СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира»

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»






Технологическая карта урока окружающего мира на тему:

«Михаил Васильевич Ломоносов»






Работу выполнила:

студентка 3 курса 32 группы

Шиблева Злата Александровна

Дата проведения: 19.04.23.

Класс: 4 В

Заверили:

Методист: _______ Храмова В. В.

Учитель: _______Крылатова И. Н.

Оценка: ________

Методист: ________Храмова В. В.

Учитель: _______Крылатова И. Н.


Саратов 2023


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студента: Шиблева Злата Александровна 32 группа

Тема урока: «Михаил Васильевич Ломоносов»

Класс, УМК: 4В класс Школа России

Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

Задачи:

Образовательные: формировать представления у обучающихся о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, его вкладе в развитие России.

Развивающие: продолжить развивать у обучающихся память, произвольное внимание, речь; расширить кругозор учащихся.

Воспитательные: продолжить воспитывать чувства гордости, восхищения и уважения к своей Родине.

Планируемые результаты урока:

Предметные: имеют представление о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

Метапредметные УУД:

Познавательные: анализировать информацию учебника о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, его вкладе в развитие России.

Регулятивные: по названию темы формулировать проблему и цель урока; принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать учебную деятельность; оценивать результаты своей работы.

Коммуникативные: адекватно воспринимать мнения и позицию одноклассников; точно и полно формулировать собственные мнения и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; проявлять уважительное отношение к учителю и одноклассникам.

Личностные УУД: осознавать важность уважительного отношения к великим учёным своей Родины.








ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

1.Мотивационный этап



Словесный метод (Художественное слово)

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Мотивирует на учебную деятельность посредством приёма «Художественного слова».

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

(Т. Бокова)

Вовлекает в обсуждение стихотворения.

-Ребята, посмотрите какое красивое стихотворение. А о чем говорится в данном стихотворении?

-Да. В стихотворении говорится о Родине, и это не просто слово, это наш дом.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.


















Участвуют в обсуждении.


-В стихотворении говорится о Родине, нашем доме.

Ф

Не применяется

Устный контроль

2.Этап актуализации знаний

Практический метод (Выполнение заданий)

Предлагает выполнить задание в рабочей тетради.

-Хорошо, ребята. А сейчас вы выполните тест в рабочей тетради.

- Обратите внимание на страницу 30. Вам нужно выполнить тест по теме «Пётр Великий».

Приложение№1.

Организует проверку задания.

-Предлагаю устроить взаимопроверку. Пары должны поменяться заданиями. На следующем слайде вы увидите правильные ответы.

Выполняют задание.















Проверяют задания.


И

Рабочая тетрадь, Презентация слайд №1

Взаимоконтроль

3.Выявление места и причины затруднения

Словесный метод (Художественное слово)

Проводит приём «Отгадай, кто?» с целью выяснения затруднения.

- Сейчас я Вам прочитаю небольшой отрывок из жизни одного Российского учёного, а вы попробуйте догадаться, о ком идёт речь.

Этот человек постиг многие тайны природы. Он открыл атмосферу на планете Венера. Учёный организовал первую в России химическую лабораторию. Под его руководством построили фабрику цветного стекла.

-Сегодня мы с вами будем говорить о великом русском учёном, но, чтобы понять, кто этот человек, мы должны вставить пропущенные буквы.

-Как вы думаете о чём пойдет речь на уроке?

- Совершенно верно. Тема нашего урока «Михаил Васильевич Ломоносов».

Внимательно слушают информацию, пытаются догадаться, о ком пойдет речь на уроке.










Затрудняются ответить.


- Михаил Васильевич Ломоносов.




- О Михаиле Васильевиче Ломоносове.

Ф

Презентация

слайд №2

Устный контроль

4.Построение проекта выхода из затруднения

Словесный метод (Беседа)

Предлагает сформулировать цель урока.

-Давайте сформулируем цель нашего урока.


Вовлекает детей в планирование деятельности.

-На доске представлены этапы урока, но только они перепутаны, вам необходимо выстроить их в правильном порядке.

Формулируют цель урока.

-Изучить тему «Михаил Васильевич Ломоносов», и узнать, что он сделал для развития образования в России. Участвуют в составлении плана урока.

-План:

1.Познакомится с жизнью М. В. Ломоносова

2.Узнать о вкладе в развитие России

3. Закрепить пройденный материал выполнением упражнений

4.Оценить свою деятельность (работу).

Ф

Презентация слайд №3

Устный контроль

5.Реализация построенного проекта

Словесный метод (Чтение текста, Беседа)


-Давайте выполним первый пункт плана «Познакомится с жизнью М. В. Ломоносова».

Предлагает прочитать текст.

- Откройте учебник на странице 68, давайте прочитаем текст.


- В каком году Ломоносов отправился в Москву?

- В чём были трудности учёбы в то время?





- Где учился Ломоносов?


Предлагает рассмотреть иллюстрацию.

- Посмотрите на слайд, вот так выглядит академия, в которой учился Ломоносов.

Предлагает прочитать текст


- Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры?






Предлагает посмотреть видео.

-Давайте посмотрим видео о Михаиле Васильевиче Ломоносове.


Предлагает ответить на вопросы после просмотренного видео.

- Чем занимался отец Ломоносова?



- В какой области он получил звание профессор?


- Что разработал Ломоносов в 1751 году в своей лаборатории?


- На каком основании был открыт Московский университет?


Читают текст






Отвечают на вопросы учителя.


- В 1730 году.


- По возрасту Ломоносов был гораздо старше других учеников, которые потешались над ним. Также ему не хватало денег на жизнь.


- В Славяно-греко-латинской академии.






- Ломоносов открыл атмосферу на Венере, организовал при академии первую в России химическую лабораторию по его предложению был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова.



Смотрят видео




- Рыбным промыслом и земледелием.


- В области химии.



- Технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных стёкол.


- На основании приказа Елизаветы Петровны.

Ф

Учебник (стр. 68-70)






































Презентация слайд №4 (видео)

















Устный контроль


6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Практический метод (Выполнения заданий)

Предлагает выполнить задания в ТПО. Приложение №2.

- Давайте выполним задание в ТПО №1 на стр. 36.

- Давайте выполним задание в ТПО №2 на стр. 36.

- Давайте выполним задание в ТПО №4 на стр. 37.


Выполняют задания.






Ф

ТПО «Окружающий мир» 4 класс 2 часть, Плешаков А. А. Школа России

(стр. 36-37 №1,2,4)

Устный контроль

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Практический метод (Задание)

Предлагает выполнить задание.

Приложение №3.

- Выполните самостоятельно задание. Вам надо заполнить пропуски.

Предлагает проверить по эталону.

- Теперь давайте проверим по эталону, на слайде уже правильные ответы.

Выполняют задание.




Проверяют задание.

И

Карточки с заданием

Презентация слайд №5

Самоконтроль

8.Включение в систему знаний и повторения

Словесный метод (Беседа)

Предлагает обсудить цитаты.

-Давайте прочитаем цитаты про Михаила Васильевича Ломоносова и обсудим их.

1. «Нет, пожалуй, такой области знания – куда бы не проник светлый ум Ломоносова» (С. И. Вавилов)

2. «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»

(А. С. Пушкин)

Обсуждают цитаты, высказывают своё мнение.




Ф

Презентация

Слайд №6

Устный контроль

9.Рефлексия учебной деятельности

Словесный метод (Беседа, «Покажи класс»)

Предлагает вернутся к цели и плану урока, определить степень их достижения.



-Какая была цель нашего урока?




-Достигли ли мы её?

-Все ли пункты плана выполнили?

Предлагает детям оценить свою работу на уроке, с помощью приёма «Покажи класс».

- Если вы довольны своей работой на уроке, то покажите «класс».

Оцениваю работу учащихся

- Домашнее задание: выполнить задание в ТПО №3 на стр. 37.

Отвечают на вопросы, вспоминают цель урока и определяют степень её достижения, определяют все ли пункты плана они выполнили.


- Изучить тему «Михаил Васильевич Ломоносов», и узнать, что он сделал для развития образования в России


-Да

-Да

Оценивают свою работу на уроке.

Ф

Не применяется

Самоконтроль



Приложение №1

Тест № 14

  1. Чем стала Россия при Петре Великом? (Империей)

  2. В каком возрасте Пётр Первый был провозглашён царём? (В 10 лет)

  3. Кем работал молодой Пётр во время путешествия п Европе? (Плотником)

  4. Какой город основан при Петре Первом? (Екатеринбург)

  5. Укажи страну, в которой Пётр учился корабельному делу. (Голландия)

  6. Сколько специальностей было освоено Петром Первым? (14)

  7. Когда в России стали отмечать Новый год по указу Петра Первого? (1 января)

  8. Укажи, в устье какой реки был заложен Санкт-Петербург. (Невы)

  9. Санкт-Петербург был заложен в начале XVIII века. Определи, сколько лет городу. (Более 300 лет)

  10. Аня на карте XVIII века отметила столицу Российской империи. Около какого города она поставила флажок? (Около Санкт-Петербурга)



Приложение №2

Задания в ТПО

Ответы:

№1

Первыми учебными книгами Ломоносова стали «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого.

Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию.

Ломоносов изучил латинский язык, чтобы читать научные книги.

№2

Ломоносова высмеивали за то, что он намного старше других учеников. Он упорно трудился. В 1735 году его отправили на учёбу в Петербург, а затем в Германию.

№4

1) Любознательный Михаил Ломоносов

2) Учеба Михаила Ломоносова

3) Достижения М.В. Ломоносова

4) Выдающийся учёный России



Приложение №3

ЗАДАНИЕ НА КАРТОЧКАХ.

Заполните пропуски в тексте.

Михаил Васильевич ….. – выдающийся учёный России. Благодаря ему, образование России стало наиболее развитым. Он организовал первую в России …. лабораторию, под его руководством построили фабрику …. стекла. По его предложению в …. году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова. Также, открыл атмосферу на планете …. . Он прославился как физик, …. , геолог, астроном, ….. географ, историк, поэт, …. . В нащи дни за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается …. медаль имени …. .

Ответы:

Михаил Васильевич Ломоносов – выдающийся учёный России. Благодаря ему, образование России стало наиболее развитым. Он организовал первую в России химическую лабораторию, под его руководством построили фабрику цветного стекла. По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова. Также, открыл атмосферу на планете Венера. Он прославился как физик, химик, геолог, астроном, географ, историк, поэт, художник. В наши дни за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М. В. Ломоносова.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!