1. Класс 5 Дата: __________ Предмет литература
2. Тема урока: РР Обучение навыкам характеристики героев
Цель деятельности учителя (цель урока) | Образовательные:обучение основам характеристики литературного героя, развитие умения анализировать эпическое произведение Развивающие: развитие навыков осмысленного чтения, умения “всматриваться и вслушиваться” в слово художественного произведения, развитие речи учащихся Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, толерантности, доброты и чуткости через восприятие произведения |
Тип урока | Анализ эпического произведения, практикум |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: усвоение алгоритма характеристики литературного персонажа, знакомство с новыми понятиями, включение их в свой лексикон; |
Метапредметные: умение работать с информационным материалом; умение грамотно строить устное монологическое высказывание; |
Личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала; |
Методы и формы обучения | Индивидуальная, групповая |
Образовательные ресурсы | |
Оборудование | Мультимедийный проектор, ноутбук |
Основные понятия (по предмету) | Эпическое произведение, Литературная характеристика, Сравнение, Литературный персонаж, Портретная характеристика, Психологическая характеристика |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I. Орг.момент. Мотивация | Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности. | Подготовка к работе. Самоопределение. Поиск ответа на поставленный вопрос. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний | Проверяет домашнее задание . Описывает портрет литературного персонажа “Он вырос, немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве”. “Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть”. “...то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь”. “он сам смахивал на степенного гусака”. .Формулирует тему урока | Объясняют свою точку зрения Дают собственное определение понятию “портрет” Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. Определяют цель учебной деятельности | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа; Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
III. Работа по теме урока Постановка проблемного вопроса Работа с раздаточным материалом Cамостоятельная работа | Создает проблемную ситуацию. Уточняет понимание учащимися нового материала( терминов) Корректирует выполнение задания Предлагает охарактеризовать литературного героя из любого прочитанного произведения по плану: . 1. Описание внешности (портрет*). 2. Поведение, поступки героя. 3. Чувства, переживания, мысли. 4. Речь – о чем и как говорит герой. 5. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу. 6. Отношение к герою других действующих лиц. | . Соотносят старые знания с новыми. Записывают новую информацию в тетради. Литературная характеристика состоит из следующих компонентов: Косвенная характеристика (оценочные общие сведения о герое, сообщаемые автором или кем-либо из персонажей); Портретная характеристика; Психологическая характеристика; Речевая характеристика (выявление в строе речи индивидуальных особенностей ее носителя) Умение презентовать свою работу. | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений; Регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; Коммуникативные: инициативное сотрудничество впоиске и выборе информации. |
IV. Лингво-физкультминутка | Объясняет задание. | Выполняют упражнения. | |
V. Актуализация знаний Итоги работы в группах Работа по развитию речи | Устанавливает осознанность восприятия. Организует деятельность по применению полученных знаний. | Выбор докладчика Составление монологического высказывания | Познавательные: умение структурировать знания, выборнаиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
VI. Подведение итогов Беседа | Устанавливает осознанность восприятия. Организует деятельность по применению полученных знаний. | | Познавательные: умение структурировать знания; построение логической цепи рассуждения |
VII. Рефлексивно-оценочный этап. | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия |
VIII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание Выбрать героя повести «В дурном обществе» для составления характеристики. Выписать в тетрадь или отметить в тексте материал для аргументирования. | Слушают и записывают в дневник | Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его |