Организаци-онный момент (1 мин.) Целеполагание Записывают число, тему. | Слово учителя: – Всем добрый день! Подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. – Мы говорим, что русский язык – язык великой культуры. Но великая культура немыслима без постоянного внимания к тому языку, на котором она создается. Сегодняшний урок должен стать помощником в преодолении трудностей по определению изобразительно-выразительных средств языка в тексте. – На уроке русского языка мы вспомним известную вам тему «Средства выразительности речи», но рассматривать её мы будем с интересной и необычной для вас стороны. Запишите, пожалуйста, сегодняшнее число и тему урока: «Средства выразительности речи». |
Актуализация знаний (10 мин.) Беседа. Отвечают несколько учеников, дают устное определение. Дежурные раздают бланки ответов. Ученики самостоятель-но выполняют тест. Несколько учеников озвучивают свои ответы, а остальные проверяют, исправляют ошибки. | Слово учителя: – Все начинается со слова, прекрасного слова. В лингвистике мы называем это слово тропом или средствами художественной выразительности. – На прошлых занятиях мы очень часто обращались к данной теме, давайте же вспомним некоторые тропы. – Что вообще такое троп? Ответы учеников: Это стилистическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Слово учителя: – Совершенно верно! Где мы можем встретиться с тропом? Ответы учеников: В художественном произведении, в ораторской речи, в СМИ, на театральной сцене, в рекламе). Слово учителя: – Несомненно, тропы имеют очень обширное использование в нашей жизни, практически во всех сферах мы можем их встретить. Разберем каждый троп. – С какими тропами вы уже знакомы? Какие из них вы можете охарактеризовать? Ответы учеников: Эпитет, метафора, олицетворение, литота, гипербола, метонимия, сравнение). Два человека устно дают определение каждому тропу. Слово учителя: – Отлично. Вот мы и повторили необходимые тропы, которые нам сегодня будут помогать в работе. – Далее, чтобы оценить качество собственных знаний, я предлагаю выполнить небольшую самостоятельную работу. Перед вами лежат бланки ответов. Ваша задача: соотнести определение с понятием. Экспресс-опрос «Повторим термины» 1. Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых строится высказывание»: 1.антитеза. 2. анафора 3. эпифора 4. лексический повтор 2. Перенос значений по смежности явлений называется: 1.олицетворение 2.бессоюзие 3.метонимия 4.литота 3. Художественное образное определение – это… 1.эпитет 2.метафора 3.анафора 4.олицетворение 4. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета: 1.гипербола 2.перифраз 3.синекдоха 4.метафора 5. В каком варианте ответа названы только фигуры речи: 1.метафора, риторический вопрос, 2. эпитет, сравнение, 3.инверсия, литота, 4. риторическое обращение, градация Слово учителя: – Давайте проверим то, что вы написали. Ключ к тексту: 1 – 2 2 – 3 3 – 1 4 – 2 5 - 4 – Молодцы! Отлично поработали! Это было достаточно легкое задание, поэтому трудностей у вас не возникло, я надеюсь. Вот мы и вспомнили то, о чем разговаривали на прошлых занятиях. |
Объяснение нового материала (15 мин.) Включается презентация. Ученики слушают теоретический материал, делают записи в тетрадь Беседа с классом. Записывают ещё одну тему. | Слово учителя: – Сейчас я предлагаю вам ещё раз прослушать необходимую информацию и записать в тетради то, чего у вас нет. – Средства выразительности языка – это такие стилистические приемы, которые помогают сделать устную речь или письменный текст яркими, образными, простыми для запоминания, не содержащими штампов и устойчивых клише. Такие тексты, несомненно, привлекают больше внимания и вызывают интерес у слушателей или читателей. К средствам выразительности можно отнести тропы и фигуры – наиболее широкие группы приемов, которые могут разнообразить и украсить речь. Под тропом понимается употребление слова в переносном значении. Оно обозначает один предмет (явление, действие), но через соотнесение его с другим предметом (названным прямо или подразумеваемым). Благодаря этому соотнесению в предмете речи выделяется какое-то его свойство. Так создается образ, т.е. предмет не просто обозначен, он индивидуализирован, повернут к читателю определенной стороной. Выделяют три основных тропа в зависимости от типа переноса: метафора, метонимия, синекдоха. Позднее к тропам стали относить эпитет, олицетворение, сравнение, гиперболу, литоту, перифраз, аллегорию. Следующий вид – это фигура речи. Фигура – термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, поскольку они имеют стилистическую значимость и направлены к тому, чтобы придать высказываемой мысли определенную выразительность. О выразительных средствах синтаксиса, или фигурах речи, мы уже говорили во время урока «Синтаксис и выразительность речи». Фигурация речи может достигаться преобразованиями в строении фразы и преобразованиями в ее содержании. При этом одна и та же мысль может быть высказана в разных словесных выражениях; эти словесные вариации, представляющие собой уклонения от обыкновенного способа выражения, и именуются фигурами. К фигурам относятся такие приемы, как риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, многосоюзие, параллелизм, лексический повтор, инверсия, эллипсис, парцелляция, именительный темы. * * * – Как мы уже сказали, средства выразительности окружают нас повсюду. И сегодня мы с вами проведём исследование и ответим на вопрос: А встречаются ли средства выразительности в рекламном слогане? – Кто знает, что такое слоган? Ответы учеников: Это лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения. Слово учителя: – Правильно. Часто ли вы обращаете внимание на слоган, когда смотрите телевизор? Ответы учеников: Да, многие из них очень хорошо запоминаются и потом не выходят из головы долгое время. Слово учителя: – Вот как раз для этого и существуют средства выразительности в рекламном слогане. Они делают рекламный текст неповторимым, броским, необычным, чтобы потребитель обратил внимание на товар и никогда не забыл его. – Сделайте, пожалуйста, новый подзаголовок: «Средства выразительности в рекламном слогане». – Слоган состоит из таких же тропов, фигур речи. Какие они бывают мы уже с вами повторили и сможем проанализировать некоторые слоганы. |
Закрепление материала (15 мин.) На презентации список слоганов. Учащиеся записывают их в тетрадь. Ученики чертят таблицу. Самостоятель-но анализируют слоганы. Напротив каждого тропа записывают соответству-ющий слоган. Несколько учеников анализируют примеры, озвучивают получившиеся результаты. | Слово учителя: – Несомненно, слоган необходимо подвергнуть тщательной литературной обработке. Объектом этой работы является каждый использованный в слогане звук, каждое слово и предложение. Их должна отличать образность, лаконичность, простота, конкретность, эмоциональная выразительность, логичность. Для вас я подобрала несколько рекламных текстов для анализа. – Перед вами на экране несколько слоганов, разберём каждый из них. Я выбирала слоганы самые известные и самые привлекательные. Я уверена, что их вы слышали ни один раз. Жизнь хорошая штука. Как ни крути (RICH); Один кусочек – и Вы в Альпийском мире! (MILKA); Пейте без остановки «Напитки из Черноголовки»! (НАПИТКИ ИЗ ЧЕРНОГОЛОВКИ); Последний хруст парижской моды (ХРУСТИМ); Черная карта. Будешь счастливой! (ЧЕРНАЯ КАРТА); Я и Maggi. Готовим счастье дома! (MAGGI); Молоко вдвойне вкусней, если это Milky Way (MILKY WAY); С Аленкой все сладко да гладко! (АЛЕНКА); Попробуйте нашенское, Простоквашинское! (ПРОСТОКВАШИНО); Вязанка – то, что нас связывает (ВЯЗАНКА). – Начертите в тетради таблицу, как изображено на доске. Напротив каждого средства выразительности напишите слоган, в котором встречается тот или иной троп, фигура. Средства выразительности | Слоганы | Метафора | | Эпитет | | Сравнение | | Гипербола | | Литота | | Олицетворение | | Риторическое восклицание | | Обращение | | Уточнение | | Антитеза | | Парцелляция | | Синтаксический параллелизм | | Другие средства выразительности: | | Слово учителя: – В качестве проверки, несколько учеников около доски должны озвучить несколько слоганов из списка и рассказать, какие средства выразительности в нем используются. Обязательно докажите, почему вы выбрали данный троп или фигуру. – Конечно же, анализ рекламного текста – это очень тяжёлая и кропотливая работа. Вы молодцы – очень продуктивно сегодня поработали. |
Подведение итогов (3 мин.) Беседа с классом. Проходят индивидуальный опрос. Самостоятель-но оценивают свою работу на уроке. Выставление оценок. | Слово учителя: – Вот мы подошли к концу нашего занятия. Вспомним же, что такое средство выразительности? Что такое троп и фигура? Какие бывают тропы и фигуры? Что такое слоган? Какие у него функции? Какие средства выразительности встречаются в слоганах? – Интересна ли для вас была сегодняшняя работа? Что нового вы узнали для себя? – У вас на партах лежат бланки. Возьмите их, рассмотрите. Я предлагаю вам пройти небольшой опрос о сегодняшней работе. Ознакомьтесь с комментариями, поставьте галочки там, где считаете это нужным. Благодарю. Слово учителя: – На сегодняшнем занятии абсолютно все работали замечательно. Но я могу выделить некоторых учеников, которые приняли активное участие в обсуждении темы урока. Они получат положительные оценки. |