СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока географии по теме "Атмосферные осадки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока географии по теме "Атмосферные осадки" 6 класс. Цели урока: сформировать представления об атмосферных осадках, методах измерения количества осадков; географических особенностей распределения осадков по земной поверхности, о значении осадков в природе и жизни людей

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии по теме "Атмосферные осадки"»

МБОУ ООШ №9 г Ливны

Селина Татьяна Николаевна



Технологическая карта урока

Предмет- география

Класс - 6

Тема урока – Атмосферные осадки.

Цель:

- сформировать представление об атмосферных осадках, их видах, методах измерения количества осадков; географических особенностях распределения осадков по земной поверхности, о значении осадков в природе и жизни людей.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В результате урока учащиеся смогут

- давать определение понятию «атмосферные осадки»;

- называть виды осадков и причины их выпадения;

- приводить примеры положительного и отрицательного влияния осадков на хозяйственную деятельность людей;

- называть метод и прибор для измерения осадков, объяснять принцип его работы.

В результате урока учащиеся смогут

- Регулятивные: продолжить формирование умения ставить цели, действовать по составленному плану, алгоритму, анализировать и обобщать информацию, высказывать суждения и аргументы, делать выводы, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, регулировать собственное речевое поведение.

В результате урока учащиеся смогут

- сформулировать собственное мнение о значении атмосферных осадков в их повседневной жизни;

- продолжить развитие способности к саморазвитию и личностному самоопределению на основе осмысления важности знаний об атмосферных осадках.


Основные понятия: атмосферные осадки, осадкомер, диаграмма количества осадков.

Ресурсы урока: учебник «Начальный курс географии» 6 класс авт. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, атласы для 6 класса, настенная карта полушарий, презентация, раздаточный материал (лист 1 и лист 2), зеркало.

Структура урока

Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент

- Проверяет готовность детей к уроку (Здоровается, благодарит за готовность к уроку).

- Самоконтроль подготовки к уроку

2. Мотивация

- Организует работу с загадками.

- загадывает загадки

А) Скатерть бела всю землю одела. (Снег)

Б) Крупно дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь)

В) Рассыпался горох

На семьдесят семь дорог,

И никто его не подберет. (Град)

Г) Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем. (Роса)

Каким словом или словосочетанием можно объединить отгадки? (Осадки или атмосферные осадки).

Запишите тему урока в тетрадь.

Что хотели бы узнать об осадках? Сформулируйте цели нашего урока.

Давайте обсудим план нашего урока.


- Отгадывают загадки,

- формулируют предполагаемую тему урока и записывают в тетрадь

3. Целеполагание и











- Стимулирует детей к постановке целей урока через виды деятельности учащихся.

Задает вопрос

- Какие знания вам нужны, чтобы понять эту тему?

- Предлагает детям сравнить две диаграммы количества осадков.

- Какие умения вам необходимы по данной теме?

- Вступают в диалог с учителем,

- отвечают на вопросы,

- формулируют цели урока.

- усвоить понятие «атмосферные осадки;

- называть виды осадков и причины их выпадения;

- овладеть умением анализировать диаграммы количества осадков и делать выводы;

- находить аргументы для ведения дискуссии.

планирование

- Обсуждает с учащимися план урока.

План.

1.Виды осадков и причины их выпадения.

2. Что такое «атмосферные осадки».

3. Измерение осадков.

4. Причины, влияющие на распределение осадков.

5. Значение атмосферных осадков.


- узнают последовательность учебных действий;

- задают уточняющие вопросы.

4. «Открытие» нового знания.

1 вопрос.

Виды осадков и причины их выпадения.

- Организует беседу

- Какие виды осадков еще выпадают в нашей местности? (гололед, морось, изморозь, крупа, иней).

- Какие осадки выпадают в теплое время года? Холодное время года?

Организует игру «Найди белую ворону».

- Предлагаю вам отыскать «белую ворону» в каждой строке и объяснить свой выбор:

А) снег, град, роса, иней;

Б) изморозь, морось, дождь, роса;

Сделайте вывод, на какие еще группы можно поделить атмосферные осадки?

В) иней, снег, гололед, изморозь;

Г) град, крупа, дождь, роса;

При необходимости смотреть учебник с 124

Сделайте вывод, на какие еще группы можно поделить атмосферные осадки?

- Организует работу с рисунком 80 на с 125 учебника

И так есть группа осадков, которые выпадают из облаков. Мы часто видим на небе облака, но из них не всегда выпадают осадки?

Рассмотрите рисунок 80 на с 125., и объясните, почему осадки выпадают не из каждого облака.

- Организует работу с текстом.

Найдите в тексте параграфа 41 на с 125 информацию об образовании града и снега.

- Моделирует процесс образования росы.(предлагает одному из учеников подышать на холодное зеркало).

Что произошло с зеркалом (оно запотело). Почему это произошло?

Каков же принцип образования росы, инея, изморози?


- Отвечают на вопросы,








- включаются в игру,

- аргументируют свой выбор,

- высказывают суждение,

- делают выводы.


















- Анализируют рисунок,

- высказывают суждения,

- осуществляют поиск необходимой информации в тексте учебника.



















- Наблюдают,

- высказывают суждения,

- делают выводы.

2 вопрос.

Что такое «атмосферные осадки».

- Организует работу с понятием «атмосферные осадки».

Попробуйте самостоятельно сформулировать понятие «атмосферные осадки».

Проверим ваше определение с формулировкой в учебнике на стр125.


- Формулируют понятие,

- сравнивают свою формулировку по тексту параграфа.

3 вопрос. Измерение осадков.


- Объясняет устройство осадкомера и принцип измерения осадков за одни сутки.

Как измерить количество осадков за месяц?

За год?

- Анализируют информацию учителя и отвечают на вопросы.

4 вопрос. Причины, влияющие на распределение осадков.

- Организует работу с диаграммами количества осадков в по алгоритму (приложение, лист 1, задание 1):

- Как вы думаете, почему в одних районах осадков выпадает много, а в других мало? Что влияет на выпадение осадков? Что бы ответить на этот вопрос, проанализируем диаграммы количества осадков в городах Абердин и Москва и данные запишем в таблицу.

Алгоритм работы с климатическими диаграммами:

1.Знакомство с диаграммой. Внимательно рассмотрите все обозначения на диаграмме. Что по ней можно узнать?

2.Анализ диаграммы г. Абердина под руководством учителя.

3.Самостоятельная работа с диаграммой г. Москвы.

4. Взаимоконтроль.

Сравните количество осадков

в Абердине и Москве?

Найдите эти города на карте полушарий.

Как вы думаете, почему в Абердине осадков выпадает больше чем в Москве?

Сделайте вывод о первой причине, влияющей на количество осадков.

- Организует самостоятельную работу в парах по рис. 81(приложение, лист 1, задание 2).

Какое сходство есть в географическом положении городов: Абердин, Аден и Владивосток?

В каком из этих городов осадков выпадает больше? В каком меньше? Почему? Объясните значительное количество осадков в городе Владивостоке в зимнее время. Какие ветры способствуют выпадению осадков в данном городе? Сделайте вывод о второй причине, влияющей на количество осадков.


- Выполняют учебные действия по алгоритму,

- осуществляют взаимоконтроль,

- сравнивают полученные результаты в двух городах,

- высказывают суждения,

- делают выводы.

































-.вступают в диалог с партнером по выполнению самостоятельной работы,

- обсуждают результаты,

- заполняют таблицу,

- производят самоконтроль ,

- высказывают суждения,

- делают выводы.

4.5. Значение атмосферных осадков.


- Организует работу в группах. Вопрос для обсуждения: «Атмосферные осадки – это благо или беда?». 3 группы работают по поиску аргументов в поддержку утверждения «атмосферные осадки – это благо», другие 3 группы - «атмосферные осадки – это беда».

Первоначально школьники обсуждают вопросы внутри групп, затем предлагается сопоставить мнение группы с информацией в приложении, лист 2, и принять решение о том, как они будут отстаивать свою позицию. Каждая группа отстаивает только одну позицию. Учитель обращается к учащимся, рассмотревшим первую часть вопроса (атмосферные осадки – это благо), с просьбой высказать их точку зрения. Затем учитель обращается к участникам трех других групп с вопросом: «Согласны ли вы с этой точкой зрения или думаете иначе?».

Предлагается сделать общий вывод; с одной стороны, атмосферные осадки оказывают положительное влияние на почвы, растения, животный мир, деятельность человека, а с другой – это беда.


- Работают с разными источниками информации,

- осуществляют поиск и извлечение нужной информации,

- сотрудничают с членами группы,

- оформляют записи в тетрадь,

- презентуют свою работу.

5. Рефлексия и оценивание

- Организует работу по проверке предметных знаний. (приложение, лист 1, задание 3).

- Подводит итог тестирования.

- Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели.

- Выставляет и комментирует отметки.


- Выполняют тестовые задания, осуществляют самоконтроль.

- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока, отмечают наиболее трудные и и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели.

6. Домашнее задание.

- Задает задание и комментирует его

§ 41

Соберите как можно больше пословиц , поговорок и народных примет по теме «Атмосферные осадки»

- Записывают домашнее задание.

- Задают вопросы.
















Приложение

Рабочий лист 1.

Задание 1.

Диаграммы количества осадков

г. Абердин

о-в Великобритания

г. Москва

Россия



Рассмотрите диаграммы и заполните таблицу

Признаки сравнения

Диаграмма

города Абердин

Диаграмма

города Москва

Количество осадков за год




Месяц, за который выпадает меньше всего осадков.



Месяц, за который выпадает больше всего осадков.



Режим выпадения осадков.



Географическое положение города по отношению к океану или морю.





Задание 2

Используя рис 81, с 126 учебника, заполните таблицу.

Признаки сравнения.

г. Абердин.

г. Аден

г. Владивосток

Количество осадков за год.




Режим выпадения осадков.




Направление ветра летом




Направление ветра зимой




Как ветры влияют на количество и режим выпадения осадков?

Задание 3. Тесты самооценки.

Выберите правильный ответ

  1. Атмосферные осадки – это

А) Вода в твердом и жидком виде, находящаяся на земной поверхности;

Б) Вода в твердом и жидком виде, выпадающая из облаков;

В) Вода в твердом и жидком виде, выделяющаяся из воздуха;

Г) Вода в твердом и жидком виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях.

2. Атмосферные осадки измеряют при помощи

А) термометра;

Б) барометра;

В) осадкомера;

Г) нивелира.

3. Какое утверждение об осадках неверное;

А) Дождь выпадает, если диаметр капель в облаке достигает 0,5-5мм;

Б) Направление ветров не влияет на количество атмосферных осадков;

В) Иней, роса и изморозь выделяются из воздуха при соприкосновении с охлажденными поверхностями;

Г) Большое количество осадков приводит к наводнениям.

4. Почему во Владивостоке большая часть осадков выпадает летом?

А) действуют бризы;

Б) действует шторм;

В) действует штиль;

Г) действуют муссоны.



Рабочий лист 2.

Количество осадков имеет большое значение для хозяйственной деятельности людей. Если мало влаги, то гибнет урожай, нарушается снабжение водой населения, заводов и фабрик. Избыточное выпадение осадков в виде дождя вызывает наводнения, уничтожает населенные пункты, срывает сенокос, приводит к гибели посевов. Например, вода, образующаяся весной при таянии снега, впитывается в почву легко, и растения будут хорошо развиваться даже в том случае, если лето засушливое (при таянии слоя снега в 1 см на один гектар образуется до 35000 литров воды). Поэтому на полях производят снегозадержание. Снег сохраняет озимые посевы от вымерзания (при температуре -30° и толщине снега около 50 см температура почвы приблизительно равна -3°). Снег помогает метеорологам следить за чистотою атмосферного воздуха, так как он впитывает вещества, содержащиеся в атмосфере. Анализ примесей, находящихся в снежном покрове, позволяет выявить те промышленные предприятия, которые загрязняют воздух, и определить меры улучшения ситуации. Измерение толщины снежного покрова позволяет предвидеть весеннее половодье. Дождь питает культурные растения влагой. Например, один слабый дождик дает слой воды 1-2 мм. При этом один гектар пашни получает около 900 ведер воды. В снег зимой прячутся животные и птицы в лютые морозы. Осадки пополняют реки, делая их судоходными. Зимой дети могут кататься на лыжах, санках и т.д. Атмосферные осадки могут причинить вред. Градины, обычно имеющие величину горошины, могут достигать размеров голубиного яйца. Сильные градобития представляют собой настоящую катастрофу. Град уничтожает посевы, мелкий скот, оголяет деревья. Известны случаи поражения людей крупными градинами. Значительные снегопады парализуют транспорт крупных городов. Приходится тратить огромные средства на снегоуборочные работы. Оседая на кроны деревьев снег способен сломать стволы диаметром 10-15 см. Иногда снегопады приводят к гибели людей. Изморозь приводит к обрыву проводов линии электропередачи. Иней отрицательно влияет на растения. Во время снегопадов и туманов прекращается полет самолетов, часты
аварии на дорогах. Во время гололеда травмируется человек на скользкой дороге.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!