Технологическая карта урока
Борзиева Х. А-К.
Класс 6 Б
УМК А.И. Алексеев Академический школьный учебник «Полярная звезда» География 5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2020 г
Предмет: География
Тема: Культурные ландшафты
Цели урока:
— сформировать понятие «культурный ландшафт»;
— показать влияние человека на культурный ландшафт.
Оборудование: карта полушарий, слайды, картины, изображающие культурные ландшафты, бумага, фломастеры.
Когнитивный компонент урока: культурный ландшафт; ландшафты сельскохозяйственный, промышленный, городской.
Деятельностный компонент урока: понять и уметь
высказывать своё мнение о способах улучшения культурных ландшафтов; уметь создавать образ культурного ландшафта; составлять схему основных видов культурных ландшафтов; приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт; подготавливать и обсуждать сообщение (презентацию) по проблемам антропогенного воздействия на природу.
Эмоционально-ценностный компонент урока: оценить творение рук человека — культурный ландшафт; раскрыть ценность идеи: сотворчество с природой — основа создания культурных ландшафтов.
Работа с учебником: работа с определениями и рисунками учебника; создание на основе текста схемы «Виды культурных ландшафтов».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Проверка домашнего задания
1. По карте покажите природные зоны мира.
2. На каком материке находятся самые большие площади экваториальных лесов?
3. В какой природной зоне вы живёте?
4. Какие растения и животные распространены в вашей
природной зоне?
5. Установите соответствие:
1) влажные экваториальные леса А) баобаб
2) саванна Б) лиственница
3) пустыня В) лиана
4) тайга Г) финиковая пальма
6. Какие опасности, вызванные деятельностью человека, угрожают растительному и животному миру?
Изучение нового материала
Эпиграфом к уроку могут стать слова известного географа Г. А. Исаченко: «На рубеже второго и третьего тысячелетий нашей эры понятие «ландшафт» приобрело необычайную популярность».
На уроке учащиеся выясняют, что такое культурный
ландшафт, и заполняют схему:
Ответы для заполнения данной схемы учащиеся находят в тексте учебника. Затем учащиеся самостоятельно составляют схему:
Учитель с помощью наглядных средств, рисунков учебника иллюстрирует своё объяснение. Учащиеся определяют связи между природными и социальными объектами культурного ландшафта.
Затем на уроке обсуждаются вопросы: что такое уникальность культурного ландшафта? Чем она обусловлена?
Внимание учащихся обращается на продолжительность, глубину (интенсивность) освоения человеком культурного ландшафта, на то, какое место в культурном ландшафте занимает человек. Учащиеся подводятся к пониманию того, что ландшафт — природное и культурное наследие.
Закрепление.
На уроке в процессе групповой или индивидуальной работы осуществляется моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.
Цель этой работы — участие учащихся в практических делах, формирование умений моделирования.
Для выполнения этой работы потребуются фотографии местности вокруг школы, план школьного двора или своей дачи (составляется с родителями).
Итогом работы будет практическая работа по преобразованию выбранного участка.
Учащиеся группой или индивидуально выполняют моделирование участка, внося культурные изменения, которые предусматривают: а) комфорт для людей; б) эстетическую привлекательность; в) экологические требования и др.
Другим вариантом является реальная практическая деятельность учащихся по преобразованию участка вокруг школы. Учащиеся решают, как можно окультурить ландшафт (уборка территории, покраска скамеек, развешивание скворечников, посадка растений), а затем после уроков осуществляют намеченный план.
В завершение урока можно предложить учащимся ответить на вопрос: какие меры осуществляются в нашей местности по сохранению культурных ландшафтов?
Домашнее задание
1. Изучить § 53.
2. Ответить на вопросы 1—3.
3. Выполнить задания 4, 5.
4. Подготовить доклад на тему «Ландшафт, который хочется сохранить», иллюстрируя его фотоснимками и рисунками.