СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы по теме «М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества и тоски в стихотворении «Тучи»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы по теме «М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества и тоски в стихотворении «Тучи»»

Технологическая карта

урока литературы по теме

«М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества и тоски в стихотворении «Тучи»,

проведенного в 6 классе 12 .11. 2021 г. учителем МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа» Коржовой А.А.

Используемая технология

Технология критического мышления через чтение и письмо

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели и задачи урока:

-расширение знаний учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;

- ознакомление с историей создания стихотворения «Тучи»,

- аналитическая беседа с элементами выразительного чтения и приемов словесного рисования.

-повторение и ознакомление с новыми литературоведческими терминами: эпитет, сравнение, метафора, риторические вопросы, повторы,

- развитие логического, критического и эвристического мышления,

-развитие умения выразительного чтения, памяти, устной и письменной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

-расширение кругозора и культуры речи,

-воспитание нравственных и эстетических идеалов 

Предметные:

-Умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику.

-Уметь отвечать на вопросы с использованием выразительных средств языка.

-Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус.

-Устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания, с биографией автора.

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя, осмысленно читать, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в паре; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Личностные:

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира.

Воспитание интереса к жизни и творчеству русского поэта стремление к речевому самосовершенствованию осуществлять оценку собственной результативности.


Оборудование, дополнительные материалы

Слайд-презентация,  ромашка Блума, словари, учебники

Методы и формы обучения


Словесные, практические, наглядные

фронтальная (беседа, словарная работа, анализ стихотворения),

в парах (работа с эпитетами …)

индивидуальная (выразительное чтение)


Ожидаемый результат: 

-расширение знаний учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова;

- ознакомление с историей создания стихотворения «Тучи»,

анализ стихотворения;

-умение использовать в ответах литературоведческие термины: эпитет, сравнение, метафора, риторические вопросы, повторы.

-развитие умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.




















Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Стадия «Вызов»




























































































































































Стадия «Осмысление»






































































































































































































































































































Стадия «Рефлексия»

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Вы настроились на урок. Тогда начнем.

2. Мотивация учащихся.

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Читать будем, рассуждать

И друг другу помогать.


3. Проверка домашнего задания.

Прием «Ромашка Блума» (слайд2)

Что вам было задано на дом?

Домашнее задание проверим с помощью «Ромашки Блума», выслушаем ваши ответы на вопросы, сравнив их с информацией на слайдах презентации.

1.Простые вопросы.

-Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова.

-Вы посчитали, сколько прожил поэт?

-Почему он умер таким молодым? (Слайд 3)

2. Уточняющие вопросы.

-М.Ю.Лермонтов в детстве жил в Москве?

-Маленького Мишу воспитывали родители?





-Он получил хорошее образование?

(слайды 4, 5, 6,7)




3. Объясняющие (интерпретационные) вопросы

-Почему М.Ю. Лермонтов часто бывал на Кавказе?













- Почему поэт, критик Д.С. Мережковский сказал: «Пушкин – дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием». Почему Мережковский сравнивает двух писателей?

(слайд 8)






















4. Творческие вопросы

- Как вы думаете, что изменилось бы в жизни автора, если бы бабушка не имела такой власти над ним?

-Изменилась бы жизнь М.Ю.Лермонтова, если бы его не отправляли в ссылки?

- Как, вы думаете, сложилась бы судьба автора, если бы он не погиб в столь молодом возрасте?

5.Оценочные вопросы

- Как вы относитесь к автору?

- Правильно ли он поступил, написав провокационное стихотворение «Смерть поэта»? (слайд 9)

- О чем нам говорит его портрет с грустным пронизывающим взглядом?

6. Практические вопросы

- Какие произведения автора вы уже знаете?

-Кто-то может прочесть наизусть какие-то отрывки из поэзии М.Ю. Лермонтова.


Я на урок тоже взяла строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова


И скучно и грустно и некому руку подать в минуты душевной невзгоды…(слайд 10)


- Что красной нитью проходит через стихи М.Ю. Лермонтова?

Мы должны отметить, что М.Ю. Лермонтов также был прекрасным художником.

(слайды 11-15)

-

4. Этап целеполагания.

Прием «Загадка»

-Ребята, М.Ю. Лермонтов писал в основном пейзажи, потому что очень любил природу.

Отгадайте загадку и определите тему нашего урока.

Сильнее солнца,
Слабее ветра,
Ног нет, а идет.
Глаз нет, а плачет…

(слайд 16)

- Правильно. А что такое туча?

Стихотворение М.Ю. Лермонтова, с которым мы сегодня познакомимся, так и называется «Тучи».

Давайте поставим цели урока.


Запишем в тетрадь число, тему, эпиграф.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

- Какие слова ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

- Подберите определения к слову “тучи”

Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? (слайд 17)

5. Краткий рассказ учителя об истории создания стихотворения.

У поэта 20 века А.А.Вознесенского есть такие строки:

Стихи не пишутся - случаются,
Как чувства или же закат.
Душа - слепая соучастница.
Не написал - случилось так. (слайд 18)

- Согласны ли вы с тем, что стихи “случаются”?

- Случались ли у вас когда-нибудь стихи?

- В какие моменты жизни вам хотелось выразить чувства в стихах?

- Вот как “случилось” у М.Ю.Лермонтова стихотворение “Тучи”? ( слайд 19)

6. Чтение стихотворения учителем наизусть.

7. Первичное восприятие текста.

Прием «Мозговой штурм»

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

-Оправдались ваши ожидания?

- Какое настроение овладело вами?

- Какую картину вы представили себе во время прослушивания?

8. Чтение про себя.

Прием «Инсерт» (слайд 20)

-Ребята, прочитайте внимательно стихотворение про себя, карандашом сделайте пометки на полях.

9. Аналитическая беседа с элементами выразительного чтения и приемов словесного рисования.

- Прочитаем начало стихотворения:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

- Как автор называет тучи? Подберите прилагательные к слову “тучки”





- Какие слова-ассоциации можно подобрать к этому слову?



- Это обращение создает совершенно другое настроение. Какое?

- Но почему-то такого настроения не возникает. Как называет тучки поэт?

- Кто такой странник?

В стихотворении слово “странники” приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: “Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...”; поэт, как и тучки, вынужден расстаться с родной стороной, с “милым севером”.

Составление словарика к тексту стихотворения. Работа над значением слов.

- Какие слова непонятные вы отметили в тексте? Давайте объясним их значение. А если какое-то слово не сможем объяснить, то куда мы можем обратиться за помощью?

-Как вы понимаете слова «степью лазурною»?





В прямом или переносном значении употреблено это выражение









Как называются такие выражения?

Запишем в тетрадь определение нового для нас тропа «метафора» (слайд 21)

Метафора – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Есть ли ещё примеры метафоры?















-С чем сопоставляется судьба поэта? С чьей судьбой?

-А каких туч? Прочтите эпитет. Что такое эпитет?

-Этот эпитет говорит не о случайности, а о судьбе скитальцев.



-Почему холодный и суровый север Лермонтов называет «милым», а теплый, ласковый юг у поэта всего лишь «южная сторона»?

Физминутка

А теперь встали все. Немножко отдохнем. Давайте вдохнем глубоко свежий воздух,

а теперь обнимем небо,

проследим за тучкой глазами, не поворачивая головы.

Из тучки пролился дождик, давайте поймаем капельки воды,

дождик усилился, присядем, укроемся от дождя.

О, сколько воды! Какие большие лужи! Давайте попрыгаем через лужи.

Теперь сели все, продолжаем урок.



- Ещё раз вернёмся к тексту, прочтите вторую строфу.

В чём особенность второй строфы?

Какие предложения преобладают ?

К кому обращается поэт?





-Как называются такие вопросы?



-Для чего нужны риторические вопросы?

Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая?

Почему?



Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.



















-А теперь обратимся к третьей строфе.

Какие незнакомые слова вы выделили?







Как разрешается стихотворение? Подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?

Обратите внимание на строки «Нет, вам наскучили нивы бесплодные...» (это прямое отрицание), «чужды вам страсти и чужды страдания»







- О чём нам хочет сказать автор? Судьба поэта и судьба тучек одинакова?



-Изменилось ли отношение автора к тучам в конце стихотворения?

Вспомните первое сравнение «будто, как я же, изгнанники». И второе сравнение третьей строфы « Нет, вам наскучили нивы бесплодные…».

- Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?



Работа в парах.

-Найдите, пожалуйста, в стихотворении эпитеты.

Проверка работы.





10. Чтение стихотворения учащимися выразительно.

В результате беседы учащиеся приходят к выводу:

Тема одиночества в стихотворении воплощена с помощью приема олицетворения: мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений.(слайд 22)

Зачитывание выводов из учебника стр. 149,150.



11. Составление «синквейна» к слову «одиночество». (слайд 23)









- Мысль о трагическом одиночестве пройдет через все творчество М.Ю.Лермонтова.

Когда душе моей сойдет успокоенье

С высоких, после гроз, немеркнущих небес,

Когда душе моей, внушая поклоненье,

Идут стада дремать под ивовый навес,

Когда душе моей земная веет святость,

И полная река несет свет,

Мне грустно оттого, что знаю эту радость

Лишь только я один: друзей со мною нет.


-Какой у нас получился урок?

-Давайте, выйдем все к доске, возьмемся за руки и почувствуем тепло и поддержку друг друга.


Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул новый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?


13. Оценивание работы.

- Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели?

Дайте самооценку работы. Какие оценки вы поставите лично себе, группе. 

14. Домашнее задание: (слайд 24)

выучить стихотворение наизусть,

составить синквейн к слову «тучи»,

сочинить стихотворение

15. Рефлексия:   закончите фразу (слайд 25)


На уроке я научился (научилась)….

Читая стихотворение «Тучи», понял (а)…

Интересным показалось …

Мне трудно было…..

Меня удивило…

Я хочу похвалить себя за…

Мне захотелось подробнее узнать….



Приветствие учителя. Ответы.











Работали дома над статьей учебника по биографии М.Ю.Лермонтова.

















1814-1841

27

Погиб на дуэли







Да

Сначала воспитывали родители, а когда умерла мама, его воспитанием занялась бабушка

(рассказ об образовании М.Ю.Лермонтова)





Лермонтов рос болезненным мальчиком, поэтому бабушка возила в детстве его на Кавказ для поправки здоровья.

Когда он стал взрослым в 1837 и 1840 годах, поэта отправляли на Кавказ в ссылки.


Пушкин - это гармонический поэт, для которого характерно "сочетание трагизма с духовным покоем, мудрым смирением и просветленностью", то Лермонтов является трагическим поэтом, который находится в конфликте с людьми, вообще со всем миром, и в первую очередь - с собой. Произведения Пушкина наполнены оптимизмом, надеждой и светом. В его работах нет трагического звучания, в то время, как у Лермонтова преобладает одиночество, неудовлетворенность своей судьбой

















































Чувство одиночества









Туча













Ответы детей



















дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо

темные, свинцовые, тяжелые, серые, унылые

о природе













































































тучки

легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые...



небо, лето, солнце, радуга...



беззаботное, легкое, игривое...



вечные странники

тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок















К толковому словарю





Посмотрим в словарь: лазурь – светло-синий цвет, синева. Значит, «степь лазурная» - простор неба.

в переносном, так как между обозначаемыми понятиями есть сходство, в данном случае – бескрайность простора неба и степи.





















«…цепью жемчужною» - представляются небольшие светлые, матово светящиеся изнутри облака, тучки, вереницей, напоминающей нитку жемчуга, плывущие по лазурному небу

Изгнанник – человек, который изгнан откуда-то насильственно.

с судьбой тучек



вечных странников

Эпитет -это художественное определение придающие слову эмоциональную окраску.































Она состоит из вопросительных предложений. Поэт обращается к тучам, а на самом деле к себе



риторические, то есть, не требующие ответа

для заострения темы, для привлечения внимания

Друзей клевета ядовитая



настоящие друзья не предают



Судьба – стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий.

Тяготит – чувствовать тягость от чего-нибудь.

Клевета – порочащая кого-нибудь, ложь.



Чуждый - несходный с кем-либо по духу, взглядам, интересам и т. п.;

Страсть – сильная любовь, сильное чувственное влечение.



Прямое отрицание, тучи никто не гонит, они свободны от всего, в том числе и от людских страданий, страстей. Они – «вечно холодные», им не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.



Нет







Да









Эпитеты, метафоры, сравнения, риторические вопросы, повторы



с милого севера

в сторону южную зависть тайная,

злоба открытая,

клевета ядовитая,

нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные





















Одиночество

Вечное, страшное

Гнетёт, мучает, не отпускает

Грустное ощущение

Бесприютность

























Грустный, пронизан одиночеством



















Ответы детей































.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!