СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Кто такие птицы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология, основанная на создании учебной ситуации

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Кто такие птицы?"»



«Кто такие птицы?»

Окружающий мир

1 класс

Технология, основанная на создании учебной ситуации

Цель:

- развивающая: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

- воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

- обучающая: сформировать у детей представление о птицах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; познакомить со строением пера птиц.



Планируемые результаты:

- личностные: воспитывать бережное отношение к природе; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; творческий потенциал учащихся, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости; коммуникативные функции (умение работать в паре, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; оценивать свою работу и работу пары. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

- метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться добывать информацию из иллюстраций; использовать жизненный опыт; развивать умение извлекать фактическую информацию; учиться выстраивать проблемный диалог, коллективное решение проблемных вопросов, развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, слушать и понимать речь других; оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

- предметные: познакомить с отличительными признаками птиц, научить определять основной признак птиц, сформировать базовый уровень умения характеризовать птиц, особенности их внешнего вида, среды обитания.



Материально-техническое обеспечение:

- учебник «Окружающий мир» 1 класс 2 часть, А.А.Плешаков, М. «Просвещение» 2012 г.;

- рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс 2 часть, А.А.Плешаков, М. «Просвещение» 2013г.,

- «От земли до неба». Атлас-определитель. А. А.Плешаков, М. «Просвещение» 2012 г.;

- мультимедийное оборудование;

- интерактивная презентация «Кто такие птицы?»;

- карточки «животные» для индивидуальной работы;

- таблица «Животные»;

- карточки для групповой работы;

- фотографии птиц;

- перья птиц;

- карточки «Зимующие и перелетные птицы».





















Технологическая карта урока



Этап урока

Содержание заданий (для обучающихся)

Виды деятельности учащихся, формы организации работы

Планируемые результаты УУД

Предметные

Виды УУД, характеристики

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Мы отправляемся в новое путешествие по царству природы. Нам предстоит открыть новые тайны в мире животных, находить ответы на вопросы, которые у нас возникнут.

Давайте пожелаем друг другу удачи. Повернитесь друг к другу лицом. Коснитесь мизинцами друг друга и скажите «желаю», теперь безымянными пальцами «тебе», и далее «удачи», «успехов», «во всём», а теперь всей ладошкой «тебе на уроке».

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку.


Выполняют упражнения психологического тренинга



Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные УУД:

Нацеливать на успешную деятельность.

Актуализация и пробное учебное действие.

Кто помогает нам в наших путешествиях? (Черепаха и Муравьишка).

Муравьишка Вопросик приглашает нас совершить путешествие в лес. Вы готовы?

Слайд № 1-4

Посмотрите, какие деревья вы видите. (Береза, дуб) Назовем эти деревья, одним словом. (Лиственные). Почему они так называются? ( У них на веточках листочки). Идем дальше.

- Какие деревья видите? (сосна, ель).  Назовем одним словом. (Хвойные). Почему их так назвали? ( Вместо листочков хвоинки).

Кого мы встречаем дальше? (Кузнечик, шмель). Назовем одним словом. (Насекомые). Главный признак насекомых. (6 ножек).

Мы подошли к реке. Кого мы видим? (Щука, карась, ерш). Назовем одним словом. (Рыбы) . Главный признак рыб. (Чешуя, жабры)

Отправляемся дальше.








Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации.

Вспоминают растения и животных, которых изучили.

Отвечают на вопросы.

Знать: отличительные признаки хвойных, лиственных растений, насекомых и рыб.

Уметь: выделять отличительные признаки хвойных, лиственных растений, насекомых и рыб.


Личностные УУД: понимать значение знаний для человека и принимать его; иметь желание учиться; уметь оформлять свои мысли в устной форме Коммуникативные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение.

Выявление места и причины затруднения.

Индивидуальная работа.

На партах лежат цветные конверты. Откройте их. В конверте карточка и геометрические фигуры. (На карточке 2 насекомых, 2 рыбы и 2 птицы, фигуры: круги 2, квадраты 2) Кружками нужно закрыть рыб, квадратами насекомых.

Проверка: Назовите насекомых. Назовите рыб. Назовите одним словом животных, которые остались не закрытые. (Птицы). Именно эту группу животных мы будем сегодня изучать. А что вы знаете о птицах?


Самостоятельно выполняют задание.






Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Знать: представителей насекомых и рыб.

Уметь: узнавать птиц на рисунке.

Коммуникативные УУД: уметь извлекать нужную информацию.

Познавательные УУД: уметь на основе анализа делать выводы


Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Так какова тема нашего урока? (Кто такие птицы?) Что вы узнаете, чему сможете научиться? Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

(Узнаем, каких животных называют птицами, будем учиться находить части тела птиц, исследуем перо птицы). Это план нашего исследования.

Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, проведем исследование, чтобы лучше их узнать и понять. Такой работой обычно занимаются учёные.

Сегодня на уроке мы поработаем учеными и продолжим заполнять таблицу «Животные».

Формулируют тему, цели урока.

Отвечают на поставленные вопросы.


Определяют план исследования.


Регулятивные УУД:

определять с помощью учителя последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные УУД: уметь выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Реализация построенного проекта.

Слайд № 5.

Заглянем в гости к Муравьишке Вопросику. А он не один. У него в гостях Мудрая Черепаха. Послушаем, о чем ей рассказывает Муравей.

Аудиозапись.

«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. „Какие разные животные, — подумал я, — но все они умеют летать… Наверное, все они — птицы“.

- А вы как думаете, ребята, прав ли он? Давайте объясним ему, почему он не прав. Откройте учебник на стр. 36 и рассмотрите животных, которых назвал Муравьишка. Действительно ли все они – птицы?

- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных.

Работа в группах.

Слайд № 6

Муравьишка Вопросик задумался, являются ли птицами эти животные: курица, страус, пингвин.  И летать не могут, и петь не могут.

1 группа получает рисунок курицы и текст: «Курица – домашнее животное. Тело курицы покрыто перьями. Курица плохо летает».

2 группа получает рисунок страуса и текст: «Страус выше человека. Тело страуса покрыто перьями. Страус быстро бегает».

3 группа получает рисунок пингвина и текст: «Пингвины живут на берегу холодных морей. Тело покрыто перьями. Пингвины хорошо ныряют и плавают».

- Ребята, рассмотрите рисунок, прочитайте текст и подумайте, являются ли птицами эти животные. Подчеркните то предложение, которое помогло вам понять это.

Проверяем работу групп. Докажите, что эти животные птицы.

-Курица – это птица, потому что тело покрыто перьями.

-Страус – это птица, потому что тело покрыто перьями.

-Пингвин – это птица, потому что тело покрыто перьями.

Вывод: Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.






Прослушивают аудиозапись.















Отвечают на вопросы.

Работают с учебником.









Работают в группах.



















Рассматривают рисунок, читают текст, обсуждают.




Проверяют работу групп.







Формулируют вывод.

Выявляют общий признак птиц.

Знать: отличительные признаки птиц, как представителей животного мира.

Уметь: выявлять отличительные признаки птиц.


Познавательные УУД: использовать различные способы поиска сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Коммуникативные УУД: сотрудничать в группе по выполнению учебной задачи.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и деятельность партнёров.


Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Работа в группах.

Каждая группа получает конверт с заданием (фотографии птиц и цветная закладка). Его выполнить вам поможет «Атлас- определитель». Обратите внимание на то, что в атласе есть разноцветные закладки – 4 разных цвета.

Задания вводятся постепенно:

-Рассмотрите фотографии птиц, вложенные в конверт.

-Названия каких птиц вы можете назвать самостоятельно?

-Как вы думаете, что может объединять в данную группу этих птиц?

-Откройте атлас-определитель (по цветной закладке), прочитайте название темы – проверьте своё предположение.

-Найдите на странице атласа птиц, изображённых на ваших фотографиях; прочитайте названия (для читающих).

-Рассмотрите птиц. Поделитесь друг с другом своими впечатлениями.

-На страничке атласа, там, где текст, есть выделенные слова – это названия птиц. Попробуйте найти их.

-Прочитайте для ребят информацию, о любой из ваших птиц.

Представитель каждой группы должен познакомить класс со своей группой птиц . (Название, что их объединяет, где можно встретить, интересные особенности…)



Достают из конверта фото птиц, определяют названия.










Сравнивают предположения с темой статьи в атласе.

Сопоставляют фото и картинку в атласе.





Проговаривают то, что видят.

Просмотровое чтение.





Читают текст о птице для своей группы.

Выбирают своего представителя, который рассказывает о своих птицах.

Знать: названия птиц.

Уметь: объединять птиц в группы.

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные УУД:

оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные УУД: проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль, уметь работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физкультминутка

Сейчас я предлагаю вам творческое задание. Вы будете «превращаться» в разных птиц. Постарайтесь с помощью движения передать их размеры и характер. Читайте название птицы и показывайте её.

Читают вслух название птицы и с помощью жестов показывают её.



Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Работа в парах.

Знакомство со строением птицы (учебник с.36)

- Рассмотрите тело птицы. Выделите части, из которых состоит тело голубя.  Работаем в парах. Один ученик читает подписи, другой находит части тела и показывает. Проверим, как вы запомнили все части тела птицы.

 Проверка - Слайд № 7.

Вспомните, что интересного вы знаете о голубях.

Практическая работа

А что такое перо?

-Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас будем наблюдать, исследовать, размышлять, делать выводы.

Ребята, внимательно посмотрите на пёрышки. Чем они различаются? (Размером, цветом).

Опыт № 1.

Давайте проведём опыт. Возьмите маленькое пёрышко двумя пальчиками – поднимите руку вверх и опустите пёрышко. Что вы заметили? Как оно летит? ( Медленно). Я открою вам научную тайну. Внимательно посмотрите, что я буду делать. Отрежу кончик пера ножницами. Давайте рассмотрим перо внутри. Я попробую просунуть внутрь тоненькую палочку. Получилось? А почему? ( Внутри перо пустое). Как вы думаете для чего птице такие мягкие перья? ( Эти перья защищают птицу от холода). А где мы в жизни используем пух птицы? (Пуховики, подушки)

Опыт№2.
А теперь, возьмите в руки большие перья и аккуратно опустите их в стаканчик с водой. Что заметили?

Почему так произошло: одни перья намокли, а другие нет? (Перья разных птиц). Какой птице принадлежит сухое  перо? (Водоплавающей).

Вывод:

Какую роль играют перья в жизни птиц? Зачем они им нужны? ( Перо защищает птицу от воды, от холода).




Рассматривают тело птицы в учебнике.

Работают в парах. Читают подписи, находят части тела птицы. Проверяют по эталону.





Отвечают на вопросы.





Рассматривают перо, делают выводы.



Делают выводы на основе опытов.

Знать: строение тела птицы, строение пера птицы, роль перьев в жизни птиц.

Уметь: называть и находить части тела птицы, различать виды перьев.

Регулятивные УУД:

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные УУД:

формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её, работая в паре, высказывают свое мнение и выслушивают мнение партнера

Включение в систему знаний и повторение.

В нашей местности тоже много птиц. Особенно тяжело бывает птицам в зимние морозы. А как мы можем им помочь? (Сделать кормушки и кормить зимой птиц). Назовите птиц нашей местности.

Давайте опишем одну из птиц по плану:

-размеры,

-окраска оперения,

-особенности частей тела.

Теперь я вам предлагаю снова поработать в парах. В красном конверте у вас на парте находятся карточки с изображением птиц. Ваша задача вместе с соседом по парте разделить птиц на две группы: перелетные и зимующие. Приступайте к выполнению задания. Проверка по образцу. Почему их так называют? (Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.)

Теперь мы готовы вернуться к нашей таблице? С какой группой животных мы познакомились сегодня? Какая отличительная особенность у этих животных?

Рыбы, насекомые и птицы населяют нашу планету. Это все живые существа планеты Земля? (Нет). Значит, впереди нас ждет еще много интересного.



Отвечают на вопросы.


Называют птиц нашей местности.

Описывают птиц по плану.




Работают в парах.






Делят птиц на группы: зимующие и перелетные. Делают выводы.





Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

выделяют отличительную особенность птиц.




Знать: перелетных и зимующих птиц, птиц нашей местности.

Уметь: различать перелетных и зимующих птиц, описывать птицу по плану.

Регулятивные УУД:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

-Сегодня наше путешествие по царству природы завершается.

-Вспомним учебную задачу урока. Каких животных назы­вают птицами? (Птицы - животные, тело которых покрыто перьями.)

– Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке?

- Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, товарищей, сравнивали, исследовали, проделывали опыты)

-Оцените свою работу на уроке.

На столах лежат два вида билетиков – один - синего цвета - отказ от путешествия, а другой – ярко – желтый – счастливый билет.

Если вы хотите вновь путешествовать по нашей прекрасной планете! Поднимите тот билетик, который вы выбираете!

Я хочу вам пожелать: «Замечайте красоту в природе, любите природу, заботьтесь о ней, читайте - и у вас будет богатая душа и доброе сердце, вы будете много знать»




Отвечают на вопросы










Оценивают свою работу на уроке


Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи);

выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные УУД:

осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные УУД: уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные УУД: проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.



Литература

  1. Плешаков А.А., Окружающий мир. Рабочие программы. - М.: Просвещение,  2011.

  2. Плешаков А.. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. 1 часть - М.: Просвещение, 2011.

  3. Плешаков А.. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 1 класса. 1 часть. - М.: Просвещение, 2011.

  4. Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Климанова Е.В. Развитие исследовательских умений младших школьников . -М.: Просвещение, 2011. – 157 с.

  5. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир», 1 класс. «Санома Лернинг», ОАО «Издательство «Просвещение», 2011.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!