Тема | Март - капельник |
Цели | расширение знаний обучающихся о первом месяце весны и его особенностях, формирование представлений об изменении в живой и неживой природе с приходом весны, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля. |
Задачи | Образовательные: обобщать и систематизировать представления детей о временах года; уточнять представления детей о характерных изменениях в природе весной, учить находить эти признаки самостоятельно; познакомить детей с основными весенними изменениями в природе; научить определять последовательность событий в природе и их связи; познакомить с изменениями в жизни растений, животных и птиц с приходом весны. совершенствовать умение определять цель урока; обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор; Развивающие: развивать познавательную активность, аналитическое мышление, память, внимание устную речь, сенсорную сферу личности; развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, высказывать своё мнение; Воспитательные: формировать эмоционально-положительное отношение к предмету; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. создать атмосферу благоприятного психологического климата и успешности для каждого ученика; предупреждать утомляемости детей. Формировать УУД: - Личностные: выражать свои эмоции после прослушивания музыки - Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. - Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. |
Планируемый результат | Предметные: Знать признаки весны. Уметь наблюдать признаки весны на всем ее протяжении. Уметь определять последовательность событий в природе и их связи. Личностные: Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Положение солнца, продолжительность дня, температура воздуха, проталины, осадки, водоемы. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка |
Ресурсы: - основные - дополнительные | «Окружающий мир», 1 класс, часть вторая, автор: Н.Ф. Виноградова, образовательная система «Начальная школа XXI века», издательский центр «Вентана - Граф», М., 2019 г. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, автор: : Н.Ф. Виноградова, образовательная система «Начальная школа XXI века», издательский центр «Вентана - Граф», М., 2019 г. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа. |
№ | Этап урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Время (в мин.) |
Предметные | УУД |
I. | Орг. момент | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. | Организует проговаривание правил поведения на уроке. | Мы пришли сюда учиться! Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно! | Подготовка детей, создание эмоционального фона восприятия, оживление личного опыта. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме о правилах поведения и общения, следовать им (Коммуникативные УУД) | | 1 мин |
II. | Адаптационный. Актуализация знаний | Слушают произведение Ф. Шопена «Весенний вальс» Отгадывают загадку. Рассматривают образ весны. Отвечают на вопросы учителя. | Включает мелодию. Фредерик Шопен Весенний вальс - Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего мира, а определить тему нашего урока вам поможет загадка. Беседа о временах года и весне. | Она приходит с ласкою, И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет. - Что это? - После какого времени года наступает весна? - Какой сейчас месяц? - Какие ещё весенние месяцы вам известны? | 1-я линия развития- уметь объяснять мир | (Познавательные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Коммуникативные УУД). Слушать и понимать речь других | ЭОР № 1 Фредерик Шопен Весенний вальс | 3 мин 2 мин |
Слушают и отгадывают загадки. | Читает загадки про каждый месяц весны и открывает картинку с надписью. | Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад Заглянул к нам месяц ...(Март) Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель: В гости к нам пришёл ... (Апрель) В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? (Май) | | Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”) | | 2 мин |
III. | Постановка проблемы | Слушают загадку, высказывают варианты отгадок. Дети высказывают свои предположения | - Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к одному из месяцев. А к какому, вам поможет узнать загадка. | Дует тёплый южный ветер, Солнышко всё ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? | | (Регулятивные УУД). Учиться высказывать свою версию на основе работы с загадкой. | | 1 мин |
IV. | Знакомство с темой урока, целеполагание. | Читают тему урока с доски: «Март – капельник» С помощью учителя ставят цель. | Прочтите тему нашего урока. Март - капельник Учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку. | - Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? - Какова цель урока? -Какой главный вопрос нашего урока? Март – первый месяц весны. Какие мысли связаны у вас с этим весенним месяцем? | | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя | ЭОР № 2 Март - капельник | 2 мин. |
Работают в тетради на печатной основе стр. 65. Передают веточку вербы и придумывают различные окончания для данного предложения | Объявляет новый вид работы. Выключает ИД. | Рабочая тетрадь стр. 65 Речевая разминка. Придумайте окончания: «Март пришёл…» | | (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других | | 2 мин |
V. | Основной. Первичное усвоение новых знаний. | Прослушивание записи страницы и запоминание информации. Высказывают свои мысли. | Послушайте аудиоэнцикло - педию о марте. Аудиоэнциклопедия "Март. Грачи прилетели" - Что происходит в природе с приходом весны? | Узнаем и о других особенностях марта | | (ПознавательныеУУД) Отбор необходимой информации, получение знаний о природных и астроно-мических особенностях месяца | ЭОР № 3 Аудиоэнциклопедия "Март. Грачи прилетели" | 6 мин. |
| Физминутка | Выполняют физминутку для глаз | Выключает ИД. Предупреждает утомляемость детей. | | | | | 1 мин |
VI. | Повторение | Рассматривают репродукцию картины И.И. Левитана «Март» Делают выводы. Высказывают свои предположения. | Эта картина великого русского художника И.И. Левитана «Март" И.И.Левитан "Март" Выключение экрана! | Определяют объекты природы. Знакома ли вам эта картина? Рассмотрите картину. - Какое время года изобразил художник? -Назовите объекты живой и неживой природы, изображённые на картине. | Уметь находить ответы на вопросы в репродукции картины. | Учиться высказывать свое предположение на основе работы с репродукцией картины. | ЭОР № 4 И.И.Левитан "Март" | 1 мин 2 мин |
Выявляют закономерности, анализируют. | Руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога, но с точки зрения современного урока, ведущая роль на этом этапе принадлежит учащимся Открывает ячейки. Выключает экран. | -Раскроем секрет волшебницы - Весны. | | Регулятивные УУД). Учиться высказывать свою версию с опорой на жизненный опыт и полученные знания. | | 3 мин |
VII. | Первичная проверка понимания. | Высказывают свои предположения. | Как вы думаете, с чего начинаются все весенние изменения в природе, что на них влияет? | | Умение устанавливать соответствие между объектами, сотрудничать с учителем и одноклассниками | |
Смотрят видеоролик про ледоход. | Ребята, а кто из вас знает, что такое ледоход? Ледоход Выключает ИД. | - Посмотрим видеофрагмент о ледоходе. | | | ЭОР № 5 Ледоход | 3 мин |
| | Чтение про себя. Пересказ. | О некоторых изменениях в живой природе мы узнаем из текста в учебнике. | Читают рассказ «Лесные новости» по учебнику на стр. 56. | | | | 4 мин |
| Первичная проверка понимания. | Птицы перелётные. Первая весенняя птица – грач. Его называют вестником весны. Читают текст «Птичьи разговоры» вслух по абзацам. | А кто весну на крыльях приносит? Как называют этих птиц. Какие птицы первыми прилетают к нам весной? О каких ещё перелётных птицах вы знаете? | Работа по учебнику стр. 57 – 58 Текст «Птичьи разговоры» Какие основные признаки зимы в неживой природе вам знакомы? | | ( Личностные УУД Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям | | 3 мин |
| Творческий. | Рассматривают репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Рассматривают разные варианты птичьих гнёзд в учебнике на стр. 59 Рисуют гнёзда грачей. | Почему грачи прилетают первые? Побуждает к высказыванию своего мнения. Поработаем в тетради на печатной основе стр.65. | По каким признакам вы узнали время года? Работа с репродукцией Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» 1871. А.К.Саврасов "Грачи прилетели" Работа в тетради на печатной основе стр.65. | | Учиться высказывать свое предположение на основе работы с репродукцией картины Уметь находить ответы на вопросы в репродукции картины и иллюстрации в учебнике. | ЭОР № 6 А.К.Саврасов "Грачи прилетели" | 1 мин 3 мин |
| Физминутка | Выполняют физминутку | Предупреждает утомляемость детей. | | | | | 1мин |
| | Работа по учебнику. | -Хотите, чтоб удача не обошла ваш дом стороной? -А что для этого нужно сделать? Организует работу по учебнику стр.60 | Читают текст «Жаворонки» Учебник страница 60. | | | | 2 мин |
VIII. | Первичное закрепление | Читают вопрос теста, выбирают вариант ответа и записывают букву этого варианта. | Организует работу с тестом. Контролирует выполнение работы. | Работают на маркерных досках с последующей самопроверкой. | | Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). | ЭОР № 7 Восстанови последовательность | 2 мин |
| |
IX. | Подведение итогов | Подводят итог урока. | Проверка усвоения новых знаний. | Выбирают номер вопроса, отвечают на него. После правильного ответа открыть окно мозаики | | Коммуникативные УУД): Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | | 4 мин |
X. | Рефлексия. | Высказывают свои впечатления от урока Самооценка работы на уроке. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. - Оцените свою деятельность на уроке, используя одну из капель. | Если вы полностью довольны результатами своей работы на уроке, считаете, что отлично поняли тему урока и можете объяснить тему другим, то выбираете большую капельку. · Если вы довольны результатами своей работы на уроке, поняли тему урока, но можете работать активнее, выбирайте среднюю по размеру капельку. · Если вы поняли тему урока, но некоторые задания оказались для вас трудными, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, выбирайте самую маленькую капельку. | | Личностные УУД: Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | | 1 мин |