СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Сосна. Как определить возраст дерева"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Сосна. Как определить возраст дерева"»



Устьянцева Олеся Михайловна, учитель биологии и географии, Алексеевского филиала МКОУ «Коровяковская СОШ»

Глушковского района Курской области.


Технологическая карта урока биологии в 5 классе с использованием заданий на формирование функциональной грамотности

Предмет: биология.

Класс: 5.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Тема: «Сосна. Как определить возраст дерева».

Цель: Создать условия для формирования новых понятий при изучении темы «Сосна. Как определить возраст дерева».

УУД:

Предметные: Сформировать представление о дереве сосна; развивать умение применять способы определения возраста сосны; научить детей бережному отношению к деревьям, структурирование знаний;

Личностные: Формировать устойчивый познавательный интерес; формировать навыки самоорганизации; развивать логическое мышление;

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осознавать трудности, стремиться их преодолевать, пользоваться различными видами помощи.

Познавательные: ставить проблему, аргументировать её актуальность; развивать навыки исследования;

Коммуникативные: выполнять нормы речевого поведения, культуры речи; строить свои высказывания и слушать другого; вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Логическое универсальное действие: установление причинно- следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные: Формирование представления определения возраста сосны гуманным способом.

Личностные: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Смыслообразование и саморегуляция.

Метапредметные: Понимание учебной задачи; развитие умения работать с информацией;

умение планировать и действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

Ресурсы: учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, опорный конспект, карточки с заданиями.


Ход урока

Этап урока

Цель этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

Планируемые результаты

Организационный момент.

Подготовить учеников к восприятию материала.


Шумит этот город, весь день суетиться.
Под ноги все смотрят, нет сил обратиться,
Взглянуть на высокое небо прекрасное.
Хочу я остаться не срубленным мастером.
Мечтаю я вырасти сильным могучим,
Чтоб ветками всеми расчесывать тучи,
Чтоб люди, из города выйдя, дивились
Могуществу, силе и росту, стремились
Увидеть верхушку мою среди туч
И думать: как Бог и велик и могуч,
Что создал деревья – какая краса!
О, как я хочу показать небеса!

Учитель зачитывает стихотворение.

Ученики готовятся к уроку, концентрируют внимание на учителе.

Личностные УУД:

Формирование навыков самоорганизации.

Положительный настрой на фронтальную работу и словесную передачу учебной информации.

Повторение пройденного материала.


Повторить изученный материал о деревьях разных природных зон.


Какие деревья растут в джунглях? (лианы, пальмы кокосовая, банановая- с большой листвой)

Какие деревья растут в саванне? (из за смены сухого и дождливого сезонов, там растут зонтичные акации, или в одиночку, например баобабы и бутылочные деревья).

Какие деревья растут в пустыне? (саксаул для верблюдов, пальмы, кактусы, кустарник жожоба).

Какие деревья растут в степи? (нет деревьев)

Какие деревья растут в широколиственных и смешанных лесах? (тополь, дуб, осина, береза и тд.)

Какие деревья растут в тайге? (смешанные, но в основном хвойные леса)

Учитель задаёт вопросы.

Ученики отвечают на вопросы поднятием руки.

Общеучебные универсальные действия: структурирование знаний.

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли исправлять ошибки свои и других.

Повторение пройденного материала. Оценка уровня полученных ранее знаний.

Формулировка темы занятия.

Подготовить учеников к новой теме занятия.

Ребята на что похоже дерево?

На руку, посмотрите.

В чем разница на этих изображениях?


Правильно разный возраст, а как вы это определили по внешнему виду.

Скажите, а как определить возраст дерева?

Внимание прошу обратить на вот эту ветку. Она сломалась под тяжестью снега.

Что это за дерево?


Учитель задаёт вопросы.

Ученики изучают слайды презентации на экране.

Ответ: на руку человека



Ответ: разный возраст







Это сосна.


Личностные УУД:

Умение кратко формулировать мысль.


Понимание темы, целей занятия.

Постановка завуалированной проблемы.

Подготовить учеников к новой теме занятия.

Ребята подумайте и сформулируйте, что мы сегодня будем с вами делать на уроке?

Учитель задает проблемный вопрос.

Ученики отвечают на вопрос.

Логическое универсальное действие: установление причинно- следственных связей.

Понимание темы, целей занятия.

Актуализация знаний.


Познакомить учеников с новым учебным материалом.

И так, ребята, сосна - дерево хвойное. Меняет листву (иголки раз в два года). Сосна дерево светолюбивое. Это дерево умеет себя лечить, при повреждении выделяя смолу, что мешает проникновению внутрь дерева насекомых, спор паразитных грибов). Сосна очень чувствительное дерево (биоиндикатор загрязнения воздуха), и по внешнему виду можно определить чистый воздух или загрязненный. Люди из сосны делают скрипки, мебель, лекарства основанные на смоле.

Учитель рассказывает ученикам новый материал по теме урока.

Ученики внимательно слушают учителя.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать.

Личностные УУД: смыслообразование.




Знакомство с новым учебным материалом.

Определение учебной проблемы.


Раскрыть цель урока.

Как определить возраст сосны?

Учитель задает проблемный вопрос.

Ученики задумываются над тем как ответить на вопрос.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать.


Знакомство с новым учебным материалом.

Открытие новых знаний с параллельным закреплением изученного материала.


Объяснить новый учебный материал.


Знаете, ребята, что существует способ узнать возраст дерева, в данном случае сосны, не срубив его.


1способ

Узнайте возраст сосны по ветвям. У данного дерева они образуют несколько своеобразных ярусов (этажей), называемых также мутовками. Это означает, что ежегодно у сосны вырастает несколько ветвей на одном уровне. Подсчитайте количество этих уровней и прибавьте к ним пять, так как в первые годы такие ветви не образуются. Так вы получите приблизительный возраст дерева.

2 способ

Одним из самых точных способов определения является подсчет годичных колец на срубе ствола.

Но по срубленному дереву можно определить в какой год были условия благоприятными для роста дерева.

Посмотрите на пеньки и посчитайте годичные кольца.

Так сколько же годичных колец?

А теперь вспомните, что я сказала в начале урока. Внимание прошу обратить на вот эту ветку. Она сломалась под тяжестью снега.

Сейчас вы посчитали возраст ветки, но не дерева. Что бы определить возраст дерева по годичным кольцам. Годичные кольца считают на высоте не более полутора метра (50см).

В современном мире для изучения годовых колец необязательно срубать дерево. Современные технологии, применяемые дендрологами, позволяют с помощью специальных инструментов получить образец со спилами годовых колец. Получившееся отверстие заполняется смолой, и дерево выживает. Такие методы применяются, например, для создания дендрохронологической шкалы региона.

3 способ

Измерьте окружность сосны в сантиметрах на высоте примерно полутора метров от земли. Умножьте получившуюся цифру на коэффициент 0,7. Полученный показатель и будет количеством лет, в течение которых росла сосна.

Учитель объясняет новый учебный материал.

Ученики слушают объяснение учителя, получают новые знания.



Работа в группах по карточкам «Определи возраст дерева»



Дети считают годичные кольца на фрагментах природного материала


Решение задачи представленной в начале урока «Прошу обратить внимание на эту ветку».


13-15 лет

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с сверстниками, способы взаимодействия.


Познавательные УУД:

Постановка и решение проблемы.

Личностные УУД: Смыслообразование

Общеучебные универсальные действия: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.


Понимают понятие кодирования информации с помощью естественного языка, графического кодирования и др. способов кодирования.



Физкультминутка

Организовать двигательный режим; смену видов деятельности.

Выросли деревья в поле
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем).

Учитель зачитывает стихотворение и демонстрирует упражнения.

Ученики встали со своих мест, слушают и повторяют за учителем упражнения.

Личностные УУД: саморегуляция. Рациональная организация занятия в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.

Положительная эмоциональная обстановка на уроке.

Закрепление полученных знаний.


Проверить и закрепить полученные учебные знания.

А сейчас, мы проведем викторину, чтобы проверить, как вы усвоили новый учебный материал.

Вопросы викторины:

1. Как определить возраст дерева по спилу пня? (По числу годичных колец — слоев древесины, которые ежегодно отлагаются, образуя ствол)

2. Как определить возраст молодой сосны, не спиливая ее? (Возраст молодой сосны определяется по количеству мутовчатых веток плюс два, т. к. два года молодая сосна растет одним побегом)

3. Сколько лет живет иголка сосны? (Сосна меняет иглы через два года)

4. Какие музыкальные инструменты делают из сосны? (Скрипку)

5. Почему годичные слои древесины в разные годы имеют неодинаковую толщину? (Толщина годичного кольца зависит от питания, засухи, болезни, затененности соседями, лесного пожара, нападения вредных насекомых, паразитных грибов и т. д.)

6. Как деревья сами залечивают нанесенные им раны? (Деревья выделяют в месте раны сок — смолу (живицу), заливают ею рану, что мешает проникновению внутрь дерева насекомых, спор паразитных грибов).

Учитель задает вопросы викторины.

Ученики отвечают на вопросы.

Общеучебные универсальные действия: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.

Оценка уровня полученных новых знаний.

Рефлексия

Оценить работу учеников, через самоконтроль знаний.

На ваших индивидуальных тестах, ребята, есть линеечка, определите ваш уровень работы на уроке и выполнение задания по образцу, представленному на слайде.

Учитель просит учеников оценить свою работу на уроке, обращая их внимание на образец слайда.

Дети оценивают сою работу по образцу.

Коммуникативные УУД:

Умение обсуждать результаты, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.

Оценка уровня полученных новых знаний и самоанализ работы.

Подведение итогов

урока.


Почему бывают разные условия, благоприятные и неблагоприятные?

Какой способ определения возраста у деревьев рационален?

А почему?













Задание на дом: изобразить живое дерево с лицом человека.

Учитель задает вопросы и подводит итог урока.

Благодарит всех обучающихся за работу на уроке.

Ученики отвечают на вопросы.


Не рубить деревья.


Потому, что деревья - это легкие планеты Земля. А планета Земля наш дом. Сообщают то, что они изучили на уроке.


Дети записывают в дневники домашнее задание.

Логические УУД: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.


Удовлетворение результатами своей работы.















Устьянцева Олеся Михайловна, учитель биологии и географии, Алексеевского филиала МКОУ «Коровяковская СОШ»

Глушковского района Курской области.

Технологическая карта урока биологии в 5 классе с использованием заданий на формирование функциональной грамотности



Литература

Книжные издания:

  1. Измайлов И. В., Михлин В. Е., Шашков Э. В., Шубкина Л. С. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 1983.

  2. Сосна [Текст] // Соловьёв Л. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей / Леонид Соловьёв. - Кемерово, 2008. - С. 203-204. 

  3. Что необыкновенного в обычных соснах? [Текст] // Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. - М.: АСТ, 1995. - С. 89-91.

Материалы из сети Интернет.

  1. http://ihunter.pro/na­dosuge/92­
    http://www.liveinternet.ru/users/5414794/post38007399612




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!