СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Военный хлеб стал мерою судеб..." (По стихотворению В.Тимина "Хлеб военной поры")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок создан в соответствии с требованиями ФГОС  ООО в технологии "Диалог культур".  С использованием различных форм организации познавательной деятельности учащихся (индивидуальной, парной, групповой) анализируются тексты разных культур: коми (стихотворение В.Тимина "Хлеб военной поры") и русской ("затесь" В.Астафьева "Рукою согретый хлеб").

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Военный хлеб стал мерою судеб..." (По стихотворению В.Тимина "Хлеб военной поры")»

Технологическая карта урока


Ф.И.О. учителяХарина Лидия Владимировна


Предмет - литература (этнокультурный компонент литературного образования)

Класс- 6


Автор УМК – В.Я.Коровина и др. Литература: учебник-хрестоматия в 2-х частях. 6 класс. М., «Просвещение», 2013


Тема урока«Военный хлеб стал мерою судеб…» (По стихотворению В.В.Тимина «Хлеб военной поры»)


Место урока в темеурок проводится после изучения темы «Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне» как реализация этнокультурного компонента литературного образования

Количество часов - 2 (1 урок – по КТП, 1 урок – из числа уроков развития речи)


Технология - «Диалог культур»


Тип урокаурок открытия новых знаний (ОНЗ)


Цели урока ОНЗ -деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цели урока –

  • деятельностная цель: формирование у учащихся умений комплексного анализа художественного текста (на разных уровнях его структуры: идейно-содержательном, композиционном, лингвистическом, с точки зрения позиции автора и общекультурного контекста); умений сопоставления текстов разных культур (коми и русской);

  • содержательная цель: осмысление понятий «человечность», «сострадание», «взросление», «преодоление».


Планируемые результаты.


Предметные: комплексный анализ художественного текста на разных уровнях его структуры: идейно-содержательном, композиционном, лингвистическом, с точки зрения позиции автора и общекультурного контекста; сопоставление текстов разных культур (коми и русской); осмысление понятий «человечность», «сострадание», «взросление», «преодоление».


Метапредметные:


регулятивные (Р):

– способность к формулированию проблемы и целеполаганию;

– умение самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– умение работать по плану, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;


познавательные (П):

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– осуществлять знаково-символические действия;

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (сплошной текст в несплошной текст –таблица, схема);

– осуществлять анализ, синтез, классификацию, обобщение; умение делать выводы;

– устанавливать причинно-следственные связи;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии анализа текста;


коммуникативные (К):

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– строить рассуждения.


Личностные (Л):

- самоопределение к учебной деятельности;

- формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

- формирование восприятия текста как произведения искусства и культуры;

- формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся;

- обретение самостоятельного творческого опыта, развитие образного мышления.




Этап урока ОНЗ

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

(вопросы, задания)

Осуществляемые действия

  1. Мотивационное начало.


- На экране - «имя» урока с пропущенными словами:

… … стал … судеб.

- Понятно ли, о чём пойдёт речь?






Высказывают предположение





Л (самоопределение к учебной деятельности)



Р (умение прогнозировать)








II. Актуализация знаний. Осуществление первого пробного действия.




1). Создание проблемной ситуации.

- Даны три изображения:

- Что обозначают эти изображения? (война, хлеб, рука) Как они связаны между собой?


2). Открытие начала «имени» урока.

- Если от первого слова вы образуете имя прилагательное, то, используя ещё и второе слово, сможете открыть начало в «имени» урока.

(Военный хлеб стал … судеб)

Отвечают на вопросы










Высказывают предположение




Пробуют дать формулировку «имени» урока


К (отвечают на вопросы, обосновывая свою точку зрения)







Р (умение делать предположения)



К (обосновывают свою точку зрения)


III. Выявление причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.


1). - Стала ли понятнее тема урока? (Нет, пока понятно только, что речь пойдёт о военном хлебе). Почему? (недостаточно информации)

- Какое отношение к имени урока имеет изображение руки?

- Почему сразу не можем ответить? (недостаточно информации). - Может быть, нам поможет то, что «спрятано» в шифрограмме?


2).- Разгадайте шифрограмму:

SVNWGТЕКСТGWNVS

- Действительно, может быть, нам поможет текст произведения? Что нужно сделать с текстом, чтобы он помог нам добраться до истины? (прочитать и проанализировать)

- Как вы думаете, о чём будет текст? (о военном хлебе). Почему? (уже знаем начало «имени» урока)


3). Выразительное чтение стихотворения В.В.Тимина «Хлеб военной поры» (подготовленный ученик).


4). Чтение учителем миниатюры В.П.Астафьева «Рукою согретый хлеб».

(тексты художественных произведений в приложении 1)

5). – Что мы узнали после чтения текстов? (поняли, откуда появилась в изображениях рука)

- Можем ли мы сформулировать тему урока, заложенную в его «имени»? (Пока нет, так как осталось неоткрытым одно слово).

- Можем ли мы глубоко осознать связь понятий «война», «хлеб» и «рука»? Что для этого нужно сделать? (проанализировать тексты)

- Что значит «анализировать текст»? Предложите критерии, по которым можно провести анализ (тема, идея, образы, сильные позиции, изобразительно-выразительные средства).

- Вы уже, наверное, обратили внимание, что в поле нашего зрения сегодня два текста разных культур: коми и русской. Какие ещё критерии для анализа можно обозначить? (культурный контекст и сопоставление текстов)

- Все критерии, которые мы вместе обозначили, входят в понятие «комплексный анализ текста». Исходя из этого термина, сформулируйте учебную задачу. (провести комплексный анализ и сравнение текстов разных культур)

Осознают недостаточность знаний






Разгадывают шифрограмму

Высказывают предположение



Отвечают на вопросы




Слушают, следят по тексту






Отвечают на вопросы







Определяют критерии для анализа текстов







Самостоятельно формулируют учебную задачу



Р (умение делать предположения, осознание недостаточности знаний)



П (анализ, синтез)


Р (умение делать предположения)


К (отвечают на вопросы, обосновывая свою точку зрения)

Л (формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному)


К (отвечают на вопросы, обосновывая свою точку зрения)




П( в диалоге с учителем вырабатывают критерии анализа текста)




Р (формулировка учебной задачи)



IV. Реализация построенного проекта по разрешению затруднения.












Диалог с текстом (групповая работа)

(инструкция по работе в группе и самооценка работы

группы в приложении 2)

Группа 1. Анализ стихотворения В.Тимина «Хлеб военной поры» (по заданным вопросам).

Группа 2. Анализ стихотворения В.Тимина «Хлеб военной поры» (определение особенностей жанра и «сильных позиций»).

Группа 3. Анализ «затеси» В.Астафьева «Рукою согретый хлеб» (по заданным вопросам).

Группа 4. Анализ «затеси» В.Астафьева «Рукою согретый хлеб» (определение особенностей жанра и «сильных позиций»).

(задания и вопросы по анализу текстов в приложении 3)





Отвечают на вопросы





Выполняют задания по анализу текстов


Строят схему по определению особенностей жанра






Л (стремление к успеху и одобрению)

К (умение общаться и взаимодействовать с другими)

П (анализ, синтез, умение делать выводы)

П (умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую)

V. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи и самооценкой


1.Отчёты групп.

2.Самооценка работы группы. Игровой приём самооценки «КАП».

Приём «КАП» (оценка + +- по трём параметрам:

  • Коллективно

  • Активно

  • Правильно

Оценка: «отлично» (все +), «хорошо» (+-)


3. Работа с изобразительно - выразительными средствами (ИВС).

- Назовите первое слово текста стихотворения В.Тимина (хлеб)

- Восстановите авторские художественные средства в отрывке из стихотворения В.Тимина:

Только б до весов добраться мне б. 
На тарелке___________гири, 
На другой – 
Такой___________хлеб. 
Хлеб…
Он ____________ на _____________.


- То, что на тарелках весов, должно быть равным по весу. Однако в тексте на одной тарелке «лёгонькие гири», а на другой – «такой тяжёлый хлеб», который «умещался на ладошке». В чём парадокс?

- В каком выражении употреблены слова в прямом значении, а в каком – в переносном? Почему?

- Каким был военный хлеб? (показать изображение хлеба войны)

4. Индивидуальное сообщение учащегося «Хлеб войны. Блокадный хлеб».

(текст сообщения ученика в приложении 4)


5. Язык жестов, или «Ручной» язык.

- Язык жестов – это особое средство коммуникации (передачи информации): ведь при помощи жестов осознанно или неосознанно передаются мысли, чувства и эмоции. Проще говоря: язык жестов – всё понятно без слов.

- Назовите первое слово текста В.Астафьева (рука)

- Что можно сделать с помощью руки? Давайте покажем жестами: руку можно сжать в кулак, ею же можно ударить другого человека; можно протянуть руку для приветствия; можно нарисовать что-либо.

6. Диалог с произведениями живописи.

А).

- Вот как оригинально изобразил рисующие руки нидерландский (голландский) художник Эшер Мауриц Корнелис.

- Что вы видите на картине?

- В чём необычность такого изображения?

/ Действительно, на прикреплённом кнопками листе бумаги изображены две руки, которые ниже запястий лежат в плоскости рисунка. Выше запястий руки материализуются и вовлекаются в процесс рисования друг друга. Создаётся впечатление (иллюзия), что руки рисуют друг друга. Может, поэтому художника называют мастером оптических иллюзий?/


Б).

- Что ещё можно сделать с руками? Руки можно сложить и для молитвы. Вот как молящиеся руки изобразил немецкий художник

Альбрехт Дюрер. Как они выглядят? Что можете сказать?

/ Рисунок, на котором изображены две сложенные в молитве руки, выполнен кистью и тушью на синей бумаге. Дюрер рисовал собственные руки и для изображения правой руки использовал отражение в зеркале левой. Он назвал свою сильную картину очень просто: «Руки». Но весь мир почти сразу открыл свои сердца этому шедевру и назвал эту картину «Руки молящегося» («Молящиеся руки»)/

- Что ещё можно сделать руками? (погладить питомца, согреть руки близкого человека, …)

- Почему мы так много внимания уделяем рукам? Обратимся к тексту.

7. Диалог текстов (работа в группе).

- Заглавие – это своеобразные «ворота» при «входе» в текст. Поэтому здесь важно каждое слово. Выполните в группах задания по анализу заглавия каждого текста (Приём «Членение названия текста», приём «Ключевое слово»)

(таблицы для выполнения данного задания

в приложении 5)

8. Отчёт групп о результатах работы

9. Подведение итогов работы в группе.

- Какое слово в заглавии любого текста самое важное? Почему? (Первое, оно сразу бросается в глаза)

- Первое слово в названии текста В.Тимина - «хлеб», у В.Астафьева - слово «рука». О чём это говорит? (Эти слова для авторов самые важные).

- Выполняя задание, вы не зря считали количество слов и выражений, имеющих отношение к словам названия каждого текста: ведь словоупотребление - это важная сторона текста с точки зрения авторской позиции и основной мысли. Сколько вы нашли слов/выражений о хлебе в тексте В.Тимина? (11) Сколько вы нашли в тексте В.Астафьева слов/выражений о руке? (4) о хлебе? (21)

- Случайно ли такое соотношение количества употребления ключевого слова «хлеб»: в тексте В.Тимина -11 раз (оно первое в названии!), а в тексте В.Астафьева (оно последнее в названии!) – 21 раз?

Демонстрируют результаты анализа текста





Осуществляют самоконтроль работы группы






Осуществляют самооценку работы группы



Ищут в тексте пропущенные слова










Делают предположение



Определяют прямое и переносное значение слов


Слушают






Активно слушают





Показывают жестами заданную информацию








Рассматривают картину






Отвечают на вопросы















Рассматривают картину





Отвечают на вопросы







Отвечают на вопросы и выполняют задания по поиску информации в тексте

Работают в группах




Рассказывают о найденной информации



Отвечают на вопросы





Делятся извлечённой из текста информацией





К (отвечают на вопросы, обосновывая свою точку зрения)



Р (самоконтроль)







Р (самооценка)




П (поиск фактуальной информации)










Р (умение делать предположения)


П(поиск подтекстовой информации)

Л (формирование эмоционально-оценочного отношения к услышанному)


П (знаково-символические действия)



П (активизация познавательных процессов - внимание)






Л(умение чувствовать красоту и необычность произведения живописи)


К (высказывают и обосновывают свою точку зрения)













Л(умение чувствовать красоту и необычность произведения живописи)

К (высказывают и обосновывают свою точку зрения)





П(поиск фактуальной информации)


К (умение общаться и взаимодействовать с другими)


К (умение оформлять свои мысли в устной форме)


К (отвечают на вопросы, обосновывая свою точку зрения)


П (анализ, синтез)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


1. Ключевые слова-образы в заглавии.

- Вспомните, что такое символ. Чем он отличается от метафоры? (метафора однозначна, символ однозначен).

- На основе информации из дополнительных источников (словарные статьи из толковых словарей) выясните значение указанных в таблице слов.

(дополнительные источники информации

в приложении 6)

- Определите «загадку» слов и заполните таблицу «Слова-образы» по текстам «Хлеб военной поры» и «Рукою согретый хлеб» (по вариантам).В таблицу вносите краткие записи (слова и словосочетания).

2. «Загадка» слов. Преобразование сплошного текста в несплошной (таблицу).

1 вариант.

Загадки слов

хлеб

война

дети (детство)

Прямое значение




Этимология




Переносное значение




Символика




2 вариант.

Загадки слов

греть

рука

хлеб

Прямое значение




Этимология




Переносное значение




Символика




3. Самопроверка по эталону и самооценка.

Критерии самооценки:

полное совпадение +, неполное совпадение +-, несовпадение -.

(таблицы для самопроверки по эталону в приложении 7)

4. Промежуточный вывод.

- Как загадка слов-образов помогает понять символический смысл названия текста В.Тимина? (дети – символ возрождения, начала жизни; война – символ смерти, уничтожения жизни. Следовательно, война и дети – понятия несовместимые).

- Как загадка слов-образов помогает понять символический смысл названия текста В.Астафьева? (рука – символ защиты, доверия; греть – символ доброты, поддержки. Следовательно, человечность возможна и на войне).


Сравнивают понятия «метафора» и «символ»











Выполняют работу индивидуально


















Производят самопроверку по эталону


Производят самооценку работы







Объясняют символический смысл названия текста В.Тимина




Объясняют символический смысл названия текста В.Астафьева




П (сравнение)












П (умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую)















Р (самоконтроль и коррекция)


Р (самооценка)





П (анализ, синтез, умение делать выводы)




П (анализ, синтез, умение делать выводы)

VII. Включение в систему знаний и умений.






























  1. Обобщение: что объединяет оба текста? (работа в паре)


- Обсудите в паре, определите и запишите ряд слов - образов каждого текста.

«Рукою согретый хлеб»

«Хлеб военной поры»

Зима – рука – хлеб – жалость - человек

Хлеб – ребята - война - взрослые - преодоление

* Зима – хлеб – война – жестокость - человек

* Хлеб – война - взрослые - преодоление

(*Для слабых учащихся предлагается подсказка: выберите ряд слов-образов, подходящий для текста)

- Какое слово в каждом ряду является ключевым? («Рукою согретый хлеб» - человек, «Хлеб военной поры» - преодоление)

- Какое обобщение кроется за ключевыми словами? (человек – человечность, сострадание; преодоление – победа над невзгодами и раннее взросление)

- Так что же объединяет оба текста? (образ хлеба)

- Что есть хлеб для людей? В скорописи Древнего Египта хлеб, золото и Солнце обозначались одинаково: кружком с точкой. Почему? (Хлеб олицетворяет основу жизни; золото связано с представлением о жизненном начале; Солнце – даритель света и жизни. Вывод: хлеб – это жизнь).

- Эту мысль подтверждает народная мудрость. (Игровой приём «Составьте пословицу»). Русская пословица гласит:

ХЛ - В МУ ЛО

ЕБ СЕ ГО ВА.

- В коми пословице говорится:

ХЛ - СО - ЛО ЗВ ТН

ЕБ ЛЬ ДЕ ВО РА ОЕ.

- Чему учит русская пословица?

- Судя по пословице, гостеприимство – в культуре коми народа. Какое поучение скрывается в коми пословице? (Будешь приветлив, радушен по отношению к другим – и другие тебе ответят тем же)

- В чём состоит символическое значение коми пословицы? (Хлеб – символ человечности и добра, которые возвращаются сторицей)

- В чём сходство и различие пословиц в контексте культуры коми народа и в русской культуре?


2. Выход в контекст «вечных» проблем.

- Чем же стал хлеб военной поры? Правильный ответ поможет нам открыть последнее пропущенное слово в «имени» урока. (Подсказка. Что или кого можно оценить с его помощью? Из ряда предложенных слов выберите наиболее подходящее по стилю: оценка, мерило, мера). Для ответа воспользуйтесь дополнительными источниками информации (лексическое значение слов).

- Открываем всю формулировку «имени» урока:

«Военный хлеб стал мерою судеб…»


- Как понимаете эту фразу? (на войне хлебом измерялось человеческое в человеке, его судьба)

3. Творческая разноуровневая работа (уровень работы – по выбору учащихся):

Задание повышенного уровня: «Распиши слово» (стратегия смыслового чтения из ТРКМЧП, предполагающая создание связного текста по заданному акрослову).

Задание базового уровня: «Акрослово» (предполагает характеристику заданного предмета отдельными словами или словосочетаниями).

(На выбор учащимся предлагаются слова: хлеб, рука)

(примеры работ учащихся приложении 8)



Работают в паре










Производят сравнение образов в названиях текстов








Делают выводы



Составляют пословицы








Выясняют поучительный смысл пословицы



Определяют символический смысл пословицы


Выясняют сходство и различие




Анализируют слова и выбирают наиболее подходящее






Формулируют «имя» (тему) урока


Строят высказывание





Выбирают уровень творческой работы



Выполняют творческое задание



К (уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности)






П (анализ, сравнение)








П (анализ, умение делать выводы)


П (анализ, синтез)








П (умение обобщать)




П (знаково-символические действия)

П (анализ, синтез)

Л (уважение к культуре народа)



П (анализ, синтез)






Р (формулировка темы урока)


К (умение оформлять свои мысли в устной форме)


Р (умение определять степень успешности своей работы)


Л (обретение самостоятельного творческого опыта, развитие образного мышления)

VIII. Рефлексия.

- Какая была цель урока? Как её достигали (что делали)? Достигли её или нет?

- Оцените учебное занятие, пользуясь условными значками:

! отлично, великолепно

+ понравилось, многому научился

* понравилось частично

- не понравилось

? вызвало много вопросов

Определяют отношение к тому, что делали на уроке


Оценивают учебное занятие

Р (соотношение цели и результата)


Р (самооценка учебного занятия)


IX. Домашнее задание (с элементами выбора и творчества)


1). Задание на выбор:

- написать эссе «Хлеб военной поры»

или

- сочинить акростих «Хлеб», «Рука» (на выбор).

2). Задание по желанию: нарисовать иллюстрацию к произведению и подписать словами из текста.

Определяют задания для самоподготовки

Р (умение определять степень успешности своей работы)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!