Государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Самарской области «Школа-интернат №113
городского округа Самара»
Технологическая карта урока
Математики
в 1 классе
«Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9»
Подготовила: Ершова Л.Н.
Учитель начальных классов
ГБОУ школы-интерната №113
г.о. Самара
Технологическая карта урока
Ф. И. О. педагога: Ершова Людмила Наильевна
Предмет: математика
Класс: 1
Тип урока: закрепление изученного материала.
Тема: Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9
Цель: закреплять знание состава чисел, изученные приемы сложения и вычитания; формировать умение решать задачи.
Задачи:
1) образовательная:
Продолжить закреплять вычислительные навыки в пределах 15,умение сравнивать числа в пределах 15; определять предыдущее и последующее числа,считать в прямом и обратном порядке в пределах 15.
совершенствовать знания учащихся о составляющих элементах задачи (условие, вопрос, решение, ответ);
способствовать формированию умения решать задачи арифметическим способом.
2) коррекционно-развивающая:
способствовать развитию вычислительных навыков учащихся;
развивать наблюдательность, умение анализировать и обобщать.
Учить сравнивать, сопоставлять.
Воспитывать устойчивость внимания
3) воспитательная: воспитывать интерес к предмету, доброе отношение к окружающей природе, здоровому образу жизни, воспитывать навыки правильного поведения на уроке.
Планируемый результат обучения:
Развитие универсальных учебных действий. (УУД).
Применение обучающимися полученных знаний .
Познавательные УУД:
-умение строить речевое высказывание в устной и
письменной формах;
-использование знаково-символических средств;
-умение делать выводы в результате анализа и синтеза
мыслительных операций;
Регулятивные УУД:
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- осуществление пошагового продвижения от наблюдений к
обобщению;
- умение анализировать и исправлять ошибки;
- осуществление контроля по результату.
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
и несущественных);
Коммуникативные УУД:
-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение
способов взаимодействия;
- формирование собственного мнения;
- использование речи для регуляции своего действия;
- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные УУД:
- способность к самооценке;
- наличие учебно-познавательной мотивации;
- ориентация на бережное отношение к окружающему миру;
Предметные : повторить, обобщить и закрепить изученный материал.
Знать математические термины: «задача», «условие», «решение», «вопрос», «ответ». Знать таблицу сложения и вычитания чисел. Уметь вычитать и прибавлять.
Учебные ресурсы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч.
- презентация, электронный носитель к учебнику математики
- раздаточный материал, карточки с цифрами.
, рабочая тетрадь, наглядный материал.
структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Организационный момент | повторение правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. определяют тип урока. Ученики проверяют свою готовность к уроку. | Организует проговаривание правил поведения на уроке. | 1.Приветствие.Проверка готовности рабочих мест. Руки! На месте. Ноги! На месте. Локти у края. Спинка! Прямая! | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация знаний | Выполняют задания учителя . | Читает задания | — Отгадайте загадку. Красавица какая Стоит, светло сверкая! Как пышно убрана! Скажите: кто она? (Новогодняя елка.) — Сегодня мы начинаем работу по второй части учебника математики. Откройте его на с. 3. Проверьте, правильно ли вы отгадали загадку. (Правильно, в учебнике нарисована елка.) (Учитель вывешивает на доску плакате елкой без украшений.) Давайте мы тоже украсим елку. После выполнения каждого задания вы будете выходить к доске и вешать на елку свою игрушку. — Каким числом украшена верхушка елки? (7.) — Какие числа на карточках перевернуты? (6, 5, 4.) — Как вы догадались? (Это состав числа 7: 6 + 1, 2 + 5, 4 + 3.) — Как вы поняли, чему мы будем учиться, занимаясь по второй части учебника? (Будем продолжать изучать состав чисел.) — Послушайте, чему еще мы будем учиться. (Учитель читает текст под иллюстрацией.) — Кого из ребят мы попросим повесить первую игрушку? (Учащиеся выбирают своего одноклассника и аргументируют выбор, оценивая работу друг друга.) — Посмотрите на условные обозначения на с. 2 и вспомните, о чем они говорят. (Работа в парах. Один ученик называет и показывает условное обозначение, второй рассказывает, что оно обозначает.) | Знать таблицу сложения и вычитания в пределах 10. Знать термины «увеличить на», «уменьшить на». | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (ЛичностныеУУД) Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Регулятивные УУД). Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. (Познавательные УУД) |
III. Самоопределение к деятельности | Задает вопросы | Обобщают ,анализируют, отвечают на вопросы | (Можно использовать КИМы (математический диктант № 1, с. 46). Взаимопроверка. Решение записано на откидной доске.) — Что вы повторили при выполнении этой работы? (Состав чисел, сложение и вычитание, как увеличить и уменьшить число на несколько единиц.) Эти знания и умения понадобятся нам в течение урока. — Кого из ребят мы сейчас попросим украсить елку? Почему? |
IV. Работа по теме урока | Выполняют задания учебника. | Координирует работу, помогает, направляет. | Работа по учебнику — Посмотрите на рисунок на полях на с. 4. Давайте украсим нашу елочку гирляндой из бус. Каким кусочком мы продолжим бусы в центре? (Первым.) — Почему? Какую закономерность вы увидели? (3маленькие оранжевые бусинки, 2 большие синие бусинки. Чтобы продолжить, сохранив закономерность, надо к одной оранжевой бусинке добавить еще 2, а потом нужны 2 синие большие бусинки.) — Кого из ребят мы сейчас попросим повесить бусы на елку? Почему? № 1 (с, 4). — Прочитайте условие задачи. — Прочитайте вопрос. — На сколько больше стало шаров на елке? (На 3.) — Значит, сколько шаров повесил Коля? (3.) — Запишите решение задачи. — Проверьте себя. Кто прочитает нам решение? (5 + 3 = 8 (ш.).) — Поднимите руку те, кто верно записал решение. — Напишите ответ задачи. № 2 (с. 4). — Прочитайте условие задачи. — Когда Маша съела мандарин, их стало больше или меньше? (Меньше.) — Прочитайте вопрос. — Назовите решение задачи. (4 — 1 = 3 (м.).) — Почему надо вычесть 1? (Число мандаринов уменьшилось.) — Измените условие задачи так, чтобы в ответе получилось 5 мандаринов. (Маша положила в подарок еще 1 мандарин.) — Какое решение будет у этой задачи? (4 + 1 = 3 (м.).) — Почему надо прибавить 1? (Число мандаринов увеличилось.) — Кого из ребят мы сейчас попросим повесить игрушку на елку? Почему? № 3 (с. 4). — Посмотрите на иллюстрацию. О чем будет следующая задача? (О детях.) — Прочитайте условие задачи. — Что значит «столько же»? (Девочек тоже было 5.) — Назовите решение задачи. (5 + 5 = 10 (р.).) — Кому из ребят мы поручим украсить елку игрушкой? | Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. | Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Регулятивные УУД). Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. (Познавательные УУД) |
V. Физкультминутка | Проговаривают вместе с учителем слова и выполняют соответствующие движения | Проговаривает слова и показывает соответствующие действия руками. | Есть одна игра для вас: Я начну стихи сейчас, Я начну, а вы кончайте, Хором, дружно отвечайте. На дворе снежок идет, Скоро праздник... (Новый год). Мягко светятся иголки, Хвойный дух идет от... (елки). Ветви слабо шелестят, Бусы яркие... (блестят). Длинноус и краснонос Под ветвями... (Дед Мороз). И верхушку украшая, Там сияет, как всегда, Очень яркая, большая Пятикрылая...(звезда). | | |
VI. Продолжение работы по теме урока | Отвечают на вопросы учителя, чертят фигуры. | Читает задание. | 1. Работа по учебнику № 4 (с. 5). — Рассмотрите выражения. На какие группы их можно разделить? (Примеры на сложение и вычитание, по составу числа, по первому числу в выражении.) (Учащиеся могут предложить другие варианты.) — Почему в каждом столбике ответ в одном примере будет больше, чем в другом? (Если прибавить число большее на 1, то ответ тоже увеличится на 1. Если вычесть число меньшее на 1, то ответ будет больше на 1.) — Запишите выражения в тетрадь и найдите ответы, пользуясь числовой линейкой. При решении каждого следующего примера в столбике используйте сделанные нами выводы. — Кому мы поручим украсить елку игрушкой? *№ 6, 7 (с. 5). (Самостоятельное выполнение. За правильное выполнение каждый ученик получает право повесить игрушку на елку.) № 5 (с. 5). — Рассмотрите фигуры на полях. Что в них есть общего? (Они состоят из отрезков.) — Назовите фигуры. (Отрезок, ломаная линия, треугольник.) — Какую фигуру можно назвать лишней? (Отрезок, так как он состоит из одного звена. Треугольник, так как это замкнутая фигура.) — Чей ответ заслуживает награды — права украсить елку игрушкой? — Начертите фигуры в тетради. 2. Работа в тетрадях с печатной основой № 1, 2 (с. 3). | Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах). Чертить ломаные с определенным количеством звеньев, чертить простейшие геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник. | Уметь воспроизводить усвоенные знания по памяти. Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Регулятивные УУД). |
VII. Рефлексия Подведение итогов урока | Задает вопросы | Обобщают ,анализируют, отвечают на вопросы | («Проверь себя» (учебник, с. 5). Работа в парах. Учащиеся кладут на окошки карточки с цифрами. Затем говорят ответы и объясняют их. Например: в пустую клетку нужно вставить число 3, потому что 9 — это 3 плюс 6.) Посмотрите, какая нарядная новогодняя елка у нас получилась! — Что мы повторили на уроке? — Какое задание вам было интересно выполнять? — Все ли вам было понятно? — Кто доволен своей работой на уроке? — Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора». | Отвечать на итоговые вопросы урока | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). К4. Отвечать на итоговые вопросы урока |