Предметная: создание условий для формирование понятий и явлений о закономерностях эмбрионального развития организмов, его цитологических основах.
Метапредметная: создание условий для развития информационной компетентности: формирование умения выделять главную мысль и сворачивать информация, а так же читать свернутую информацию; делать выводы , анализировать, обобщать, сравнивать; продолжить формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности.
Личностная: формирование ценности жизни и ее проявления, заботе и сохранения своего здоровья; стремление к знаниям; воспитание гуманного отношения к женщине, матери; отрицательное влияние алкоголя, никотина, лекарственных препаратов, применяемых без назначения врача на эмбрион..
Предметные: -Обозначают периоды индивидуального развития, характеризуют эмбриональный период развития и описывают основные закономерности дробления — образование однослойного зародыша — бластулы, гаструляцию и органогенез, определяют этапы дальнейшей дифференцировки тканей, органов и систем.
Познавательные: -могут выделять существенные признаки биологических объектов и процессов; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды.
Регулятивные:- умеют самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; использовать информационно-коммуникационные технологии.
Коммуникативные: -умеют проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, при выполнении учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; понимать особенности гендерной социализации в подростковом возрасте.
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятел-ть учащихся | УУД |
Организационный этап (1 мин) |
Создать благоприят-й психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к уроку и наличия выполненных заданий в тетради, выставление оценок. | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам |
Этап актуализации знаний.(10 мин) |
Актуализировать ранее полученные знания для успешного усвоения новых знаний | Предлагает повторить ранее изученную тему: http://fcior.edu.ru/card/12964/stroenie-polovyh-kletok-obrazovanie-polovyh-kletok-meyoz-gametogenez.html | Выполняют задания контрольного ЭОР. | Познавательные: установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий |
Профилактика утомляемости и перенапряжения | Физкультминутка: «Мельница». Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1—2 минуты. Дыхание произвольное. | Выполняют динамические упражнения | |
Этап мотивации к учебной деятельности (3 мин) |
Создать условий заинтересованности к активной познавательной деятельности | Нас окружают самые разные организмы: кошки, собаки, лягушки, птицы… Все они сложные организмы. А задумывались ли Вы о отм, что все они развились из единственной клетки – зиготы? Каким же образом это происходит? Решением этих вопрос занимается наука Эмбриология. Основоположником современной эмбриологии считается российский академик К. Бер (нач 19 в) Потрясающее видео. Весь процесс внутриутробного развития за 4 мин: https://ok.ru/video/11247945211 | Пытаются ответить на проблемный вопрос. | Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам. Познавательные : умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативное : умение оформлять свои мысли в устной форме. |
Этап целеполагания (1мин) |
Формировать умения ставить перед собой цели и задачи и грамотно планировать свою деятельность | Предложение учащимся самостоятельно сформулировать тему, цели урока; спланировать работу для достижения поставленных целей. | Формулирование темы и целей урока, планирование работы. | Личностные : умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность. Регулятивные : умение ставить цель, планировать деятельность |
Этап первичного усвоения новых знаний (12 мин) |
Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Каждое рождение – это чудо (хотя такое чудо происходит во всем мире каждый день, каждое мгновение). Только подумайте: этот маленький извивающийся комочек начинался из двух микроскопических гаплоидных родительских клеток. В течение нескольких недель эмбрион вырастает до размеров рисового зернышка. К тому времени у него уже сформировался мозг, сердце и хвост (да, да, хвост). За несколько коротких месяцев его сердце становится сильнее, мозг – умнее, а хвост (к счастью) исчезает. После девяти месяцев то крохотное зернышко риса превращается в новое дополнение к вашей семье «Мама я родился». Ну а что бы у нас на уроке свершилось такое чудо, надо совершить путешествие от момента зиготы до выхода плода из яйцевых оболочек. Для этого разделим путь на четыре этапа: Дробление, гаструляция, органогенез и плодный период. Каждый этап изучает отдельная группа, а в конце заполняем таблицу: этап, начало этапа, особенности происходящих процессов, результат этапа, влияние внешних факторов. (5 граф) Задание: Изучите ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/7312/individualnoe-razvitie-organizmov-embrionalnoe-razvitie.htmll Заполните таблицу «Этапы эмбрионального развития» Модельный ответ (Приложение1) | Работают с ЭОР Заполняют таблицу. | Познавательные : уметь работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать информацию, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи между событиями и причинами Коммуникативное : уметь обсуждать результаты своей работы, работать в группах, высказывать и аргументировать свою точку зрения.. |
Этап первичного закрепления (12 мин) |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы | Предлагает выполнить задание. ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/6931/individualnoe-razvitie-organizmov-embrionalnoe-razvitie.html | Работают ЭОР. | Познавательные : умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Коммуникативное : умение оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. |
Этап включения в систему знаний и повторения (2 мин) |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Коррекция ошибок, допущенных в предыдущем этапе. Предлагает выполнить задание-расположить этапы эмбрионального развития в правильной последовательности. | Осуществляют самопроверку | Познавательные : умение работать не только по алгоритму, но и системно: обобщать, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные : умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятел-ти. Коммуникативные : владение устной и письменной речью. |
Этап итогов и рефлексии учебной деятельности на уроке (3 мин) |
Формирование умения анализировать свою деятельность на уроке и выявлять главные идеи урока и осознавать свои ошибки | 1. С какого момента начинается развитие любого организма на Земле? 2 Перечислите этапы эмбриогенеза. 3 В результате какого процесса одноклеточный организм превращается в многоклеточный? 4 Сравните зиготу и бластулу, выявите сходства и различия. 5 На какой стадии появляется экто- и энтодерма? 6 С появлением какого слоя клеток зародыш становится трехслойным? 7 Из какого зародышевого листка образуется нервная трубка? 8 Какие органы формируются из эктодермы, энтодермы и мезодермы? 9- Какое влияние на развитие эмбриона оказывают условия окружающей среды? 10. Составить синквейн на понятия: бластула, гаструла, нейрула (Приложение1) 11. Рефлексия по кругу: Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило. Мне захотелось… Урок дал мне для жизни… | Участвуют в обсуждении результатов своей работы на уроке. Составляют синквейн. Отмечают и оценивают уровень своих знаний | Личностные : готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество. |
Информация о домашнем задании (1 мин) |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | 1. Для всех домашнее задание: пар. 10 2. написать эссе по теме «Влияние факторов окружающей среды на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека», где учащиеся могут написать мини сочинение в свободной форме и изложить свое личное мнение и отношение к данной теме. | Запись в дневник домашнего задания, вопросы учителю по пройденному материалу. | |
Этап | Начало этапа | Процессы происходящие на данном этапе | Конец этапа | Влияние внешних условий на развитие |
Дробление | Зигота | Многократное деление с помощью митоза. Количество клеток растёт, но их размеры уменьшаются. | Бластула с бластоцелью | В это время погибает большое количество эмбрионов (40%), которые начали своё развитие из мутированных половых клеток. |
Гаструляция | Движение и дифференциация клеток бластулы | Возрастает синтез белка и рибосом, происходит выпячивание полюса (вегетативного) внутрь бластулы, противоположные полюса соединяются, и полость бластулы ликвидируется. При этом образуется новая полость, первичный рот. | Трехслойной нейрулы |
Органогенез | начинается с формирования нервной пластинки в эктодерме на спинной стороне зародыша-нейрулы | Для первичного органогенеза характерно явление эмбриональной индукции – взаимного влияния развивающихся органов друг на друга. Формируются органы. Из эктодермы: нервная система, покровы тела, Из энтодермы: органы пищеварения, дыхания. Из мезодермы: мышечная, хрящевая, костная, кровеносная, и выделительная системы. | Плод | период наибольшей ранимости эмбриона, поскольку начинают закладываться и формироваться все жизненно важные органы |
Плодный период | Плод | Рост и развитие плода | Выход из яйцевых оболочек плода | Здесь довольно часто могут возникать нарушения его развития только в тех органах, которые не закончили формироваться. 20 – 24 недель беременности у женщины, когда формируются основные функциональные системы будущегоребёнка.(Воздействие стресса, инфекции, травм и т. д. в критический период более вредно для зародыша, чем в другое время.) |