. Определить, к какой группе относятся.

Задает вопросы:

По каким признакам выбирали растения?

А какие признаки характерны для животных?

Демонстрирует животных, у которых нет признаков, которые назвали учащиеся, например, гидру, червей, амебу. Создает проблемную ситуацию.

Делит класс на группы.

Предлагает сформулировать цели и задачи и план урока. Помогает сформулировать проблему, цель урока и тему урока. Записывает на доске тему урока, задачи

Осуществляют самопроверку, готовности к уроку.







Просматривают слайд.

Выбирают растения. Называют признаки растений, называют группы: покрытосеменные, голосеменные, моховидные, папоротникообразные, водоросли. Называют признаки групп растений.



Пытаются назвать признаки животных.

(Чаще называют ноги, уши, глаза, нос и т.д).

Называют проблему: незнание признаков животных.

Формулируют тему урока.

Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания.

Записывают тему урока в тетрадь.


Личностные

Осознавать потребность и готовность к самообразованию

Предметные

Повторение признаков и групп растений.

Регулятивные Называют проблему

Формулируют цели и задачи.












Коммуникативные Формулируют собственные мысли

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).


Ориентировочный этап

Планирование способов достижения целей


Диалоговая беседа.

Групповая


Помогает сформулировать план урока. Записывает на доске план урока.


Планируют способы достижения цели.




Регулятивные

Планируют способы достижения цели.

Поисково-исследовательский этап

Реализация поставленных целей учебной деятельности

Демонстрация слайдов, рассказ, работа с текстом и рисунками учебника, составление схемы, проблемный диалог

Индивидуальные, парные, коллективные


Рассказывает о древнегреческой богине природы Фауне. В римской мифологии у Теллус, богини Земли были дочери Флора и Фауна. Их царствование наступало вначале весны, после заморозков, когда начинали появляться первые цветы, и власть Флоры и Фауны распространялась над всеми живыми существами. Фауна- покровительница животных. Поэтому совокупность всех животных называется фауной. Организует

работу с учебником, стр,52 «Основные свойства животных» 

-Прочитайте текст и выделите и запишите в рабочую тетрадь признаки животных.

Задает вопрос:

- Мы уже знаем, что растения разделены на группы. Как вы думаете, есть такое разделение у животных?

Демонстрирует слайды и рассказывает о простейшей классификации животных: одноклеточных и многоклеточных.

Организует

работу с учебником, стр,52-53 «Одноклеточные животные»

Раздает карточки с вопросами:

1. Как по другому называются одноклеточные животные?

2. Где они обитают?

3. Чем питаются?

4.Как устроена их клетка?

5. Найдите на рисунке 44 части клетки амебы.

6. Что общего в строении тела амебы и клеток эукариот?

7. По рис. 45. сравните внешний вид одноклеточных.

8. Значение в природе.


Корректирует ответы на вопросы.


Организует

работу с учебником, стр,53-55, рис.46 «Многоклеточные животные»


Кроме одноклеточных животных в природе встречается множество многоклеточных. Почему их назвали многоклеточными?

На рисунке 46 животные поделены на две группы: позвоночные и беспозвоночные. По какому признаку животных разделили на эти группы?

Помогает ответить на вопрос.

А на какие группы поделили бы вы этих животных? Свой ответ обоснуйте.

Демонстрирует слайды и рассказывает о типах многоклеточных животных: членистоногих, червях, моллюсках, хордовых.

Задает проблемный вопрос:

Как вы думаете, что произойдет, если на Земле исчезнут все животные?


Составьте схему

Многоклеточные

Значение Значение

в природе для человека



Организует

работу с учебником, стр,55 «Влияние природы на животных»

Земля является частью Солнечной системы. Все обитатели нашей планеты, в том числе животные. Испытывают на себе влияние процессов, происходящих в космическом пространстве.

Прочитайте текст и приведите примеры воздействия Солнца на животных. Как они реагируют на изменение продолжительности светового дня? Какие факторы еще влияют на животных? Обоснуйте.


Слушают рассказ. Записывают определение фауны в тетрадь. Читают текст, выделяют признаки животных, проговаривают в парах, по желанию проговаривают для класса, записывают в тетрадь.


















Высказывают предложения о разделении животных на группы.



Читают в учебнике стр,52-53 «Одноклеточные животные». В парах обсуждают ответы на вопросы.

Затем отвечают на вопросы в классе.
























Читают в учебнике, стр,53-54, просматривают рис.46 «Многоклеточные животные»






Отвечают на вопросы





Высказывают свои предположения.
















Высказывают свои предположения,


Читают материал на стр.55,составляют схему.









Читают текст учебника, отвечают на вопросы

Предметные действия:

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника.

Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различия, называть части их тела.

Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.

Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника.

Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Объяснять роль животных в природе и в жизни человека.

Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных

Регулятивные

Работать в соответствии поставленной задачи и планом, оценивать работу одноклассников, получать информацию из разных источников

Познавательные

- извлекать информацию о животных, делать анализ и отбор данной информации;

- создавать обобщение, анализировать, сравнивать, выявлять причины, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Строят осознанные речевые высказывания в устной форме..

Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Практический этап

Закрепление, корректировка и контроль полученных знаний.

Выполнение задания

Коллективная Индивидуальная по цепочке, парная.

Организует повторение изученного материала.

Мы изучили два царства эукариот: Растения и Животные.

Раздает карточки с цифрами: 1,2,3..

На доске записывает задание.

Какие из перечисленных ниже признаков, относятся :1) к растениям;

2) к животным;

3) ко всем организмам?

Читает вопросы, корректирует ответы.

А) состоят из органических и неорганических соединений;

Б) Способны к обмену веществ и энергии;

В) Способны к активному передвижению;

Г) Самостоятельно синтезируют органические вещества;

Д)Состоят из клеток;

Е) Наличие в клетках хлоропластов

Демонстрирует первый слайд с изображениями растений и животных и снова предлагает выбрать животных.

Корректирует ответы на вопросы.

Демонстрирует изображения животных.

Записывает задание на доске

Задание: определить, к какой группе относятся:

1. Одноклеточные

2. Беспозвоночные

3. Позвоночные.

Корректирует ответы.

Объясни пословицы и поговорки с биологической точки зрения.

1. У коровы молоко на языке.
2. Волка ноги кормят.
3. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
4. Собака – друг человека.
5. Грач на горе, весна на дворе.
6. Синица в избе, зима на дворе.

Корректирует ответы.

Выполняют задания. Отвечают на вопросы, поднимая карточки с цифрами 1,2,3.

Воспринимают правильные ответы, сравнивают со своими, осуществляют самоконтроль.




































Просматривают слайды, определяют, к какой группе относится животное. Ответом является поднятые цифры 1,2,3.

Воспринимают правильные ответы, сравнивают со своими, осуществляют самоконтроль.



Объясняют пословицы и поговорки с биологической точки зрения, опираясь на изученную тему.


Предметные

Повторяют признаки растений, животных и всех живых организмов.

Распознают животных.

Объяснять роль животных в природе и в жизни человека.

Применить знания для выполнения практических заданий. Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных через выполнение практических заданий.


Коммуникативные

Строят осознанные речевые высказывания в устной форме.

Личностные Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.


Рефлексивно-оценочный этап

Соотнести цель урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Беседа

Индивидуальные Коллективная

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.



Подводит итог урока. Предлагает домашнее задание: рассказать о каком-либо животном.

Называет источники информации, объясняет.


– Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизод урока, высказывают оценочные суждения. Выбрать цветовой сигнал:

Зеленый – Все понял(а)

Красный – Многое было не понятно

Желтый- Понял, но не все.

Записывают в дневнике домашнее задание

Регулятивные

осознание качества и уровня усвоения изученного материала, соответствие цели урока и ее результатов.

Коммуникативные

Включаются в коллективное обсуждение.


Личностные

Развивать способность к самооценке.



Дата: Подпись педагога:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!