СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме "Март - капельник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке учащиеся  познакомятся  с основными весенними изменениями в природе, научатся  определять последовательность событий в природе и их связи,  познакомятся  с изменениями в жизни растений, животных и птиц с приходом весны.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме "Март - капельник"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Март - капельник

ФИО (полностью)

Наливкина Ирина Владимировна

Место работы

г. Подольск Московской области МОУ «Гимназия № 7»

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Класс

1

Тема и номер урока в теме

Раздел «Родная природа»

Март – капельник. № 1

Предметная программа и её автор

«Начальная школа XXI века», Виноградова Н.Ф.

Цель урока:

Сформировать представление об изменениях в живой и неживой природе с приходом весны, расширить знания обучающихся о первом месяце весны и его особенностях.

Тип урока

Изучение нового материала

Модель организации УПД младших школьников

АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа.

Необходимое оборудование

Мультимедиа-проектор, колонки, персональный компьютер, экран, учебник: «Окружающий мир», 1 класс, часть вторая, автор: Н.Ф. Виноградова, образовательная система «Начальная школа XXI века», издательский центр «Вентана - Граф», М., 2019 г.

Структура и ход урока





Технологическая карта урока

Тема

Март - капельник

Цели

  • расширение знаний обучающихся о первом месяце весны и его особенностях,

  • формирование представлений об изменении в живой и неживой природе с приходом весны,

  • создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации,

  • создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля.

Задачи


Образовательные:

  • обобщать и систематизировать представления детей о временах года;

  • уточнять представления детей о характерных изменениях в природе весной, учить находить эти признаки самостоятельно;

  • познакомить детей с основными весенними изменениями в природе;

  • научить определять последовательность событий в природе и их связи;

  • познакомить с изменениями в жизни растений, животных и птиц с приходом весны.

  • совершенствовать умение определять цель урока;

  • обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность, аналитическое мышление, память, внимание устную речь, сенсорную сферу личности;

  • развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, высказывать своё мнение;

Воспитательные:

  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

  • создать атмосферу благоприятного психологического климата и успешности для каждого ученика;

  • предупреждать утомляемости детей.

Формировать УУД:

- Личностные: выражать свои эмоции после прослушивания музыки

- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные: Знать признаки весны. Уметь наблюдать признаки весны на всем ее протяжении.

Уметь определять последовательность событий в природе и их связи.

Личностные: Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Положение солнца, продолжительность дня, температура воздуха, проталины, осадки, водоемы.

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка

Ресурсы:

- основные


- дополнительные

«Окружающий мир», 1 класс, часть вторая, автор: Н.Ф. Виноградова, образовательная система «Начальная школа XXI века», издательский центр «Вентана - Граф», М., 2019 г.

Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, автор: : Н.Ф. Виноградова, образовательная система «Начальная школа XXI века», издательский центр «Вентана - Граф», М., 2019 г.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Время

(в мин.)


Предметные

УУД

I.

Орг. момент


Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.


Мы пришли сюда учиться!

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!


Подготовка детей, создание эмоционального фона восприятия, оживление личного опыта.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме о правилах поведения и общения, следовать им (Коммуникативные

УУД)


1 мин

II.

Адаптационный.

Актуализация знаний

Слушают произведение Ф. Шопена «Весенний вальс»


Отгадывают загадку.



Рассматривают образ весны.

Отвечают на вопросы учителя.

Включает мелодию. Фредерик Шопен Весенний вальс


- Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего мира, а определить тему нашего урока вам поможет загадка.


Беседа о временах года и весне.

Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

- Что это?

- После какого времени года наступает весна?

- Какой сейчас месяц?

- Какие ещё весенние месяцы вам известны?

1-я линия развития-

уметь объяснять мир











(Познавательные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

(Коммуникативные УУД).

Слушать и понимать речь других

ЭОР № 1

Фредерик Шопен Весенний вальс

3 мин






2 мин

Слушают и отгадывают загадки.





Читает загадки про каждый месяц весны и открывает картинку с надписью.


Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

Заглянул к нам месяц ...(Март)


Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель:

В гости к нам пришёл ... (Апрель)


В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)


Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”)


2 мин




III.










Постановка проблемы


Слушают загадку, высказывают варианты отгадок.




Дети высказывают свои предположения

- Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к одному из месяцев. А к какому, вам поможет узнать загадка.

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?


(Регулятивные УУД).

Учиться высказывать свою

версию на основе работы с загадкой.



1 мин

IV.

Знакомство с темой урока, целеполагание.

Читают тему урока с доски: «Март – капельник»


С помощью учителя ставят цель.

Прочтите тему нашего урока.

Март - капельник

Учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку.

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

- Какова цель урока?

-Какой главный вопрос нашего урока?

Март – первый месяц весны.

Какие мысли связаны у вас с этим весенним месяцем?


Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя


ЭОР № 2


Март - капельник


2 мин.

Работают в тетради на печатной основе стр. 65.


Передают веточку вербы и придумывают различные окончания для данного предложения

Объявляет новый вид работы.

Выключает

ИД.

Рабочая тетрадь стр. 65 Речевая разминка.



Придумайте окончания: «Март пришёл…»


(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других


2 мин

V.

Основной.



Первичное усвоение новых знаний.

Прослушивание записи страницы и запоминание информации.

Высказывают свои мысли.

Послушайте аудиоэнцикло - педию о марте.

Аудиоэнциклопедия "Март. Грачи прилетели"

- Что происходит в природе с приходом весны?

Узнаем и о других особенностях марта


(ПознавательныеУУД)

Отбор необходимой информации, получение знаний о природных и астроно-мических особенностях месяца

ЭОР № 3


Аудиоэнциклопедия "Март. Грачи прилетели"

6 мин.


Физминутка

Выполняют физминутку для глаз

Выключает ИД.

Предупреждает утомляемость детей.





1 мин

VI.

Повторение


Рассматривают репродукцию картины И.И. Левитана «Март»

Делают выводы.

Высказывают свои предположения.


Эта картина великого русского художника И.И. Левитана «Март"

И.И.Левитан "Март"




Выключение экрана!

Определяют объекты природы.

Знакома ли вам эта картина? Рассмотрите картину.

- Какое время года изобразил художник?

-Назовите объекты живой и неживой природы, изображённые на картине.


Уметь находить ответы на вопросы

в репродукции картины.


Учиться высказывать свое предположение на основе работы с репродукцией картины.


ЭОР № 4


И.И.Левитан "Март"

1 мин






2 мин

Выявляют закономерности, анализируют.


Руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога, но с точки зрения современного урока, ведущая роль на этом этапе принадлежит учащимся





Открывает ячейки.

Выключает экран.

-Раскроем секрет волшебницы - Весны.



Регулятивные УУД).

Учиться высказывать свою

версию с опорой на жизненный опыт и полученные знания.


3 мин

VII.

Первичная проверка понимания.


Высказывают свои предположения.


Как вы думаете, с чего начинаются все весенние изменения в природе, что на них влияет?



Умение устанавливать соответствие между объектами, сотрудничать с учителем и одноклассниками


Смотрят видеоролик про ледоход.


Ребята, а кто из вас знает, что такое ледоход?

Ледоход

Выключает ИД.

- Посмотрим видеофрагмент о ледоходе.




ЭОР № 5


Ледоход

3 мин



Чтение про себя.



Пересказ.


О некоторых изменениях в живой природе мы узнаем из текста в учебнике.

Читают рассказ «Лесные новости» по учебнику на стр. 56.






4 мин


Первичная проверка понимания.


Птицы

перелётные.


Первая весенняя птица – грач. Его называют вестником весны.


Читают текст «Птичьи разговоры» вслух по абзацам.

А кто весну на крыльях приносит?

Как называют этих птиц.

Какие птицы первыми прилетают к нам весной?

О каких ещё перелётных птицах вы знаете?

Работа по учебнику стр. 57 – 58 Текст «Птичьи разговоры»


Какие основные признаки зимы в неживой природе вам знакомы?


(

Личностные УУД

Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям


3 мин


Творческий.

Рассматривают репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»


Рассматривают разные варианты птичьих гнёзд в учебнике на стр. 59


Рисуют гнёзда грачей.


Почему грачи прилетают первые?


Побуждает к высказыванию своего мнения.






Поработаем в тетради на печатной основе стр.65.

По каким признакам вы узнали время года?

Работа с репродукцией Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» 1871.

А.К.Саврасов "Грачи прилетели"




Работа в тетради на печатной основе стр.65.


Учиться высказывать свое предположение на основе работы с репродукцией картины


Уметь находить ответы на вопросы

в репродукции картины и иллюстрации в учебнике.




ЭОР № 6


А.К.Саврасов "Грачи прилетели"

1 мин













3 мин


Физминутка

Выполняют физминутку


Предупреждает утомляемость детей.





1мин



Работа по учебнику.

-Хотите, чтоб удача не обошла ваш дом стороной?

-А что для этого нужно сделать?


Организует работу по учебнику стр.60

Читают текст «Жаворонки»

Учебник страница 60.




2 мин

VIII.

Первичное закрепление


Читают вопрос теста, выбирают вариант ответа и записывают букву этого варианта.

Организует работу с тестом.


Контролирует выполнение работы.

Работают на маркерных досках с последующей самопроверкой.


Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

(Регулятивные УУД).


ЭОР № 7


Восстанови последовательность

2 мин



IX.

Подведение итогов

Подводят итог урока.

Проверка усвоения новых знаний.

Выбирают номер вопроса, отвечают на него. После правильного ответа открыть окно мозаики


Коммуникативные УУД):

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


4 мин

X.

Рефлексия.


Высказывают свои

впечатления от урока



Самооценка работы на уроке.


Организует рефлексию.





Организует самооценку учебной деятельности.


- Оцените свою деятельность на уроке, используя одну из капель.

  Если вы полностью довольны результатами своей работы на уроке, считаете, что отлично поняли тему урока и можете объяснить тему другим, то выбираете большую капельку.

·  Если вы довольны результатами своей работы на уроке, поняли тему урока, но можете работать активнее, выбирайте среднюю по размеру капельку.

·    Если вы поняли тему урока, но некоторые задания оказались для вас трудными, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, выбирайте  самую маленькую капельку.


Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).




1 мин


ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Единая коллекция ЦОР

информационный

произведение Ф. Шопена.

Фредерик Шопен Весенний вальс

2.

ФЦОР

информационный

Фотография «весенняя капель» и сообщение о названии месяца марта в народе.

Март - капельник

3.

ФЦОР

информационный

Аудиосообщение о марте.

Аудиоэнциклопедия "Март. Грачи прилетели"

4.

ФЦОР

информационный

Репродукция картины И.И. Левитана «Март»

И.И.Левитан "Март"

5.

ФЦОР

информационный

Видеосюжет о ледоходе.

Ледоход

6.

ФЦОР

информационный

Репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

А.К.Саврасов "Грачи прилетели"

7

ФЦОР

информационный

Тест о признаках весны.

Восстанови последовательность




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!