СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему "Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока на тему "Н и НН в кратких страдательных причастиях и в кратких отглагольных прилагательных". Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных".»

Дата 25.11.2021 Урок № 34 7 класс Учитель Никифорова О.В.

Тема: Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели:

Метапредметные: прививать любовь к слову, родному языку.

М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее), строить рассуждения.

Предметные: учить различать краткие причастия и краткие отглагольные прилагательные; учить грамотно писать н и нн в суффиксах кратких причастий и кратких отглагольных прилагательных; систематизировать знания о написании н и нн в разных частях речи.

ЛР: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Оборудование: компьютерная презентация; раздаточный материал.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Этап мотивации.

Учащиеся записывают в тетрадь число, классная работа.


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. ТОУУ


III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


Учитель сообщает, что для усвоения нового материала нужно уметь различать причастия и отглагольные прилагательные. Учащиеся отвечают на вопросы:

— Как отличить отглагольное прилагательное от причастия? (Отглагольное прилагательное образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида, не имеет при себе зависимых слов.)

— Как определить принадлежность прилагательного, причастия к полной или краткой форме? (Полная и краткая формы определяются по характеру окончания. Если окончание состоит из двух и более букв, то такая форма считается полной. Если прилагательное имеет окончание, состоящее из одной буквы, или нулевое окончание, то такая форма считается краткой.)

Учащиеся записывают слова, употреблённые в полной и краткой формах, определяют, к каким частям речи они относятся, выделяют окончания. В процессе выполнения вспоминают, что среди причастий только страдательные

имеют краткую форму.

Т..лантливый артист; человек весел; хорош гусь; сваре..ный в с..ропе; стриже..ный пудель; изобр..жение перевёрнуто; пылающий костёр; сделано на совесть.

II. Проверка домашнего задания. Упр. 139 (выборочное чтение).

Фронтальный опрос:

— От чего зависит написание н и нн в суффиксах прилагательных?

— Назовите условия выбора н и нн в суффиксах страдательных причастий.

— Сколько н пишется в суффиксах отглагольных прилагательных?

III. Освоение нового материала. Чтение и анализ § 24.

Дополнительно учитель отмечает, что если слово с изучаемой орфограммой стоит в краткой форме и имеет при себе зависимое слово, то это причастие, в котором пишется одна н. Краткие прилагательные, в которых пишется нн, чаще всего называют эмоциональное, интеллектуальное состояние человека.

IV. Активизация и закрепление изученного.

1. Словарный диктант. Ученики выходят к доске по очереди, записывают по 2—3 словосочетания, обозначают условия выбора орфограмм.

Море взволновано; девушка взволнованна; экспедиция организована; пыль рассеяна в воздухе; девушка груст- на, рассеянна; встреча устроена; территория благоустроенна; аудитория умна, начитанна; дети капризны, избалованны; начитана на диктофон; избалованы вниманием; погода ветрена; она ветренна, несобранна.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.


Закрепление материала.

. Работа с учебником. Упр. 142, 143. Комментированное письмо. Упр. 148. Устно; записывают составленные предложения. Упр. 149. Выполняют самостоятельно с последующей проверкой.

V. Самостоятельная работа. Ученики получают задание списать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, графически объяснить написание н и нн в прилагательных и причастиях.

Никита оделся и пош..л по дли..ному к..ридору, где тепло и уютно пахло печами. Налево от этого к..ридора на южной стороне дома были расположе..ны зимние комнаты, натопле..ные и жилые. Направо, с северной стороны, было пять летних, почти немеблированных комнат. Здесь огромные изразцовые печи протапливались раз в неделю хрустальные люстры висели окута..ные марлей.

Никита с трудом приоткрыл дубовую двустворчатую дверь с коваными ручками и на ц..почках пош..л по пустым комнатам. Сквозь полукруглые окна был виден сад завале..ный снегом. Деревья стояли неподвижно. Заросли с..рени с двух сторон балко..ной лестниц.. пр..гнулись под снежными одеждами.

(По А. Н. Толстому)


Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.


V. Этап включения изученного в систему знаний.


1. К какой части речи относятся выделенные в предложениях

слова?

а) Незнакомец оказался раненным в ногу.

б) Масляные краски быстро заканчивались, и нужно было покупать новые.

в) Замасленные олифой руки оттирались только песком.

г) На тарелке красовалась стопка румяных масленых блинов.

2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется

одна буква н?

а) карти..ная галерея, карма..ный календарь, кожа..ный ремень, улица украше..на

б) тополи..ный пух, безветре..ный день, серебря..ное блюдо, картина написа..на

в) серебря..ная пряжка, сви..ная тушёнка, ветре..ный день, страница исписа..на

г) дли..ный путь, кожа..ный портфель, комната украше..на

3. В каком ряду на месте всех пропусков должны быть две буквы н?

а) кова..ный сундук, выполне..ная работа, соломе..ная сторожка, стари..ная вещь

б) ране..ный в плечо, решё..ная задача, оловя..ный солдатик, девочка организова..на

в) прочита..на утром, ране..ная птица, серебря..ный звон, лу..ная ночь

г) плетё..ная корзина, нежда..ный праздник, выполне..ное обещание, выкова..ное изделие

1. К какой части речи относятся выделенные в предложениях

слова?

а) Незнакомец оказался раненным в ногу.

б) Масляные краски быстро заканчивались, и нужно было покупать новые.

в) Замасленные олифой руки оттирались только песком.

г) На тарелке красовалась стопка румяных масленых блинов.

2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется одна буква н?

а) карти..ная галерея, карма..ный календарь, кожа..ный ремень, улица украше..на

б) тополи..ный пух, безветре..ный день, серебря..ное блюдо, картина написа..на

в) серебря..ная пряжка, сви..ная тушёнка, ветре..ный день, страница исписа..на

г) дли..ный путь, кожа..ный портфель, комната украше..на

3. В каком ряду на месте всех пропусков должны быть две буквы н?

а) кова..ный сундук, выполне..ная работа, соломе..ная сторожка, стари..ная вещь

б) ране..ный в плечо, решё..ная задача, оловя..ный солдатик, девочка организова..на

в) прочита..на утром, ране..ная птица, серебря..ный звон, лу..ная ночь

г) плетё..ная корзина, нежда..ный праздник, выполне..ное обещание, выкова..ное изделие


Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Подведение итогов.

– Продолжите, пожалуйста, предложения.

Сегодня мы изучали……

Мы теперь знаем, как….

Мы умеем правильно….

Полученные знания нам помогут….


- А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам.

Мне сегодня на уроке было всё понятно.

У меня всё получалось.

Я иногда испытывал затруднения при(в)…….

Я доволен собой

Я не совсем доволен собой

Я совсем не доволен собой

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.












Никита оделся и пош..л по дли..ному к..ридору, где тепло и уютно пахло печами. Налево от этого к..ридора на южной стороне дома были расположе..ны зимние комнаты, натопле..ные и жилые. Направо, с северной стороны, было пять летних, почти немеблированных комнат. Здесь огромные изразцовые печи протапливались раз в неделю хрустальные люстры висели окута..ные марлей.

Никита с трудом приоткрыл дубовую двустворчатую дверь с коваными ручками и на ц..почках пош..л по пустым комнатам. Сквозь полукруглые окна был виден сад завале..ный снегом. Деревья стояли неподвижно. Заросли с..рени с двух сторон балко..ной лестниц.. пр..гнулись под снежными одеждами.

(По А. Н. Толстому)

Никита оделся и пош..л по дли..ному к..ридору, где тепло и уютно пахло печами. Налево от этого к..ридора на южной стороне дома были расположе..ны зимние комнаты, натопле..ные и жилые. Направо, с северной стороны, было пять летних, почти немеблированных комнат. Здесь огромные изразцовые печи протапливались раз в неделю хрустальные люстры висели окута..ные марлей.

Никита с трудом приоткрыл дубовую двустворчатую дверь с коваными ручками и на ц..почках пош..л по пустым комнатам. Сквозь полукруглые окна был виден сад завале..ный снегом. Деревья стояли неподвижно. Заросли с..рени с двух сторон балко..ной лестниц.. пр..гнулись под снежными одеждами.

(По А. Н. Толстому)

Никита оделся и пош..л по дли..ному к..ридору, где тепло и уютно пахло печами. Налево от этого к..ридора на южной стороне дома были расположе..ны зимние комнаты, натопле..ные и жилые. Направо, с северной стороны, было пять летних, почти немеблированных комнат. Здесь огромные изразцовые печи протапливались раз в неделю хрустальные люстры висели окута..ные марлей.

Никита с трудом приоткрыл дубовую двустворчатую дверь с коваными ручками и на ц..почках пош..л по пустым комнатам. Сквозь полукруглые окна был виден сад завале..ный снегом. Деревья стояли неподвижно. Заросли с..рени с двух сторон балко..ной лестниц.. пр..гнулись под снежными одеждами.

(По А. Н. Толстому)

Никита оделся и пош..л по дли..ному к..ридору, где тепло и уютно пахло печами. Налево от этого к..ридора на южной стороне дома были расположе..ны зимние комнаты, натопле..ные и жилые. Направо, с северной стороны, было пять летних, почти немеблированных комнат. Здесь огромные изразцовые печи протапливались раз в неделю хрустальные люстры висели окута..ные марлей.

Никита с трудом приоткрыл дубовую двустворчатую дверь с коваными ручками и на ц..почках пош..л по пустым комнатам. Сквозь полукруглые окна был виден сад завале..ный снегом. Деревья стояли неподвижно. Заросли с..рени с двух сторон балко..ной лестниц.. пр..гнулись под снежными одеждами.

(По А. Н. Толстому)

Никита оделся и пош..л по дли..ному к..ридору, где тепло и уютно пахло печами. Налево от этого к..ридора на южной стороне дома были расположе..ны зимние комнаты, натопле..ные и жилые. Направо, с северной стороны, было пять летних, почти немеблированных комнат. Здесь огромные изразцовые печи протапливались раз в неделю хрустальные люстры висели окута..ные марлей.

Никита с трудом приоткрыл дубовую двустворчатую дверь с коваными ручками и на ц..почках пош..л по пустым комнатам. Сквозь полукруглые окна был виден сад завале..ный снегом. Деревья стояли неподвижно. Заросли с..рени с двух сторон балко..ной лестниц.. пр..гнулись под снежными одеждами.

(По А. Н. Толстому)

Никита оделся и пош..л по дли..ному к..ридору, где тепло и уютно пахло печами. Налево от этого к..ридора на южной стороне дома были расположе..ны зимние комнаты, натопле..ные и жилые. Направо, с северной стороны, было пять летних, почти немеблированных комнат. Здесь огромные изразцовые печи протапливались раз в неделю хрустальные люстры висели окута..ные марлей.

Никита с трудом приоткрыл дубовую двустворчатую дверь с коваными ручками и на ц..почках пош..л по пустым комнатам. Сквозь полукруглые окна был виден сад завале..ный снегом. Деревья стояли неподвижно. Заросли с..рени с двух сторон балко..ной лестниц.. пр..гнулись под снежными одеждами.

(По А. Н. Толстому)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!