Пудова А.А.
Введение: элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение краеведческих задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью. Использование краеведческого материала в обучении математике не только обеспечивает успешное овладение учебным материалом, но и развивает личность школьника, его интеллектуальные и творческие способности. Использование ИКТ на уроках позволяет сделать процесс более ярким, интересным, эмоциональным, делая изучаемый материал более увлекательным, понятным, доступным для ученика. Применение электронных и цифровых образовательных ресурсов дает новые возможности для наглядного представления материала и удобства работы с ним (анимация, мультимедиа и др).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организацион-ный момент. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Настраивает на работу. Создает ситуацию успеха. Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Желают друг другу успеха в работе, настраиваются на урок. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. |
Актуализация знаний, подготовка к введению нового материала. | Сегодня на уроке математики мы будем работать под девизом: «У меня всё получится! Я справлюсь!» Как мы должны с вами работать, чтобы у нас все получилось? Будьте активны, не бойтесь ошибиться. У нас все получится. Сегодня вы работаете в группах. Ребята, повторим правила работы в группе. Урок математики у нас будет необычный. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите? Что именно изображено на фотографиях? Ребята, верно, задания на сегодняшнем уроке будут связаны с объектами природы родного края. Каждая группа будет работать со своим объектом. | Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя. Отвечают: фотографии природы. Реки. Река Сухона. | Познавательные: структурирование собственных знаний (умение видеть проблему) Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: формирование устойчивого интереса к изучению нового. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | Прочитайте записи на доске. К какому понятию они относятся? Это и есть тема урока. Ребята, вам действия с дробями знакомы? Материал изучен, значит впереди нас ждет контрольная работа. Определите цель урока. На уроке мы сегодня должны повторить изученный материал. Какой план действий мы наметим? 1. Актуализировать знания правил по теме «Действия с дробями». 2. Применить правила для решения задач краеведческого характера. 3. Приобрести новые знания по краеведению 4. Оценить свою работу. Все ваши ответы я обобщила, на доске вы видите задачи на сегодняшний урок. Мы переходим к выполнению первой задачи. Назовите её. | Действия с дробями. Отвечают. Читают тему урока «Действия с дробями». Обобщить знания по теме «Действия с дробями» Ответы учеников. Отвечают. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, поиск и выделение необходимой информации. Личностные: самоопределение. Регулятивные: обнаруживать и формировать учебную проблему, формировать целевые установки учебной деятельности. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
Актуализация правил. | Мы уже сказали, что каждая группа будет работать со своим природным объектом. Чтобы узнать, что это за объект вы должны будете выполнить устный счет. Вычислите устно, найдите ответ, соответствующую букву укажите в названии объекта (презентация устный счет). Назовите объекты, которые у вас получились? Уточним, что это реки и озеро. Какая перед нами стояла задача? Если вы выполнили все правильно, то правила вы знаете. Назовите, с какими правилами вы работали? Какое правило вы подзабыли? Что у вас не получилось? Уточните. Выполнили ли мы 1 задачу нашего урока? Переходим ко 2 задаче. | Выполняют задание. Реки Сухона и Уфтюга, Круглое озеро Называют правила. Отвечают. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
5. Применение правил для решения задач. | Давайте вспомним вторую задачу. Что мы должны сделать? Работая в группах, вы решите задачи. Если задача будет решена правильно, вы увидите ответ на пазле, который лежит у вас на столе. Вы можете прикрепить его на лист, чтобы к концу работы вы могли увидеть тот природный объект, о котором идет речь. Ответ вы запишите в план рассказа, который тоже видите на столе. Два человека из группы должны будут защитить работу, выберите их заранее. Один будет решать задачу на доске, а другой рассказывать о природном объекте. Группы получают дорожную карту и приступаем к работе (карточки выдаются вместе с дорожной картой). Группа может попросить помощи учителя, подняв руку. | Называют. Прочитывают. Применить правила для решения задач. Узнать новое о природных объектах. Работают в группе. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6.Физкультми-нутка. | Ребята, давайте немного отдохнем. Я вам предлагаю встать с места и выполнить задание. | | |
7. Приобретение новых знаний по краеведению. | Отчеты групп. Каждая группа оформляет задачу на доске, остальные ученики записывают в тетради. (на слайде все задачи) Какая перед нами стояла вторая задача? Как вы считаете, на каком уровне мы справились с этой задачей? (Определите уровень работы группы как высокий средний или низкий, от группы говорит один ученик) У нас с вами стояла еще одна задача. Какая? Давайте расскажем о природных объектах, о которых вы решали задачи по математике. Я вам предлагаю выполнить следующее задание на компьютере. Прослушав рассказ об объектах, выполните задание в программе лернинг апс (https://learningapps.org/watch?v=pftga3gqa21). | Оформляют задачи на доске. Узнать новое о природных объектах. Защищают работу. Оценивают свою работу. Рассказывают о природных объектах по плану, прикрепляют рисунки-пазлы. Выполняют задание. | Познавательные: логические (выведение следствий). Личностные: формирование позитивной самооценки. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
8.Рефлексия учебной деятельности. | Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему и цель урока. Достиг ли урок цели? Все ли задачи выполнили? Выскажите свое мнение? Мне очень понравилось с вами работать, а оценку в баллах у вас будет возможность получить на следующем уроке в ходе самостоятельной работы. Давайте запишем домашнее задание: № 608, творческое задание по желанию: В бассейне реки Сухоны насчитывается 480 рек. Сколько насчитывается ручьев, если их в раза больше. Я хочу дополнить ваши знания и предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм. Спасибо всем за урок. | Высказываются. | Регулятивные: оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, оценивание собственной деятельности на уроке - контроль, оценка, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование позитивной самооценки. Познавательные: общеучебные (рефлексия). |
Г.В.Судаков «Вологодская энциклопедия», Вологда, «Русь», 2006 г.
Н.Н.Кузнецова «Сборник задач по математике для 5 класса», Вологда, ВИРО, 2005 г.
Программа https://learningapps.org - конструктор интерактивных заданий для учебно-воспитательного процесса в разных режимах.
Федотовский А. «Экспедиция по изучению карстовых форм рельефа»
Учебник «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» (авторы: Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б.)
Сайт Администрации Нюксенского района https://nyuksenitsa.ru