III.Определение темы урока, целеполагание. (1 мин) | - Посмотрите на доску. - Что изображено на иллюстрации ? (на доске иллюстрации улиц, с домами в разные эпохи) - Верно. - Ребята, сформулируйте тему нашего урока? - Совершенно верно, ребята, на уроке мы поговорим не просто об улицах, а об их названиях, формировании, строительстве -Какую цель вы на сегодняшний урок перед собой поставите? | Рассматривают иллюстрации. На них изображены улицы. Тема нашего урока «Улицы города Узнать историю формирования улиц, сравнить улицы прошлых лет с нынешним периодом. |
IV.Открытие новых знаний (15 мин) | -Сегодня мы с вами отправляемся в пришествие по улицам города на паровозе (слайд). Итак, первая наша остановка «Назад в прошлое» (слайд). -Ребята, мы с вами все говорим об улицах, а что же такое улица? Улица – это пространство между двумя рядами домов для проезда и прохода (слайд). -А почему возникли улицы? - Люди не могли строить дома только в одном месте, это тесно. Действительно, если наши предки находили пригодное место для жилья, то сначала его подготавливали для застройки, а потом лишь решали , кто где будет строиться и жить. -Ребята, пофантазируйте, как выглядели улицы примерно в 10 веке? -Были ли на улицах дороги? -Верно, дороги были грунтовые. А ,что из себя представляют грунтовые дороги? (слайд) Но как же людям проезжать по таким дорогам в непогоду? Каков был выход людей из данной ситуации? -Действительно, они стали делать деревянные мостовые из длинных бревен. Это было прочное покрытие, которое служило много лет. (слайд).Как вы думаете как их делали? -Технология была проста большие бревна (лаги) укладывали на дорогу и поверх накатывали бревна. -А почему они назывались именно «мостовыми» .От какого слова образовано? (слайд) -Первые дороги в Москве были заасфальтированы в 1880 году.(8 слайд) -Обратите внимание на доску. Расшифруйте слово на доске. На доске слово: арвясжкая -Какое слово у нас получилось? -Как вы думаете, как оно относится к теме нашего урока? -Варяжская улица – это самая первая и самая древняя улица на Руси, находится она в Старой Ладоге.( слайд) -Знаете ли вы, что - либо об этой улице? -Первые упоминания о Варяжской улице в исторических документах датируются 15 веком. -Ребята, давайте обратимся к доске и продолжим ленту времени посчитайте сколько столетий прошло с 15 века по сей день? -Прошло целых 500 лет, как вы думаете, она изменилась? -Да, она изменилась в плане реконструкции, но дома, часовня остались те же. Люди приезжают в это спокойное и уютное место отдыхать. Физкультминутка -Следующая наша остановка «Имя улицы». Ребята, что является именем улицы? -Ребята, обратите внимание на доску с изображением улиц города шахты -Как вы думаете какая это улица? -В нашем городке есть улицы которые названы в честь героев войны , такие как Клименко, Евлахова, Мешкова 1.Работа в парах. -Сейчас вы будете работать в парах. У каждого на парте лежит листочек с заданием. Жирным шрифтом выделена название группы, к которой необходимо отнести соответствующие улицы. Время на выполнение задания 2 мин. 3 группы: Профессии и ремесла, герои войны, поэты и писатели. Список улиц: ул .Гончарная, ул.Евлахова, ул.А.С. Пушкина, ул. С.А.Есенин, ул. Рабочая,ул. Клименко, ул.Пушечная, Хлебный переулок. -Верно, ребята, есть улицы, которые носят названия писателей, художников, полководцев. Практически в каждом селе есть улицы, которые названы в честь героев Великой Отечественной войны. -Что такое переулок, проспект | Она сможет нам рассказать об истории города, улиц, домов и страны в целом. Высказывают свои предположения. Высказывают свои предположения. Высказывают свои предположения. Нет Высказывают свои предположения. Дороги из грунта и природного материала. Высказывают предположения. Расшифровывают слово. Варяжская. Это улица. Высказывают свои предположения. Внимательно слушают учителя. Высказывают свои предположения. 5 столетий Да Высказывают свои предположения. Называют улицы. Звездная, Королева, Гагарина. Косомс. Садовая Варяги жили там. Работают в группах. Профессии и ремесла: ул.Гончарная, ул. Рабочая, пушечная, Хлебный переулок Герои войны: Клименко и Евлахова Поэты и писатели: ул.А.С. Пушкина,С.А.Есенин. Если в этом городе есть известные люди, то улицы называли в честь них. |
VI.Работа по теме урока (10 мин) | -Ребята, а что еще нам может рассказать о городе, о его жителях? -Совершенно верно, ребята, следующая наша остановка «Дома на улицах города»(20 слайд) Откройте с. 78 -Ребята, подумайте, из какого материала строили дома на Руси? -А почему именно из дерева, а не из камня? -А как в старину называли дом (синоним)? -Молодцы, ребята! -Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Назовите отличия дома купца от дома ремесленника? -Наедем на этот вопрос ответ на стр. 78-79 -А как вы думаете, почему некоторые старые дома сохраняют и берегут? -Вы правы, ребята. | Дома. Из дерева. Дерево удерживает тепло лучше, чем камень. Изба Сделаны из дерева, двускатная крыша, наличие окон, высокий дом, без украшений. Дом купца окружал забор. В старину купцы не выходили из дома, только по выходным в церковь. Это история страны, люди это выполняют так, как сейчас не могут выполнить. |
IX.Рефлексия деятельности мин) | - У вас на столах есть сигнальные карточки. зеленого, желтого и красного оттенков. Если вам все было понятно на уроке, особых трудностей не было, тема вами усвоена, поднимите зеленый сигнал. Если вам что-то было непонятно, остались сомнения, возникали трудности и тема усвоена частично, поднимите желтый сигнал. Если вам было многое непонятно, было много трудностей, и вы чувствуете, что тему не усвоили, поднимите красный сигнал. | Ученики сигнализируют цветными карточками о своей степени усвоения учебного материала. |