СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему "Кислоты" 8кл

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке раскрываем понятия: Кислоты. Кислородсодержащие кислоты. Бескислородные кислоты. Основность кислот. Кислотная, нейтральная, щелочная реакция растворов.

Ученик научится: анализировать состав кислот, классифицировать их, распознавать кислоты с помощью индикаторов, характеризовать растворимость кислот с помощью таблицы растворимости

Ученик получит возможность научиться: выдвигать и экспериментально подтверждать гипотезы о химических свойствах веществ, устанавливать причинно-следственные связи между характеристиками вещества, осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Кислоты" 8кл»

Технологическая карта хода урока по теме «Кислоты»

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА (3 мин.)

Проверяет готовность учащихся к уроку создает эмоциональный настрой

Слушают учителя, настраиваются на работу на уроке.

ЛР-1,КУД-1

II. СТАДИЯ «ВЫЗОВ» (10 мин.)

Мотивация.

Эпиграф урока: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». Аристотель

Предлагает учащимся вспомнить какие классы неорганических веществ им известны

--Отгадайте загадку: Если в паре элементов кислород вторым стоит, ты же знаешь, эта пара называется …(ОКСИД)

--На какие группы можно разделить оксиды? На экране задание (работа в парах):

Из предложенных формул выберите оксиды и распределите их по группам:

CaO, CI2O7, HCI, CO2, H2SO4 , Fe2O3, K2O, N2O5,H2CO3 , SO3, HNO3, H3PO4

Подводит учащихся к формулированию понятия кислоты.

--Почему вы назвали не все вещества? Выпишите их формулы в тетрадь. Что между ними общего? Попробуем догадаться, как они называются.

(Приложение 1.)

На экране мы видим яблоки, лимоны, муравья, бутылочку с уксусом, щавель, крапиву. На столах –дольки мандаринов и яблок.

--Что объединяет все это? Еще одна загадка:

Кислый вкус они имеют, лакмус в них всегда краснеет, и опасны для работы эти жгучие … (КИСЛОТЫ)

Формулирует тему и цель урока.




Отвечают на вопросы, работают в парах - из предложенных формул выбирают оксиды.








Выписывают оставшиеся формулы, анализируют их состав, находят общие признаки. (наличие водорода). Обсуждают изображения на экране, пробуют фрукты, определяют вкус (кислый) и высказывают предположения о названии веществ, имеющих такие признаки


По загадке определяют перечень вопросов, на которые нужно найти ответы.

Предлагают пути достижения поставленной цели урока, определяют ход деятельности на уроке. Записывают тему в тетрадь.


ЛР-2

ПУД-2

ПУД-3

ПУД-4

РУД-1

РУД-4

КУД-2

КУД-3

III. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ» (15 мин.)

1.Изучение нового материала. Состав кислот.

--Предлагает учащимся дать определение понятию кислота исходя из формул



2.Классификация кислот. Названия кислот

Используя текст учебника с.102,104 найдите признаки, по которым классифицируют кислоты, составьте схему, приведите примеры. Ознакомьтесь с названиями кислот








3. Изменение окраски индикаторов в кислой среде.

Предлагает еще раз вернуться к последней загадке:

--О каких еще признаках кислот в ней упоминается?

Объясняет, что такое индикаторы, их виды и как с их помощью можно распознать кислоты.

--Мотивирует к проведению исследования. Предлагает провести эксперимент. Проводит инструктаж по ТБ при работе с кислотами.

При обращении с кислотами необходимо соблюдать правила безопасной работы:

1.Для приготовления растворов серной, азотной и других кислот необходимо их приливать к воде тонкой струей при непрерывном перемешивании, а не наоборот. Приливать воду в кислоту запрещается!

2.Разлитые кислоты необходимо немедленно засыпать песком, нейтрализовать, и только после этого проводить уборку.

3.При попадании на кожу или одежду кислоты, надо смыть ее большим количеством воды, а затем обработать 3-5% раствором питьевой соды или разбавленным раствором аммиака.


Организует обсуждение результатов эксперимента




Объясняет, почему кислоты называют жгучими и почему они могут вызвать ожоги. Понятие концентрации. Предлагает ознакомиться с текстом учебника: с. 104-106

Проводят сравнение.

Формулируют понятие кислоты. Записывают в тетрадь.

Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.


Индивидуально работают с учебником.

В тетради учащихся должна появиться схема:

По наличию кислорода


Бескислородные Кислородсодержащие

HCI, HNO3, H2SO4 , H2CO3

По основности (кол-во водорода)


Одноосновные Двухосновные Трехосновные

HCI, HNO3, H2SO4 , H2CO3 H3PO4


Возникает вопрос: что такое лакмус? И почему кислоты опасные? Ведь они входят в состав всеми любимых фруктов?!



Работают в группах по инструктивным картам.

Каждая группа изучает действие разных кислот на индикаторы:

1 группа – соляная кислота

2 группа – серная кислота

3 группа – азотная кислота.

Данные заносят в таблицу:

Название кислоты

Лакмус

Метилоранж

Фенолфталеин





Делают вывод: 1.Независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.

2. Для определения кислот можно использовать лакмус или метиловый оранжевый.


Обсуждают меры предосторожности при работе с кислотами. Запомнить: при разбавлении кислот водой кислоту лить в воду!!! Объясняют почему.


ЛР-2

ПУД-1

ПУД-2

ПУД-5

ПУД-6

КУД-2

КУД-3

РУД-4

ПР-1

ПР-2


IV. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» (9 мин.)

- Мы завершили наше исследование.

Назовите тему, цель и задачи нашего исследования.

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Посовещайтесь в группах, сделайте общий вывод по теме нашего исследования.

- У кого остались вопросы?


Проверьте себя. Задания на экране

1.«Верны ли утверждения?».

Если вы согласны с утверждением ставьте «+», если нет - «–».

+1. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из H и кислотного остатка.

2.Кислота, формула которой H2SO4 – это одноосновная кислородосодержащая кислота.

3.В кислой среде фенолфталеин меняет окраску на красный.

+4.Эти кислоты: H2S H2CO3 H2SiO3 -двухосновные

+5. Среди веществ, формулы которых СО2,HCl,СuCl2 HNO3, H3PO4 - три кислоты

2.Дать описание азотной кислоты по плану в учебнике:

с. 107. Самопроверка. Слайд

- Проверим. Оценим выполнение работы.


Совещаются и делают вывод


















Осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы.

ЛР-1

ПУД-4

КУД-2

КУД-3

РУД-3

РУД-4

ПР-3

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Д/З П. 20, № 1(базовый уровень), № 3-4 (повышенный уровень), сообщение «Практическое применение кислот» -1 чел.




Паспорт урока химии в 8-ом классе

Учитель:

Тема урока:

Кислоты

Образовательная цель

Формирование естественно - научной культуры личности, развитие навыков критического мышления 8-классников на основе осмысления особенностей класса кислот и генетической связи между классами веществ.

Планируемые образовательные результаты (ПОР)

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1:обосновывает необходимость и значимость для себя знаний о кислотах и правилах ТБ при работе с ними

ЛР-2: активно и заинтересованно включается в выполнение всех заданий

ПУД-1: умеет определять понятия

ПУД-2: умеет сравнивать и классифицировать на основе самостоятельного выбора основания и критериев классификации

ПУД-3: умеет устанавливать причинно-следственные связи

ПУД:-4: умеет строить логические рассуждения, делать умозаключения и выводы

ПУД-5: умеет проводить наблюдение и эксперимент

ПУД-6: умеет находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)

КУД-1:проявление уважительного отношения к учителю и одноклассникам

КУД-2: вступает в учебный диалог с учителем, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; высказывает и обосновывает свою точку зрения

КУД-3: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом поставленных учебно-познавательных задач.

РУД-1:Умение самостоятельно определять цели своего обучения

РУД-2: Умение ставить и формулировать для себя учебные задачи

РУД-3: Умение осуществлять рефлексию собственной учебной и познавательной деятельности

РУД-4: Умение осуществлять самоконтроль, самооценку учебной и познавательной деятельности

ПР-1:Умение определять понятия «кислоты», «кислородсодержащие кислоты», «бескислородные кислоты», кислотная среда

ПР-2: Умение экспериментально различать кислоты с помощью индикаторов

ПР-3: Умение описывать свойства отдельных кислот

Программные требования к образовательным результатам раздела «Соединения химических элементов»


Ученик научится: анализировать состав кислот, классифицировать их, распознавать кислоты с помощью индикаторов, характеризовать растворимость кислот с помощью таблицы растворимости

Ученик получит возможность научиться: выдвигать и экспериментально подтверждать гипотезы о химических свойствах веществ, устанавливать причинно-следственные связи между характеристиками вещества, осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека

Программное содержание

О.С. Габриелян, С.А. Сладков. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова. 8-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва, «Просвещение», 2019

Мировоззренческая идея

Единство материального мира: в состав различных веществ входят атомы одних и тех же элементов. Мир познаваем: состав и строение могут быть определены экспериментально.

Ценностно-смысловые ориентиры

Наука. Познание. Человек. Окружающая среда.


План изучения учебного материала

1.Стадия «Вызов»

2.Стадия «Осмысление»

3.Стадия «Рефлексия»

Основные понятия

Кислоты. Кислородсодержащие кислоты. Бескислородные кислоты. Основность кислот. Кислотная, нейтральная, щелочная реакция растворов.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Форма урока

Исследование

Образовательная технология

Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Оснащение урока

Учебник, мультимедийная установка, лабораторное оборудование: пробирки, кислоты (соляная, серная, азотная), индикаторы (лакмус, фенолфталеин, метилоранж), яблоко, мандарин

Мизансцена урока

Парты расставлены в виде буквы «П»

Предварительная подготовка к уроку учащихся

нет


Домашнее задание

П. 20, № 1(базовый уровень), № 3-4 (повышенный уровень), сообщение «Практическое применение кислот» -1 чел.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Слайд 1 Слайд 2


Слайд 3 Слайд 4

Слайд 5 Слайд 6

Слайд 7 Слайд 8






Слайд 9 Слайд 10



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

«Действие кислот на индикаторы»

1. Перед вами три пробирки с растворами кислоты. В первую пробирку опустите фенолфталеиновую бумажку, во вторую лакмусовую, в третью пробирку добавьте несколько капель метилового оранжевого. Результаты наблюдений сравните, и запишите в таблицу .

2. Сформулируйте общий вывод по результатам наблюдений и запишите его.

Название кислоты/ индикатор

Лакмус

Метилоранж

Фенолфталеин






Правила техники безопасности при работе с кислотами

При обращении с кислотами необходимо соблюдать правила безопасной работы:

  1. Для приготовления растворов серной, азотной и других кислот необходимо их приливать к воде тонкой струей при непрерывном перемешивании, а не наоборот. Приливать воду в кислоту запрещается!

  2. Разлитые кислоты необходимо немедленно засыпать песком, нейтрализовать, и только после этого проводить уборку.

  3. При попадании на кожу или одежду кислоты, надо смыть ее большим количеством воды, а затем обработать 3-5% раствором питьевой соды или разбавленным раствором аммиака.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!