Учебное учреждение – | МКОУ «Богучарская СОШ №1» |
Учитель | Караповская О.С., учитель биологии IКК |
Дата | |
Класс | 6 |
Тема урока | Корень, его строение и значение. П.7 |
Цель урока | понятие о корне, как о вегетативном органе растения, о разнообразии корней, их видоизменениях и типах корневых систем |
Задачи урока | Образовательные: дать представление о функциях корня; изучить виды корней; исследовать разнообразие корневых систем, особенности их строения и образования; раскрыть значение знаний о развитии корневых систем для растениеводов. Развивающие: продолжить развитие логического мышления, общеучебных умений и навыков, умений сравнивать, обобщать, делать выводы, обсуждать проблему, работать в заданном темпе, применять имеющиеся знания. Воспитательные: Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, продолжить экологическое воспитание учащихся. |
Планируемые результаты обучения | Предметные: сформировать понятие корень, узнать строение корня, за счёт чего происходит его рост, знания о значении корня, о видоизменении корней как результата приспособления растений к новым условиям существования, обобщить знания о биологическом и хозяйственном значении корней растений. Метапредметные и личностные результаты: (познавательные УУД) - умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - (коммуникативные УУД) -умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (личностные УУД) - развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (регулятивные УУД) - развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию. |
Тип урока: | урок открытия нового знания. |
Основные понятия: | Корневая система – стержневая, мочковатая; главные, боковые и придаточные корни; строение корня (корневой чехлик, корневые волоски), зоны корня ( деления, растяжения, всасывания, проведения); значение корня; видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, бактериальные клубеньки, воздушные корни, дыхательные корни, столбовидные корни, корни-прицепки, досковидные корни. |
Межпредметные связи | Окружающий мир |
Ресурсы | мультимедийный проектор, презентация учителя. |
Формы урока | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально |
Методы | Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент. Проверка присутствующих, готовности к работе на уроке, подготовленности рабочего места учащихся к уроку, организация внимание класса к работе на уроке, включение в учебный ритм, создание положительного, эмоционального настроя обучающихся. |
Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. Воспринимают информацию сообщаемую учителем. |
Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные УУД: -самоопределение, смыслообразование |
2. Актуализация (мобилизация) знаний |
1) Сам. работа
2) Установите последовательность этапов прорастания семени фасоли. Укажите условия необходимые для прорастания. 3)фронтальный опрос — Семя — это вегетативный или генеративный орган растения? (Генеративный.) — Для чего семенам фасоли нужна плотная семенная кожура? (Она выполняет защитную функцию.) — Что нужно сделать для того, чтобы семя проросло? (Для этого необходимо поместить семена во влажную среду и обеспечить доступ воздуха.) — Что происходит с семенами во влажной среде? (Семена во влажной среде набухают.) — Как внутрь семян проникает влага? (Через особое отверстие — семявход.) — Почему не все набухшие семена всходят? (Неживой зародыш, недостаток кислорода, низкая температура.) — Для чего прорастающим семенам необходима вода? (Зародыш может поглощать только жидкие питательные вещества.) — Почему семена необходимо высевать в рыхлую почву? (В такой почве есть кислород.) — Почему семена различных растений высевают в разные сроки? (Из-за разных требований к температуре и увлажнению.) — Семена каких растений прорастают при наиболее низких температурах? (Злаков.) — Для чего семенам необходим период покоя? (Покой семян — приспособление, предохраняющее их от прорастания в неблагоприятные сезоны.) — Какие растения называют однодольными, а какие двудольными? Приведите примеры этих растений. (У однодольных растений одна семядоля (кукуруза, пшеница, ирис, ландыш), у двудольных — две семядоли (горох, акация, мак, томат).) — Какие общие черты строения можно выделить у однодольных и двудольных растений? (Части зародыша и их функции.) — Что такое эндосперм? (Запас питательных веществ для зародыша.)
| 1) выбирают верные утверждения. Приложение1
2) приложение 2 (в парах). 3)отвечают на вопросы | Познавательные УУД: осознанное и правильное построение речевого высказывания; извлекают необходимую информацию из текстов, заданий; учатся анализировать, сравнивать, обобщать; исправлять биологические ошибки в тексте; учатся строить высказывания. Коммуникативные УУД: учатся культуре общения; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений. Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение; самооценка |
Этап. Создание проблемной ситуации(2-3 мин) На столе в вазе завядший букет цветов. Учитель ставит проблемный вопрос -Почему цветы в букете завяли? -Будут ли расти эти цветы, если их посадить в почву?
-Где еще вы встречались с понятием «корень»? -Давайте разберемся, что означает понятие «корень» с точки зрения нашего предмета». Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами. Какую цель поставим перед собой? Зачем нам эти знания? |
Рассматривают одно завядшее растение.Высказывают предположения.
Ответы уч-ся (корень в русском языке, корень зуба и т.д)
Ученики размышляют «Вспоминаем то, что знаем».
Формулирование темы и цели. Высказывают предположения. | Личностные УУД: - личностное самоопределение. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения; аргументируют свое мнения
Познавательные УУД: - учатся осознанно строить речевое высказывание; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала |
корневые системы а)- Корни растения растут всю жизнь, их у него очень много. Все вместе они формируют корневую систему. Рассмотрим и зарисуем в тетради виды корней и отметим особенности их развития. Проверка. б)- Давайте рассмотрим строение корневых систем разных растений (учащимся демонстрируются гербарии растений и рисунки корневых систем) и сравним их. Можно ли выделить признак, по которому мы смогли бы их классифицировать? | Работа уч-ся с текстом и иллюстрацией учебника стр.38. по плану. Приложение 3. (по группам)
Ответы учащихся из группы. Рассматривают гербарий. Учащиеся распределяют растения в группы, называют признак, которым они руководствовались, находят в учебнике как называются разные типы корневых систем. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Личностные УУД: -смыслообразование и личностное самоопределение.
Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение), - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием. Регулятивные УУД-учатся составлять план добычи новых знаний на уроке.Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли. Личностные УУД: - формирование личностного и жизненного самоопределения
Познавательные УУД: - учатся работать с натуральными объектами, находить и использовать нужную информацию в учебнике (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: - формирование жизненного самоопределения.
|
- Виды корней. Самост. . | Читают учебник «корневые системы» и заполняют схему. - Дети самостоятельно формулируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный |
-Ребята! Подумайте! С какой целью проводят окучивание некоторых сельскохозяйственных культур? Например, таких как капуста, картофель. | Отвечают на практико-ориентированный вопрос. _+рис. 40 |
Объяснение строения корня (используя рисунок 37 учебника) | Выполнение задания в тетради. Строение корня. |
Демонстрирует восходящий и нисходящий токи по слайду | |
Выполнение лабораторной работы№2 «Строение корня проростка» (Метод исследования) | Работа в паре. |
Видоизменение корней.Работа в группе. | Работают с учебником с.41, заполнение таблицы. Приложение 4 |
Проверка выполнения самостоятельной работы. | Разнообразие корней – результат видоизменений главного, боковых и придаточных корней (Вывод) |
- А сейчас, я вам задаю проблемный вопрос: Почему человек при строительстве дома, много внимания уделяет закладке фундамента, делая его глубоким и крепким? - Какие ещё функции корня вы знаете? | Фундамент в доме выполняет функцию корня в растении, чем он глубже и прочнее, тем будет устойчивее дом.
Значение корня Питание (всасывание воды и минеральных солей); Укрепление растения в почве; Фотосинтезирующая (зеленая часть стебля); Вегетативное размножение (корневыми отпрысками) Запас питательных веществ (в виде крахмала, сахаров – у моркови, редьки, свеклы, редиса в утолщенном главном корне – корнеплоде; в толстых придаточных корнях – корневых шишках – у георгина, пиона) |
Закрепление | | |
Ученикам раздаются карточки с заданием “Допишите предложения”.
После самостоятельной работы проводится проверка правильности выполнения, уточнение и корректировка. | Ребята работают самостоятельно, при затруднении обращаются к тексту учебника. Приложение 5. | |
Домашнее задание. |
Домашнее задание (комментирование учителем) | п.7 2.-Предлагаю темы проектов интересные для вас, которые вы будете выполнять самостоятельно, но под моим руководством, по его завершении вы представите проект своим одноклассникам. Темы проектов: Видоизменения корней. Употребление корней в пищу. Лекарственные свойства корня. Как размер корня зависит от условий жизни растений Как корень всасывает воду и минеральные вещества. От чего зависит длина корней. | Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; мобилизуют свои силы к волевому усилию. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников . -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? | Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.
| Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело |
Видоизменение корней, их значение.
Видоизменение корней, их значение.