СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Языковые приемы привлечения внимания в рекламном слогане».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Языковые приемы привлечения внимания в рекламном слогане».»


Конспект урока по русскому языку, 10 класс, на тему:

«Языковые приемы привлечения внимания в рекламном слогане»


Цели:

  • Повторить и обобщить знания о средствах выразительности речи;

  • Развивать навык работы с художественным текстом и его отрывками;

  • Научить учащихся находить и отбирать необходимую информацию; мыслить критически, развивать умения анализировать, сравнивать,  обобщать.


Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, мультимедийная доска, материал для опроса.


Ход урока


  1. Организаци-онный момент (1 мин.)


Целеполагание










Записывают число, тему.

Слово учителя:

– Всем добрый день! Подготовьтесь, пожалуйста, к уроку.


– Мы говорим, что русский язык – язык великой культуры. Но великая культура немыслима без постоянного внимания к тому языку, на котором она создается. Сегодняшний урок должен стать помощником в преодолении трудностей по определению изобразительно-выразительных средств языка в тексте.

– На уроке русского языка мы вспомним известную вам тему «Средства выразительности речи», но рассматривать её мы будем с интересной и необычной для вас стороны.

Запишите, пожалуйста, сегодняшнее число и тему урока: «Средства выразительности речи».

  1. Актуализация знаний (10 мин.)




Беседа.



Отвечают несколько учеников, дают устное определение.
























Дежурные раздают бланки ответов.






Ученики самостоятель-но выполняют тест.







































Несколько учеников озвучивают свои ответы, а остальные проверяют, исправляют ошибки.

Слово учителя:

– Все начинается со слова, прекрасного слова. В лингвистике мы называем это слово тропом или средствами художественной выразительности.

– На прошлых занятиях мы очень часто обращались к данной теме, давайте же вспомним некоторые тропы.

– Что вообще такое троп?


Ответы учеников: Это стилистическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.


Слово учителя:

– Совершенно верно! Где мы можем встретиться с тропом?


Ответы учеников: В художественном произведении, в ораторской речи, в СМИ, на театральной сцене, в рекламе).


Слово учителя:

– Несомненно, тропы имеют очень обширное использование в нашей жизни, практически во всех сферах мы можем их встретить. Разберем каждый троп.

– С какими тропами вы уже знакомы? Какие из них вы можете охарактеризовать?


Ответы учеников: Эпитет, метафора, олицетворение, литота, гипербола, метонимия, сравнение).

Два человека устно дают определение каждому тропу.


Слово учителя:

– Отлично. Вот мы и повторили необходимые тропы, которые нам сегодня будут помогать в работе.

– Далее, чтобы оценить качество собственных знаний, я предлагаю выполнить небольшую самостоятельную работу. Перед вами лежат бланки ответов. Ваша задача: соотнести определение с понятием.


Экспресс-опрос «Повторим термины»



1. Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых строится высказывание»:

1.антитеза.

2. анафора

3. эпифора

4. лексический повтор


2. Перенос значений по смежности явлений называется:

1.олицетворение

2.бессоюзие

3.метонимия

4.литота


3. Художественное образное определение – это…

1.эпитет

2.метафора

3.анафора

4.олицетворение


4. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета:

1.гипербола

2.перифраз

3.синекдоха

4.метафора


5. В каком варианте ответа названы только фигуры речи:

1.метафора, риторический вопрос,

2. эпитет, сравнение,

3.инверсия, литота,

4. риторическое обращение, градация


Слово учителя:

– Давайте проверим то, что вы написали.


Ключ к тексту:

1 – 2

2 – 3

3 – 1

4 – 2

5 - 4



– Молодцы! Отлично поработали! Это было достаточно легкое задание, поэтому трудностей у вас не возникло, я надеюсь. Вот мы и вспомнили то, о чем разговаривали на прошлых занятиях.


  1. Объяснение нового материала (15 мин.)


Включается презентация.


Ученики слушают теоретический материал, делают записи в тетрадь




































Беседа с классом.























Записывают ещё одну тему.

Слово учителя:

– Сейчас я предлагаю вам ещё раз прослушать необходимую информацию и записать в тетради то, чего у вас нет.

– Средства выразительности языка – это такие стилистические приемы, которые помогают сделать устную речь или письменный текст яркими, образными, простыми для запоминания, не содержащими штампов и устойчивых клише. Такие тексты, несомненно, привлекают больше внимания и вызывают интерес у слушателей или читателей.

К средствам выразительности можно отнести тропы и фигуры – наиболее широкие группы приемов, которые могут разнообразить и украсить речь.

Под тропом понимается употребление слова в переносном значении. Оно обозначает один предмет (явление, действие), но через соотнесение его с другим предметом (названным прямо или подразумеваемым). Благодаря этому соотнесению в предмете речи выделяется какое-то его свойство. Так создается образ, т.е. предмет не просто обозначен, он индивидуализирован, повернут к читателю определенной стороной. Выделяют три основных тропа в зависимости от типа переноса: метафора, метонимия, синекдоха. Позднее к тропам стали относить эпитет, олицетворение, сравнение, гиперболу, литоту, перифраз, аллегорию.

Следующий вид – это фигура речи. Фигура – термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, поскольку они имеют стилистическую значимость и направлены к тому, чтобы придать высказываемой мысли определенную выразительность. О выразительных средствах синтаксиса, или фигурах речи, мы уже говорили во время урока «Синтаксис и выразительность речи».

Фигурация речи может достигаться преобразованиями в строении фразы и преобразованиями в ее содержании. При этом одна и та же мысль может быть высказана в разных словесных выражениях; эти словесные вариации, представляющие собой уклонения от обыкновенного способа выражения, и именуются фигурами. К фигурам относятся такие приемы, как риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, многосоюзие, параллелизм, лексический повтор, инверсия, эллипсис, парцелляция, именительный темы.


* * *

– Как мы уже сказали, средства выразительности окружают нас повсюду. И сегодня мы с вами проведём исследование и ответим на вопрос: А встречаются ли средства выразительности в рекламном слогане?

– Кто знает, что такое слоган?


Ответы учеников: Это лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения.


Слово учителя:

– Правильно. Часто ли вы обращаете внимание на слоган, когда смотрите телевизор?


Ответы учеников: Да, многие из них очень хорошо запоминаются и потом не выходят из головы долгое время.


Слово учителя:

– Вот как раз для этого и существуют средства выразительности в рекламном слогане. Они делают рекламный текст неповторимым, броским, необычным, чтобы потребитель обратил внимание на товар и никогда не забыл его.

– Сделайте, пожалуйста, новый подзаголовок: «Средства выразительности в рекламном слогане».

– Слоган состоит из таких же тропов, фигур речи. Какие они бывают мы уже с вами повторили и сможем проанализировать некоторые слоганы.

  1. Закрепление материала (15 мин.)






На презентации список слоганов. Учащиеся записывают их в тетрадь.

















Ученики чертят таблицу.





Самостоятель-но анализируют слоганы. Напротив каждого тропа записывают соответству-ющий слоган.












Несколько учеников анализируют примеры, озвучивают получившиеся результаты.

Слово учителя:

– Несомненно, слоган необходимо подвергнуть тщательной литературной обработке. Объектом этой работы является каждый использованный в слогане звук, каждое слово и предложение. Их должна отличать образность, лаконичность, простота, конкретность, эмоциональная выразительность, логичность. Для вас я подобрала несколько рекламных текстов для анализа.

– Перед вами на экране несколько слоганов, разберём каждый из них. Я выбирала слоганы самые известные и самые привлекательные. Я уверена, что их вы слышали ни один раз.


  1. Жизнь хорошая штука. Как ни крути (RICH);

  2. Один кусочек – и Вы в Альпийском мире! (MILKA);

  3. Пейте без остановки «Напитки из Черноголовки»! (НАПИТКИ ИЗ ЧЕРНОГОЛОВКИ);

  4. Последний хруст парижской моды (ХРУСТИМ);

  5. Черная карта. Будешь счастливой! (ЧЕРНАЯ КАРТА);

  6. Я и Maggi. Готовим счастье дома! (MAGGI);

  7. Молоко вдвойне вкусней, если это Milky Way (MILKY WAY);

  8. С Аленкой все сладко да гладко! (АЛЕНКА);

  9. Попробуйте нашенское, Простоквашинское! (ПРОСТОКВАШИНО);

  10. Вязанка – то, что нас связывает (ВЯЗАНКА).


– Начертите в тетради таблицу, как изображено на доске. Напротив каждого средства выразительности напишите слоган, в котором встречается тот или иной троп, фигура.


Средства выразительности

Слоганы

Метафора


Эпитет


Сравнение


Гипербола


Литота


Олицетворение


Риторическое восклицание


Обращение


Уточнение


Антитеза


Парцелляция


Синтаксический параллелизм


Другие средства выразительности:



Слово учителя:

– В качестве проверки, несколько учеников около доски должны озвучить несколько слоганов из списка и рассказать, какие средства выразительности в нем используются. Обязательно докажите, почему вы выбрали данный троп или фигуру.

– Конечно же, анализ рекламного текста – это очень тяжёлая и кропотливая работа. Вы молодцы – очень продуктивно сегодня поработали.


  1. Подведение итогов (3 мин.)


Беседа с классом.




Проходят индивидуальный опрос. Самостоятель-но оценивают свою работу на уроке.


Выставление оценок.

Слово учителя:

– Вот мы подошли к концу нашего занятия. Вспомним же, что такое средство выразительности? Что такое троп и фигура? Какие бывают тропы и фигуры? Что такое слоган? Какие у него функции? Какие средства выразительности встречаются в слоганах?

– Интересна ли для вас была сегодняшняя работа? Что нового вы узнали для себя?

– У вас на партах лежат бланки. Возьмите их, рассмотрите. Я предлагаю вам пройти небольшой опрос о сегодняшней работе. Ознакомьтесь с комментариями, поставьте галочки там, где считаете это нужным. Благодарю.




Слово учителя:

– На сегодняшнем занятии абсолютно все работали замечательно. Но я могу выделить некоторых учеников, которые приняли активное участие в обсуждении темы урока. Они получат положительные оценки.


  1. Объяснение домашнего задания (1 мин.)

Слово учителя:

– Дома выполните анализ еще 10 слоганов, которые вам нравятся или которые вы знаете. Для работы используйте нашу табличку, продолжайте её заполнять. Опишите своё отношение к каждому слогану, какие эмоции они у вас вызывают?

– До свидания, ребята! Я желаю вам успехов в учебе и во всех ваших начинаниях! Спасибо за урок.


Оформление доски






Троп –

Фигура –

Виды тропов:

Виды фигур:

2 октября

Классная работа

Средства выразительности речи.

Средства выразительности

в рекламном слогане.






Д/з



Скачать

© 2022 120 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!