СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока географии в 5 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока составлен в форме технологической карты. При планировании этапоы урока учтены требования ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии в 5 классе»


География 5 класс

Урок № 6


Учитель Коровкина Т.Ю.



Тема урока: Как люди заселяли Землю.

Цели урока: 

содержательная: формирование представлений обучающихся о причинах расселения людей на планете Земля с учётом их приспособления к природным условиям; 

деятельностная(формирование умений новых способов действий):
формировать у обучающихся умения интенсивно использовать и демонстрировать качественную информацию, полно выражать свои мысли, формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений,

Задачи урока: развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из  различных источников;
- развивать практические навыки работы обучающихся с географическими источниками;
- развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление.

Материально-техническое обеспечение занятия:  политическая и физическая карты мира,

Методическое и дидактическое обеспечение занятия:  атлас, контурная карта, Учебник: - География. 5-6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина и др.- М.: Просвещение, 2015 -256 с.: ил., карт. – (Полярная звезда )

Тип урока: формирование новых знаний. Планируемые образовательные результаты :- научиться находить необходимую информацию ,содержащуюся в легенде карты;
- познакомится с причинами расселения людей по планете Земля;
- уметь давать характеристику расселения людей с учётом природных условий;
- уметь давать характеристику приспособления населения к окружающей среде.

Приемы и методы: беседа, частично-поисковый (работа с текстом учебника), объяснительно-иллюстративный метод, практические методы (работа в контурной карте).

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД





1.Организационный

Мотивация к учебной деятельности

(3 мин.)

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.


Приветствие. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок

В тишине четко слышится тиканье часов.

- Ребята, а что вы слышите?

- Что отсчитывают часы?

- Слышите, как быстро идет время, можно сказать, бежит и даже катится! - И, двигаясь по кругу, стрелки часов начали отсчитывать время нашего урока.

"Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником.

- Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?

В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой.

- Твои знания - это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов."

- Надеюсь сегодня на уроке вы расширите свой круг знаний.

Учащиеся настраиваются на восприятие материала

Личностные: готовность и способность к выполнению заданий

2.Актуализация знаний –(10мин)

Обеспечивает мотивацию восприятия темы. Вопросы: Зачем нам нужно знать о своем прошлом?

- О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

- Как люди заселяли Землю.

Тест «Как люди заселяли Землю»

  1. По гипотезе учёных первые люди появились на Земле

А) на Северном полюсе

Б) в Северной Америке

В) в Африке

Г) в Антарктиде

  1. Человек появился на Земле примерно

А) 40 тыс. лет назад

Б) 40 млн. лет назад

В) 40 млрд. лет назад

Г) 400 тыс. лет назад

  1. На территорию Северной Америки человек попал через сухопутный мост на месте современного

А) Магелланова пролива

Б) Берингова пролива

В) Мозамбикского пролива

Г) Гибралтарского пролива

  1. Последним из материков был заселён человеком

А) Африка

Б) Австралия

В) Южная Америка

Г) Антарктида

  1. Расположи данные виды хозяйственной деятельности в  том порядке, в котором они появлялись

А) земледелие

Б) собирательство

В) животноводство

- Составьте текст на основе правильных ответов теста.

«По гипотезе ученых первые люди появились на Земле в Африке. Человек появился на Земле примерно 40 тыс. лет назад. На территорию Северной Америки человек попал через сухопутный мост на месте современного Берингова пролива. Южную Америку человек заселил в последнюю очередь. Сначала человек занимался собирательством, потом животноводством и только потом освоил земледелие».

- Ребята  в оценочном листе есть три графы для оценки.

- Поставьте себе оценку в графу «моя оценка».

- Ребята теперь оцените деятельность каждого в группе, посовещайтесь и выставьте оценку в графе «оценка группы».

- С появлением более совершенного орудия труда человек стал меньше зависеть от природы. Все это позволило людям активно расселяться по планете, приспосабливаясь к окружающей среде.

- Какие вы знаете способы приспособления человека к различным природным условиям.

- Не забудьте выставить себе оценку за творческое задание.

- А менялась ли внешность человека?


Настраиваются на понимание и необходимости изучения темы. Ответ: Без прошлого не может быть будущего.

Выполнение теста

Проверка теста по эталону.

  1. В

  2. А

  3. Б

  4. В

  5. БВА

Учащиеся оценивают сделанную работу. Презентация творческих работ.

Задание 8 стр. 60 учебника

Учащиеся оценивают творческую  работу

.

.

Познавательные: Осознание необходимости изучения материала


3. Постановка цели и задач урока.

Беседа: На земном шаре сегодня проживает

более 7 млрд человек. Люди заселяют все материки планеты.

Неосвоенных территорий почти не осталось. Даже в суровой Антарктиде

на научных станциях живут люди.

учитель просит учеников открыть в учебнике стр. 57 на шмуцтитуле темы «Человек на Земле» учащиеся видят многообразие людей, живущих на Земле, чем

они отличаются друг от друга? Затем на стр. 58 прочесть тему параграфа и ответить на вопрос: Как называется §17? О чем сегодня пойдет речь на уроке?


 Все люди на картинках отличаются внешностью. Говорят название параграфа. Формулируют о чем пойдет речь сами учащиеся, определив границы их знания.

Познавательные: Выделение главного

4. Изучение нового материала Исследовательский, объяснительно – иллюстративный


























5. Первичная проверка понимания

\










6. .Первичное закрепление

«Наша истинная национальность – человечество».

- Как вы думаете, что этими словами хотел сказать известный английский писатель  Герберт Уэльс?

Объяснение учителя: Появление людей на земле имеет как минимум тир теории: научную, религиозную и инопланетную.

Существует множество мифов о происхождении различных рас. Например, североамериканские индейцы, впервые увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вытащить фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

 Ребята, доказывает ли этот миф происхождение различных рас на Земле?

- Давайте выясним. Обратимся к учебнику стр. 61

Дополните кластер в опорном конспекте.

Предлагает

С помощью текста  §17 и карт в Приложении на стр. 182-183 ответить на вопросы: Где возникли на Земле люди современного типа?

Объяснение учителя: Используя врезку на карте «Плотность населения мира» в Приложении,

учитель объясняет, где

находилась предполагаемая прародина человека, где были первые стоянки людей, по каким путям расселялись люди.

Учащиеся на контурную карту наносят эти места

с помощью штриховки.

Люди использовали для жизни то, что даёт природа, т. е. занимались присваивающим хозяйством. С ростом

численности населения возникло земледелие, а затем животноводство. Переход от   присваивающего хозяйства к земледелию и животноводству ознаменовал важный этап в развитии человечества: благодаря лучшему питанию

увеличилась продолжительность жизни людей, в результате чего начался устойчивый рост населения планеты.

Вопрос классу: Как вы думаете почему людям пришлось расселятся по Земле? И что помогало им выживать в неблагоприятных условиях?

Учащие выдвигают  версии.

























Работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. Примерные ответ: Первые люди появились около 40 тыс. лет назад в Восточной Африке и Юго-Восточной Азии.

Работают в контурной карте (см. приложение)










Предполагаемый ответ: Из-за роста населения не хватало места для жизни Людям приходилось приспосабливаться к окружающей среде.

Познавательные:

Анализ, причинно-следственные связи, поиск информации, анализ, сравнение

7. Подведение итогов

Совместно с учащимися подводит итог урока.

Совместно с учителем подводит итоги урока и выставляют оценки

Познавательные: анализируют урок

Личностные: выставляют друг-другу оценки.

8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

§17, задание 8, стр. 60.

1.Прочитать параграф учебника.

2. Выполнить задание

Самоанализ.

7. Рефлексия. Учащиеся заполняют карточки и сдают их учителю





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!