Ф. И. О. учителя: Демидова Е.Ю.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Страховой З.Х.» г. Донской, Тульской области.
УМК: программа по музыке для общеобразовательных учреждений «Музыка 1-4 классы», авторы Усачёва В. О., Школяр Л.В., Школяр
В.А., («Вентана-Граф», 2014 г.); учебник «Музыка 2 класс», серия «Начальная школа 21 века», авторы Усачёва В.О., Школяр Л.В.,
Тип урока: систематизация и углубление музыкальных знаний.
Образовательные технологии, методы, приёмы: используются образовательные технологии, технология ассоциативно-образного мышления,
информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, групповые, педагогика сотрудничества, творческая и интегрированная
технологии, традиционная. Методы и приёмы: активный, интерактивный, критический, проблемный, метод проектов.
Оборудование: музыкальный центр, магнитола, проектор, ноутбук, фортепиано.
Обеспечение урока: ресурсное ( https://yandex.ru/images. https://yandex.ru/video. http://statistic.su/blog/best_operas, http://www.miloliza.com/illyu,
http.//iplayer.fm/q, http://www.muz-urok.ru,www.ucportal.ru/load/133); методическое ( учебник «Музыка 2 класс» для общеобразовательных
организаций, авторы Усачёва В.О., Школяр Л.В., («Вентана- Граф», 2016 г.); фонохрестоматия (диски MP3).
Организация пространства: дети сидят в обычном порядке в классе, промежутки между партами должны быть удобными для хорового
пения и выполнения музыкально-пластических движений.
Тема раздела | «Музыка - искусство интонируемого смысла» |
Тема урока | «Музыкальная речь» |
Цель | Цель урока для учащихся: Осознание и понимание особенностей, составляющих музыкальной речи, освоение музыкальной грамоты. | Педагогическая цель урока: воспитание музыкальнограмотной, культурной личности, в системе моральных норм и ценностей. Формирование художественного вкуса. Педагогические задачи урока: Воспитательные: духовно-нравственное воспитание края. Через музыкальные и литературно-художественные произведения воспитывать чувство сопереживания, доброжелательности, восхищения и увлечения прекрасным миром искусства. Развивающие: развитие устойчивого интереса к музыкальному и литературному искусствам. Развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Проявление креативного подхода в творческом самовыражении детей. Умение сольмизировать простые музыкальные фразы. Образовательные: обогащение музыкальных знаний о жанрах музыки, освоение основных навыков музыкальной грамоты, понятие о музыкальных терминах, музыкальных образах. Формирование понятия музыкальной интонации как средства музыкальной выразительности, сходство и различия речевой и музыкальной интонации. Освоение вокально-хоровых. музыкально-ритмических, пластических умений и навыков. |
Задачи | Задачи урока для учащихся: |
1 .Основные черты, особенности музыкальной речи, осознанное, осмысленное исполнение музыкального сочинения. 2. Овладение основными навыками музыкальной грамоты. 3. Сравнение и определение особенностей, разговорной и музыкальной речей. 4. Развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии. 3. Развитие вокально-хоровых способностей и чувства ритма. 4. Умение слушать и анализировать характер музыки. 5. Развитие творческих способностей детей. 6. Развитие навыков и умений пластического интонирования. |
Планируемые результаты | Личностные: самоопределение особенностей музыкальной речи, понимание сущности и предназначения элементов музыкальной речи, формирование умений и навыков вокальной техники, музыкально-пластических движений, слушать и анализировать музыку, развитие эмоциональной отзывчивости и эмпатии, ориентация на понимание успеха в учебной деятельности. Метапредметные: Л.- проявление эмоциональной отзывчивости, умение слушать и анализировать музыку, расширение музыкального кругозора, развитие интереса к музыкальной культуре, музыкальной грамоте, песенному жанру; развитие творческих способностей детей, умение сопереживать, понимание музыкального образа, умения и навыки вокально-хорового пения, формирование личностного смысла учения. Р.- планирование учебной деятельности, активация поискового процесса, определение и формулирование цели урока. П,- умение строить речевое высказывание и сообщение в устной форме, познавательный интерес к музыке, понимание истоков музыки. К.- содружество и сотрудничество учащихся и учителя, умение формулировать собственное мнение, прислушиваясь к взглядам других, коллективное обсуждение, хоровое пение, коллективная импровизация музыкально-пластических движений. Предметные: отражение знаний музыкальной и литературно-художественной культуры родного края, развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству, способность различать жанры профессиональной музыки, расширение музыкально-культурного кругозора, умение воспринимать и эмоционально проживать музыку, выражать своё отношение к музыкальному произведению, умение различать особенности музыкального и разговорного языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа, развитие креативного подхода при выполнении творческих заданий, формирование потребности обогащения музыкального кругозора, формирование художественно-эстетического вкуса. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика, задания для учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1. Самоопределение к деятельности. | Приветствует учащихся, пожелание хорошего настроения. | Приветствуют учителя. | Выражение отношения к уроку. | Л.- проявление эмоциональной отзывчивости, доброжелательности. |
2.Актуализация знаний. | Скажите, о какой речи мы беседовали на прошлом уроке? Назовите особенности разговорной речи? Всё это называется интонацией. Что такое интонация? Скажите, интонация важна в музыке? С фрагментом из какого музыкального произведения мы познакомились на прошлом уроке и кто его авторы? (На экране портреты авторов) Давайте послушаем фрагмент «Золотые рыбки» (звучит чтение текста к фрагменту и музыка) | О разговорной речи. В разговорной речи важна выразительность, осмысленное, осознанное произношение: чёткое произношение слов, соблюдение пауз, повышение и понижение голоса. Интонация - воплощенное в звуке настроение, ощущение, состояние природы или человека. Да. Фрагмент «Золотые рыбки» из балета «Конёк- Горбунок» Музыка Р. Щедрина по сказке П. Ершова. | Отражение знаний об особенностях разговорной речи. Отражение знаний музыкальной и литературно- художественной культуры родного края. Формирование основ музыкальной культуры. Развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству. | Р.- планирование учебной деятельности. побуждение к активности. Л.- умение слушать и анализировать. П,- умение строить речевое высказывание К.- умение формулировать собственное мнение, прислушиваясь к другим. П.- активация поискового момента, умение строить речевое высказывание. К.- умение формулировать собственное мнение. Л.- умение слушать и анализировать. К.- умение формулировать собственное мнение. |
3. Постановка учебной задачи. | Скажите, какие вилы речи прозвучали сейчас? Тема нашего урока - "Музыкальная речь". Давайте примем участие в исполнении фрагмента "Золотые рыбки", выполняя простые музыкально-ритмические движения. (На экране видео из балета). Используя карточки , определим характер музыки. (Карточки с изображением весёлого и грустного человечка; бегущего и стоящего) | Разговорная речь и музыкальная речь. | Способность различать разговорную и музыкальную речь, их особенности. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций в импровизации. Умение определять лад: мажор, минор: и особенности темпа. | П.- умение строить речевое высказывание. Л.- умение слушать и анализировать. К.- эмоциональное восприятие, наблюдение за музыкой, коллективная импровизация простых музыкально-пластических движений. Л.- развитие творческой самостоятельности. чувства ритма, творческих способностей. Л.- умение слушать и правильно анализировать. П.- активация поискового процесса. К.- коллективное сотрудничество. |
4.1. "Открытие" учащимися новых знаний. | Подумайте, из чего состоит музыкальная речь? Музыкальная речь состоит из элементов музыкальной речи. Вам было дано задание, узнать определения элементов музыкальной речи. (На экране слайды с определениями элементов музыкальной речи: мелодия, лад, темп, ритм, тембр, регистр, динамика, жанр, и т.д.) | Ответы детей. Ответы детей. | Умение определять и понимать структуру, сущность музыкального языка. | П.- познавательный интерес к музыке, понимание истоков. К.- коллективное обсуждение, сотрудничество учителя с учениками. Р.- активация поискового, процесса. П.- строить сообщение в устной форме. Л. -расширение музыкального кругозора. |
4.2. Первичное закрепление | Музыкальная речь состоит из элементов музыкальной речи и одну из главных ролей в музыкальной речи играет интонация. Музыкальная интонация усиливает выразительность исполнения музыки. Сколько нот существует в музыке? Давайте исполним гамму до мажор. ( на экране гамма до мажор). К нам пришли гости. Встречаем их. (Музыкальная композиция: чтение стихов и исполнение песни о нотах) | 7 нот. | Умение ориентироваться в основах музыкальной грамоты. Закрепление знаний музыкальной грамоты. | Л.- развитие интереса к музыкальному искусству, музыкальной грамоте. П.- понимание истоков музыки, строить сообщение в устной форме. К,- коллективное хоровое пение. П.- познавательный интерес к музыкальному искусству, музыкальной грамоте. |
4.3. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Какую песню мы разучивали на прошлом уроке? Давайте исполним песню, но прежде распоёмся (на экране попевки с нотами и словами) Давайте запишем попевки в нотной тетради. | Песня "Семь подружек" Дети сначала сольмизируют, затем поют со словами. Записывают, сольмизируют и исполняют со словами. | Расширение музыкально- песенного кругозора. Развитие вокально-хоровых навыков. Систематизация и углубление знаний музыкальной грамоты. вокально-хоровых навыков. Развитие навыков сольмизации. Умение воспринимать и эмоционально проживать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению, исполняя вокально - хоровое сочинение. Формирование художественно-эстетического вкуса, приобретение личного музыкального "багажа". | Л.- развитие интереса к песенному жанру. П.- познавательный интерес к новому, строить сообщение в устной форме. Л.- умение определять ноты на нотном стане и сольмизировать, развитие чистоты интонации и чувства ритма. П.- проявление активного интереса к основам музыкальной грамоты. К.- участие в коллективном исполнении (хоровое пение), сотрудничество с учителем, одноклассниками. Р.- развитие вокально-хоровых навыков. |
4.4.Включение новых знаний в систему знаний и повторение. | Послушайте стихотворение А. Барто «Болтунья» (на экране портрет А. Барто). (Учитель читает без выражения) Вам понравилось как прозвучало стихотворение? А теперь послушаем как русский композитор С.С. Прокофьев ярко и выразительно украсил стихотворение музыкой. (Звучит песня «Болтунья» С.С. Прокофьева (на экране портрет Прокофьева). Какой характер, настроение девочки Лиды изобразил композитор? | Нет. Не выразительно, скороговоркой, тараторя, без пауз, не осмысленно, без интонации и т.д. Иногда пение было убедительное, спокойное, размеренное, с чувством, с толком, с расстановкой. Было также пение быстрое, скороговоркой, лёгкое, весёлое, как- будто тараторит. | Умение различать особенности разговорного и музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа. Умение определять и понимать сущность и музыкальной речи. Способность различать контраст элементов музыкальной речи, понимать особенности музыкальной речи, Умение формулировать основные черты музыкального образа. | П.- познавательный интерес к новому, умение строить речевое высказывание. Л.- умение сопереживать, анализировать характер музыки, понимание музыкального образа. К. -умение аргументировать своё мнение, прислушиваясь к другим. Р.- активация поискового процесса, определение и формулирование особенностей музыкального образа. П.- умение строить речевое высказывание. Л.- восприятие музыкальной речи в многообразии видов и жанров, познавать мир через музыкальные образы. К.- коллективное обсуждение, сотрудничество с одноклассниками и учителем. Р.- активация поискового процесса, определение и формулирование особенностей музыкального образа. П.- умение строить речевое высказывание. |
5. Подведение итогов по теме урока. | Как музыкальная речь обогащает разговорную речь? Из чего состоит музыкальная речь? | Музыкальная речь делает разговорную речь более выразительной, интонационно- осмысленной, более красивой, напевной и т.д. Из элементов музыкальной речи. | Умение описывать особенности разговорной и музыкальной речи. Понимание напевности, «протяжности», выразительности музыкальной речи. | Л.- формирование личностного смысла учения. К.- сотрудничество учащихся и учителя. Р.- активация поискового процесса. |
6.Рефлексия. | Мы с вами основные черты музыкальной речи. Давайте ещё раз послушаем песню «Болтунья»и изобразим девочку на рисунке. | Дети рисуют иллюстрацию к песне «Болтунья». | Умение воспринимать и эмоционально проживать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению и отражать музыкальный образ на рисунке. | Л.- развитие творческих способностей детей, формирование художественного вкуса, наличие мотивации к творческому труду, проявление эмоциональной отзывчивости, проявление эмпатии, умение слушать, ориентация на понимание успеха в учебной деятельности. |
| | | | |
7. Домашнее задание. | Закончить рисунок с изображением болтушки- Лиды. | | Формирование потребности выражения самостоятельного творческого отношения к музыкальному произведению и музыкальному образу. | Р.- активация поискового процесса. Л.- расширение музыкального кругозора, развитие творческих способностей детей. |