СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока " Корень, его строение и значение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме "Корень, его строение и значение"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока " Корень, его строение и значение"»

Учебное учреждение –

МКОУ «Богучарская СОШ №1»

Учитель

Караповская О.С., учитель биологии IКК

Дата


Класс

6

Тема урока

Корень, его строение и значение. П.7

Цель урока

понятие о корне, как о вегетативном органе растения, о разнообразии корней, их видоизменениях и типах корневых систем

Задачи урока

Образовательные:

  • дать представление о функциях корня;

  • изучить виды корней;

  • исследовать разнообразие корневых систем, особенности их строения и образования;

  • раскрыть значение знаний о развитии корневых систем для растениеводов.

Развивающие:

продолжить развитие логического мышления, общеучебных умений и навыков, умений сравнивать, обобщать, делать выводы, обсуждать проблему, работать в заданном темпе, применять имеющиеся знания.

Воспитательные:

Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, продолжить экологическое воспитание учащихся.

Планируемые результаты обучения

Предметные: сформировать понятие корень, узнать строение корня, за счёт чего происходит его рост, знания о значении корня, о видоизменении корней как результата приспособления растений к новым условиям существования, обобщить знания о биологическом и хозяйственном значении корней растений.

Метапредметные и личностные результаты:

(познавательные УУД) - умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 
- (коммуникативные УУД) -умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; 
(личностные УУД) - развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; 
(регулятивные УУД) - развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию.


Тип урока:

урок открытия нового знания.

Основные понятия:

Корневая система – стержневая, мочковатая; главные, боковые и придаточные корни; строение корня (корневой чехлик, корневые волоски), зоны корня ( деления, растяжения, всасывания, проведения); значение корня; видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, бактериальные клубеньки, воздушные корни, дыхательные корни, столбовидные корни, корни-прицепки, досковидные корни.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы

мультимедийный проектор, презентация учителя.

Формы урока

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально

Методы

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Проверка присутствующих, готовности к работе на уроке, подготовленности рабочего места  учащихся к уроку, организация внимание класса к работе на уроке, включение в учебный ритм, создание положительного, эмоционального настроя обучающихся.



Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. Воспринимают информацию сообщаемую учителем.



Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные УУД: -самоопределение, смыслообразование

2. Актуализация (мобилизация) знаний



1) Сам. работа





2) Установите последовательность этапов прорастания семени фасоли. Укажите условия необходимые для прорастания.

3)фронтальный опрос

— Семя — это вегетативный или генеративный орган растения? (Генеративный.)

— Для чего семенам фасоли нужна плотная семенная кожура? (Она выполняет защитную функцию.)

— Что нужно сделать для того, чтобы семя проросло? (Для этого необходимо поместить семена во влажную среду и обеспечить доступ воздуха.)

— Что происходит с семенами во влажной среде? (Семена во влажной среде набухают.)

— Как внутрь семян проникает влага? (Через особое отверстие — семявход.)

— Почему не все набухшие семена всходят? (Неживой зародыш, недостаток кислорода, низкая температура.)

— Для чего прорастающим семенам необходима вода? (Зародыш может поглощать только жидкие питательные вещества.)

— Почему семена необходимо высевать в рыхлую почву? (В такой почве есть кислород.)

— Почему семена различных растений высевают в разные сроки? (Из-за разных требований к температуре и увлажнению.)

— Семена каких растений прорастают при наиболее низких температурах? (Злаков.)

— Для чего семенам необходим период покоя? (Покой семян — приспособление, предохраняющее их от прорастания в неблагоприятные сезоны.)

— Какие растения называют однодольными, а какие двудольными? Приведите примеры этих растений. (У однодольных растений одна семядоля (кукуруза, пшеница, ирис, ландыш), у двудольных — две семядоли (горох, акация, мак, томат).)

— Какие общие черты строения можно выделить у однодольных и двудольных растений? (Части зародыша и их функции.)

— Что такое эндосперм? (Запас питательных веществ для зародыша.)




1) выбирают верные утверждения. Приложение1





2) приложение 2 (в парах).

3)отвечают на вопросы

Познавательные УУД:

осознанное и правильное построение речевого высказывания;

извлекают необходимую информацию из текстов, заданий;

учатся анализировать, сравнивать, обобщать; исправлять биологические ошибки в тексте;

учатся строить высказывания.

Коммуникативные УУД: учатся культуре общения;

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

учет разных мнений.

        Личностные УУД:

смыслообразование и личностное самоопределение;

самооценка  


Этап. Создание проблемной ситуации(2-3 мин)

На столе в вазе завядший букет цветов. Учитель ставит проблемный вопрос

-Почему цветы в букете завяли? -Будут ли расти эти цветы, если их посадить в почву?



-Где еще вы встречались с понятием «корень»?

-Давайте разберемся, что означает понятие «корень» с точки зрения нашего предмета».

Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами.

Какую цель поставим перед собой?

Зачем нам эти знания?







Рассматривают одно завядшее растение.Высказывают предположения.





Ответы уч-ся (корень в русском языке, корень зуба и т.д)







Ученики размышляют «Вспоминаем то, что знаем».



Формулирование темы и цели.

Высказывают предположения.

Личностные УУД: - личностное самоопределение. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения;

аргументируют свое мнения



Познавательные УУД: - учатся осознанно строить речевое высказывание;

учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.


Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

  1. корневые системы

а)- Корни растения растут всю жизнь, их у него очень много. Все вместе они формируют корневую систему. Рассмотрим и зарисуем в тетради виды корней и отметим особенности их развития.

Проверка.

б)- Давайте рассмотрим строение корневых систем разных растений (учащимся демонстрируются гербарии растений и рисунки корневых систем) и сравним их. Можно ли выделить признак, по которому мы смогли бы их классифицировать? 


Работа уч-ся с текстом и иллюстрацией учебника стр.38. по плану. Приложение 3. (по группам)









Ответы учащихся из группы.

Рассматривают гербарий. Учащиеся распределяют растения в группы, называют признак, которым они руководствовались, находят в учебнике как называются разные типы корневых систем.


Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.

Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Личностные УУД: -смыслообразование и личностное самоопределение.







Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение), - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием. Регулятивные УУД-учатся составлять план добычи новых знаний на уроке.Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли.

Личностные УУД: - формирование  личностного и жизненного самоопределения



Познавательные УУД: - учатся работать с натуральными объектами, находить и использовать нужную информацию в учебнике (смысловое чтение).

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД: - формирование жизненного самоопределения.




- Виды корней. Самост.

Читают учебник «корневые системы» и заполняют схему.

- Дети самостоятельно формулируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный

-Ребята! Подумайте! С какой целью проводят окучивание некоторых сельскохозяйственных культур? Например, таких как капуста, картофель.


Отвечают на практико-ориентированный вопрос. _+рис. 40


Объяснение строения корня (используя рисунок 37 учебника)

Выполнение задания в тетради. Строение корня.

Демонстрирует восходящий и нисходящий токи по слайду


Выполнение лабораторной работы№2 «Строение корня проростка» (Метод исследования)

Работа в паре.

Видоизменение корней.Работа в группе.

Работают с учебником с.41, заполнение таблицы. Приложение 4

Проверка выполнения самостоятельной работы.


Разнообразие корней – результат видоизменений главного, боковых и придаточных корней (Вывод)

 - А сейчас, я вам задаю проблемный вопрос: Почему человек при строительстве дома, много внимания уделяет закладке фундамента, делая его глубоким и крепким?

- Какие ещё функции корня вы знаете?

 Фундамент в доме выполняет функцию корня в растении, чем он глубже и прочнее, тем будет устойчивее дом.



Значение корня

Питание (всасывание воды и минеральных солей);

Укрепление растения в почве;

Фотосинтезирующая (зеленая часть стебля);

Вегетативное размножение (корневыми отпрысками)

Запас питательных веществ (в виде крахмала, сахаров – у моркови, редьки, свеклы, редиса в утолщенном главном корне – корнеплоде; в толстых придаточных корнях – корневых шишках – у  георгина, пиона)


Закрепление



Ученикам раздаются карточки с заданием “Допишите предложения”.





После самостоятельной работы проводится проверка правильности выполнения, уточнение и корректировка.

Ребята работают самостоятельно, при затруднении обращаются к тексту учебника. Приложение 5.



Домашнее задание.

Домашнее задание (комментирование учителем)

  1. п.7

2.-Предлагаю темы проектов интересные для вас, которые вы будете выполнять самостоятельно, но под моим руководством, по его завершении вы представите проект своим одноклассникам.

Темы проектов:

  1. Видоизменения корней.

  2. Употребление корней в пищу.

  3. Лекарственные свойства корня.

  4. Как размер корня зависит от условий жизни растений

  5. Как корень всасывает воду и минеральные вещества.

  6. От чего зависит длина корней.

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; мобилизуют свои силы к волевому усилию.      

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников .

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?


Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.








Познавательные УДД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело




Приложение 1

Выбрать верные утверждения.

— Семя — вегетативный орган растения.

— Семя — зародыш будущего растения.

— Рубчик — след от повреждения семени скальпелем.

— Семявход — маленькое отверстие в семенной кожуре, через которое происходит проникновение воды в семя.

— Эндосперм — запас питательных веществ в семени.

— Эндосперм присутствует в семенах всех растений.

— Семена двудольных растений не имеют эндосперма.

— Фасоль относится к двудольным растениям.

— Большую часть семени зерновки пшеницы занимает зародыш.

— Семядоли — это первые листья будущего растения.

— Наличие запасных  питательных веществ является самым главным условием прорастания семян.

Выбрать верные утверждения.

— Семя — вегетативный орган растения (нет).

— Семя — зародыш будущего растения (нет).

— Рубчик — след от повреждения семени скальпелем (нет).

— Семявход — маленькое отверстие в семенной кожуре, через которое происходит проникновение воды в семя (да).

— Эндосперм — запас питательных веществ в семени (да).

— Эндосперм присутствует в семенах всех растений (нет).

— Семена двудольных растений не имеют эндосперма (нет).

— Фасоль относится к двудольным растениям (да).

— Большую часть семени зерновки пшеницы занимает зародыш (нет).

— Семядоли — это первые листья будущего растения (да).

— Наличие запасных  питательных веществ является самым главным условием прорастания семян (нет).



Приложение 2

Установите последовательность этапов прорастания семени фасоли. Укажите условия необходимые для прорастания.


А) лопается кожура;

Б) семядоли выносятся на поверхность;

В) семя набухает;

Г) зародышевый стебелек и почечка выходят за пределы семени;

Д) семядоли отмирают

Е) запасные питательные вещества начинают переходить в растворимую форму.


Установите последовательность этапов прорастания семени фасоли. Укажите условия необходимые для прорастания.


А) лопается кожура;

Б) семядоли выносятся на поверхность;

В) семя набухает;

Г) зародышевый стебелек и почечка выходят за пределы семени;

Д) семядоли отмирают

Е) запасные питательные вещества начинают переходить в растворимую форму



Приложение 3

План по изучению стержневой корневой системы.

Прочитать в параграфе о стержневой корневой системе.

Выяснить, какими корнями образована стержневая корневая система.

Рассмотреть стержневую корневую систему на страницах параграфа.

Отобрать из гербария растения со стержневой корневой системой.

Рассмотреть проросшие семена фасоли, выяснить какие корни они имеют.

Сделать вывод о принадлежности корневой системы к классу.


План по изучению мочковатой корневой системы.

Прочитать в параграфе о мочковатой корневой системе.

Выяснить, какими корнями образована мочковатая корневая система.

Рассмотреть мочковатую корневую систему на странице параграфа.

Отобрать из гербария, растения с мочковатой корневой системой.

Рассмотреть проросшие семена пшеницы, выяснить какие корни они имеют.

Сделать вывод о принадлежности корневой системы к классу.

Дать время на подготовку задания (5 – 7 мин)



Приложение 4

Видоизменение корней, их значение.

Самостоятельная работа по учебнику с последующим заполнением таблицы

Видоизменения корней, их значение

Видоизменение корней

Растения, имеющие такой корень

Значение в жизни растения

1.Корни-прицепки



2. Ходульные корни



3. Корни-подпорки



4. Досковидные боковые корни



5. Воздушные корни



6. Втягивающие



7. Корнеплоды



8. Корнешишки




Видоизменение корней, их значение.

Самостоятельная работа по учебнику с последующим заполнением таблицы

Видоизменения корней, их значение

Видоизменение корней

Растения, имеющие такой корень

Значение в жизни растения

1.Корни-прицепки

Плющ, монстера

С их помощью растения поднимаются вверх по стене, скале, стволу других растений

2. Ходульные корни

Филодендрон

Удерживают крупные облиственные побеги на зыбком грунте

3. Корни-подпорки

Фикус бенгальский

Дополнительная корневая система из придаточных корней

4. Досковидные боковые корни

Деревья тропического леса

Опорное

5. Воздушные корни

Орхидеи, монстера

Всасывание воды от дождя, росы

6. Втягивающие

крокусы

Втягивание луковиц и клубнелуковиц глубже в почву

7. Корнеплоды

Морковь, редис, свекла

Запас питательных веществ

8. Корнешишки

Георгин, пион

Запас питательных веществ





Приложение5

Допишите предложения”.

1. Корнеплоды образуются у ……………….. Их значение…………………………

2. Корневые шишки характерны для……………………. Их значение………………………..

3. Столбовидные корни развиваются на ветвях ………………….. Их значение………………….

4. У орхидей образуются………………………… Их значение…………………..

5. У растений, произрастающих в приливно – отливной зоне, развиваются……………………

Их значение…………………………………..

6. Для растений, произрастающих на болотах, характерны……………… Их значении………..

После самостоятельной работы проводится проверка правильности выполнения, уточнение и корректировка.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!