Мотивационно-целевой этап | проверка готовности обучающихся их эмоционального настроя на работу, включение в деятельность на личностно значимом уровне Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний обучающихся о растениях, об известных им животных, о признаках, характерных для представителей животного мира. | Диалоговая беседа. Прием «Двойная рефлексия». | Групповая Иллюстративные | -Приветствие -Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш. - К открытию новых знаний готовы? Активизирует знания учащихся. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Демонстрирует слайд, на котором показаны представители разных царств живой природы. Задание. Нужно выбрать растения. Определить, к какой группе относятся. Задает вопросы: По каким признакам выбирали растения? А какие признаки характерны для животных? Демонстрирует животных, у которых нет признаков, которые назвали учащиеся, например, гидру, червей, амебу. Создает проблемную ситуацию. Делит класс на группы. Предлагает сформулировать цели и задачи и план урока. Помогает сформулировать проблему, цель урока и тему урока. Записывает на доске тему урока, задачи | Осуществляют самопроверку, готовности к уроку. Просматривают слайд. Выбирают растения. Называют признаки растений, называют группы: покрытосеменные, голосеменные, моховидные, папоротникообразные, водоросли. Называют признаки групп растений. Пытаются назвать признаки животных. (Чаще называют ноги, уши, глаза, нос и т.д). Называют проблему: незнание признаков животных. Формулируют тему урока. Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания. Записывают тему урока в тетрадь. | Личностные Осознавать потребность и готовность к самообразованию Предметные Повторение признаков и групп растений. Регулятивные Называют проблему Формулируют цели и задачи. Коммуникативные Формулируют собственные мысли Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом). |
Поисково-исследовательский этап | Реализация поставленных целей учебной деятельности | Демонстрация слайдов, рассказ, работа с текстом и рисунками учебника, составление схемы, проблемный диалог | Индивидуальные, парные, коллективные | Рассказывает о древнегреческой богине природы Фауне. В римской мифологии у Теллус, богини Земли были дочери Флора и Фауна. Их царствование наступало вначале весны, после заморозков, когда начинали появляться первые цветы, и власть Флоры и Фауны распространялась над всеми живыми существами. Фауна- покровительница животных. Поэтому совокупность всех животных называется фауной. Организует работу с учебником, стр,52 «Основные свойства животных» -Прочитайте текст и выделите и запишите в рабочую тетрадь признаки животных. Задает вопрос: - Мы уже знаем, что растения разделены на группы. Как вы думаете, есть такое разделение у животных? Демонстрирует слайды и рассказывает о простейшей классификации животных: одноклеточных и многоклеточных. Организует работу с учебником, стр,52-53 «Одноклеточные животные» Раздает карточки с вопросами: 1. Как по другому называются одноклеточные животные? 2. Где они обитают? 3. Чем питаются? 4.Как устроена их клетка? 5. Найдите на рисунке 44 части клетки амебы. 6. Что общего в строении тела амебы и клеток эукариот? 7. По рис. 45. сравните внешний вид одноклеточных. 8. Значение в природе. Корректирует ответы на вопросы. Организует работу с учебником, стр,53-55, рис.46 «Многоклеточные животные» Кроме одноклеточных животных в природе встречается множество многоклеточных. Почему их назвали многоклеточными? На рисунке 46 животные поделены на две группы: позвоночные и беспозвоночные. По какому признаку животных разделили на эти группы? Помогает ответить на вопрос. А на какие группы поделили бы вы этих животных? Свой ответ обоснуйте. Демонстрирует слайды и рассказывает о типах многоклеточных животных: членистоногих, червях, моллюсках, хордовых. Задает проблемный вопрос: Как вы думаете, что произойдет, если на Земле исчезнут все животные? Составьте схему Многоклеточные Значение Значение в природе для человека Организует работу с учебником, стр,55 «Влияние природы на животных» Земля является частью Солнечной системы. Все обитатели нашей планеты, в том числе животные. Испытывают на себе влияние процессов, происходящих в космическом пространстве. Прочитайте текст и приведите примеры воздействия Солнца на животных. Как они реагируют на изменение продолжительности светового дня? Какие факторы еще влияют на животных? Обоснуйте. | Слушают рассказ. Записывают определение фауны в тетрадь. Читают текст, выделяют признаки животных, проговаривают в парах, по желанию проговаривают для класса, записывают в тетрадь. Высказывают предложения о разделении животных на группы. Читают в учебнике стр,52-53 «Одноклеточные животные». В парах обсуждают ответы на вопросы. Затем отвечают на вопросы в классе. Читают в учебнике, стр,53-54, просматривают рис.46 «Многоклеточные животные» Отвечают на вопросы Высказывают свои предположения. Высказывают свои предположения, Читают материал на стр.55,составляют схему. Читают текст учебника, отвечают на вопросы | Предметные действия: Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различия, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в природе и в жизни человека. Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных Регулятивные Работать в соответствии поставленной задачи и планом, оценивать работу одноклассников, получать информацию из разных источников Познавательные - извлекать информацию о животных, делать анализ и отбор данной информации; - создавать обобщение, анализировать, сравнивать, выявлять причины, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Строят осознанные речевые высказывания в устной форме.. Личностные: Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. |
Практический этап | Закрепление, корректировка и контроль полученных знаний. | Выполнение задания | Коллективная Индивидуальная по цепочке, парная. | Организует повторение изученного материала. Мы изучили два царства эукариот: Растения и Животные. Раздает карточки с цифрами: 1,2,3.. На доске записывает задание. Какие из перечисленных ниже признаков, относятся :1) к растениям; 2) к животным; 3) ко всем организмам? Читает вопросы, корректирует ответы. А) состоят из органических и неорганических соединений; Б) Способны к обмену веществ и энергии; В) Способны к активному передвижению; Г) Самостоятельно синтезируют органические вещества; Д)Состоят из клеток; Е) Наличие в клетках хлоропластов Демонстрирует первый слайд с изображениями растений и животных и снова предлагает выбрать животных. Корректирует ответы на вопросы. Демонстрирует изображения животных. Записывает задание на доске Задание: определить, к какой группе относятся: 1. Одноклеточные 2. Беспозвоночные 3. Позвоночные. Корректирует ответы. Объясни пословицы и поговорки с биологической точки зрения. 1. У коровы молоко на языке. 2. Волка ноги кормят. 3. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. 4. Собака – друг человека. 5. Грач на горе, весна на дворе. 6. Синица в избе, зима на дворе. Корректирует ответы. | Выполняют задания. Отвечают на вопросы, поднимая карточки с цифрами 1,2,3. Воспринимают правильные ответы, сравнивают со своими, осуществляют самоконтроль. Просматривают слайды, определяют, к какой группе относится животное. Ответом является поднятые цифры 1,2,3. Воспринимают правильные ответы, сравнивают со своими, осуществляют самоконтроль. Объясняют пословицы и поговорки с биологической точки зрения, опираясь на изученную тему. | Предметные Повторяют признаки растений, животных и всех живых организмов. Распознают животных. Объяснять роль животных в природе и в жизни человека. Применить знания для выполнения практических заданий. Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных через выполнение практических заданий. Коммуникативные Строят осознанные речевые высказывания в устной форме. Личностные Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. |
Рефлексивно-оценочный этап | Соотнести цель урока и его результатов, самооценка работы на уроке. | Беседа | Индивидуальные Коллективная | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Подводит итог урока. Предлагает домашнее задание: рассказать о каком-либо животном. Называет источники информации, объясняет. | – Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизод урока, высказывают оценочные суждения. Выбрать цветовой сигнал: Зеленый – Все понял(а) Красный – Многое было не понятно Желтый- Понял, но не все. Записывают в дневнике домашнее задание | Регулятивные осознание качества и уровня усвоения изученного материала, соответствие цели урока и ее результатов. Коммуникативные Включаются в коллективное обсуждение. Личностные Развивать способность к самооценке. |