СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по биологии в 9 классе. Эмбриональное развитие.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока соответствует фгосам, содержит компетентно-ориентированные задания, технологию проблемного изучения, технологию здоровьесбережения. тип урока - комбинированный.

Цель урока по УУД:

Предметная: создание условий для формирование понятий и явлений о закономерностях эмбрионального развития организмов, его цитологических основах.

Метапредметная: создание условий для развития информационной компетентности: формирование умения выделять главную мысль и сворачивать информация, а так же читать свернутую информацию; делать выводы , анализировать, обобщать, сравнивать; продолжить формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности.

 

Личностная: формирование ценности жизни и ее проявления, заботе и сохранения своего здоровья; стремление к знаниям; воспитание гуманного отношения к женщине, матери; отрицательное влияние алкоголя, никотина, лекарственных препаратов, применяемых без назначения врача на эмбрион..

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по биологии в 9 классе. Эмбриональное развитие.»

Технологическая карта урока по биологии: Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное развитие.

ФИО

Лапина Оксана Викторовна

Место работы 

МБОУ СОШ с. Елабуга

Должность

 учитель биологии

Предмет

 биология 

Класс

 9

Тема и номер урока в теме 

урок биологии по теме «Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное развитие.», урок №3 в разделе Размножение и индивидуальное развитие организмов

Базовый учебник 

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б, Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, 2018

Цель урока по УУД:

Предметная: создание условий для формирование понятий и явлений о закономерностях эмбрионального развития организмов, его цитологических основах.

Метапредметная: создание условий для развития информационной компетентности: формирование умения выделять главную мысль и сворачивать информация, а так же читать свернутую информацию; делать выводы , анализировать, обобщать, сравнивать; продолжить формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности.

Личностная: формирование ценности жизни и ее проявления, заботе и сохранения своего здоровья; стремление к знаниям; воспитание гуманного отношения к женщине, матери; отрицательное влияние алкоголя, никотина, лекарственных препаратов, применяемых без назначения врача на эмбрион..

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: -Обозначают периоды индивидуального развития, характеризуют эмбриональный период развития и описывают основные закономерности дробления — образование однослойного зародыша — бластулы, гаструляцию и органогенез, определяют этапы дальнейшей дифференцировки тканей, органов и систем.

Метапредметные:

Познавательные: -могут выделять существенные признаки биологических объектов и процессов; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды.

Регулятивные:- умеют самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; использовать информационно-коммуникационные технологии.

Коммуникативные: -умеют проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, при выполнении учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности; понимать особенности гендерной социализации в подростковом возрасте.

Базовые термины урока: зигота, бластула, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма.

План урока.

    1. Организационный момент.

    2. Этап актуализации.

    3. Физкультминутка.

    4. Этап мотивация.

    5. Этап целеполагание.

    6. Этап первичного усвоения знаний .

    7. Этап первичного закрепления.

    8. Этап включения в систему знаний и повторения

    9. Этап подведение итогов, рефлексия

    10. Домашнее задание.

Тип урока  комбинированный.

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: ИКТ, КОЗ.

Структура и ход  урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятел-ть учащихся

УУД

Организационный этап (1 мин)

Создать благоприят-й психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к уроку и наличия выполненных заданий в тетради, выставление оценок.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Этап актуализации знаний.(10 мин)

Актуализировать ранее полученные знания для успешного усвоения новых знаний

Предлагает повторить ранее изученную тему: http://fcior.edu.ru/card/12964/stroenie-polovyh-kletok-obrazovanie-polovyh-kletok-meyoz-gametogenez.html


Выполняют задания контрольного ЭОР.

Познавательные:

установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;

Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий

Профилактика утомляемости и перенапряжения

Физкультминутка: «Мельница». Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1—2 минуты. Дыхание произвольное.

Выполняют динамические упражнения


Этап мотивации к учебной деятельности (3 мин)

Создать условий заинтересованности к активной познавательной деятельности

Нас окружают самые разные организмы: кошки, собаки, лягушки, птицы… Все они сложные организмы. А задумывались ли Вы о отм, что все они развились из единственной клетки – зиготы? Каким же образом это происходит?

Решением этих вопрос занимается наука Эмбриология. Основоположником современной эмбриологии считается российский академик К. Бер (нач 19 в)

Потрясающее видео. Весь процесс внутриутробного развития за 4 мин: https://ok.ru/video/11247945211

Пытаются ответить на проблемный вопрос.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам.

Познавательные : умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативное : умение оформлять свои мысли в устной форме.

Этап целеполагания (1мин)

Формировать умения ставить перед собой цели и задачи и грамотно планировать свою деятельность

Предложение учащимся самостоятельно сформулировать тему, цели урока; спланировать работу для достижения поставленных целей.

Формулирование темы и целей урока, планирование работы.

Личностные : 

умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность.

Регулятивные :

умение ставить цель, планировать деятельность

Этап первичного усвоения новых знаний (12 мин)

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Каждое рождение – это чудо (хотя такое чудо происходит во всем мире каждый день, каждое мгновение). Только подумайте: этот маленький извивающийся комочек начинался из двух микроскопических гаплоидных родительских клеток.

В течение нескольких недель эмбрион вырастает до размеров рисового зернышка. К тому времени у него уже сформировался мозг, сердце и хвост (да, да, хвост). За несколько коротких месяцев его сердце становится сильнее, мозг – умнее, а хвост (к счастью) исчезает. После девяти месяцев то крохотное зернышко риса превращается в новое дополнение к вашей семье «Мама я родился». Ну а что бы у нас на уроке свершилось такое чудо, надо совершить путешествие от момента зиготы до выхода плода из яйцевых оболочек. Для этого разделим путь на четыре этапа: Дробление, гаструляция, органогенез и плодный период. Каждый этап изучает отдельная группа, а в конце заполняем таблицу: этап, начало этапа, особенности происходящих процессов, результат этапа, влияние внешних факторов. (5 граф)

Задание:

  1. Изучите ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/7312/individualnoe-razvitie-organizmov-embrionalnoe-razvitie.htmll

  2. Заполните таблицу «Этапы эмбрионального развития» Модельный ответ (Приложение1)

Работают с ЭОР


Заполняют таблицу.



Познавательные : уметь работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать информацию, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи между событиями и причинами

Коммуникативное : уметь обсуждать результаты своей работы, работать в группах, высказывать и аргументировать свою точку зрения..

Этап первичного закрепления (12 мин)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы

Предлагает выполнить задание. ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/6931/individualnoe-razvitie-organizmov-embrionalnoe-razvitie.html


Работают ЭОР.

Познавательные : умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать.

Коммуникативное : умение оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.

Этап включения в систему знаний и повторения (2 мин)

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся 

Коррекция ошибок, допущенных в предыдущем этапе.

Предлагает выполнить задание-расположить этапы эмбрионального развития в правильной последовательности.

Осуществляют самопроверку

Познавательные : умение работать не только по алгоритму, но и системно: обобщать, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные : умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятел-ти.

Коммуникативные : владение устной и письменной речью.

Этап итогов и рефлексии учебной деятельности на уроке (3 мин)

Формирование умения анализировать свою деятельность на уроке и выявлять главные идеи урока и осознавать свои ошибки

1. С какого момента начинается развитие любого

организма на Земле?

2 Перечислите этапы эмбриогенеза.

3 В результате какого процесса одноклеточный

организм превращается в многоклеточный?

4 Сравните зиготу и бластулу, выявите сходства и

различия.

5 На какой стадии появляется экто- и энтодерма?

6 С появлением какого слоя клеток зародыш

становится трехслойным?

7 Из какого зародышевого листка образуется

нервная трубка?

8 Какие органы формируются из эктодермы,

энтодермы и мезодермы?

9- Какое влияние на развитие эмбриона оказывают условия окружающей среды?

10. Составить синквейн на понятия: бластула, гаструла, нейрула (Приложение1)

11. Рефлексия по кругу: Я научился…
У меня получилось…
Я смог… Я попробую…
Меня удивило. Мне захотелось…
Урок дал мне для жизни…

Участвуют в обсуждении результатов своей работы на уроке. Составляют синквейн.

Отмечают и оценивают уровень своих знаний

Личностные : готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

Информация о домашнем задании (1 мин)

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

1. Для всех домашнее задание: пар. 10

2. написать эссе по теме «Влияние факторов окружающей среды на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека», где учащиеся могут написать мини сочинение в свободной форме и изложить свое личное мнение и отношение к данной теме.

Запись в дневник домашнего задания, вопросы учителю по пройденному материалу.




Ссылки использованных ресурсов:

    1. http://fcior.edu.ru/card/7312/individualnoe-razvitie-organizmov-embrionalnoe-razvitie.html

    2. http://fcior.edu.ru/card/6931/individualnoe-razvitie-organizmov-embrionalnoe-razvitie.html

    3. http://fcior.edu.ru/card/12964/stroenie-polovyh-kletok-obrazovanie-polovyh-kletok-meyoz-gametogenez.html

    4. https://ok.ru/video/11247945211



Приложение 1. Модельный ответ.

Этап

Начало этапа

Процессы происходящие на данном этапе

Конец этапа

Влияние внешних условий на развитие

Дробление

Зигота

Многократное деление с помощью митоза. Количество клеток растёт, но их размеры уменьшаются.

Бластула с бластоцелью

В это время погибает большое количество

эмбрионов (40%), которые начали своё развитие из мутированных половых клеток.

Гаструляция

Движение и дифференциация клеток бластулы

Возрастает синтез белка и рибосом, происходит выпячивание полюса (вегетативного)

внутрь бластулы, противоположные полюса соединяются, и полость бластулы ликвидируется. При этом образуется новая полость,

первичный рот.

Трехслойной нейрулы

Органогенез

начинается с формирования нервной пластинки в эктодерме на спинной стороне зародыша-нейрулы

Для первичного органогенеза характерно явление эмбриональной индукции – взаимного влияния развивающихся органов друг на друга. Формируются органы. Из эктодермы: нервная система, покровы тела, Из энтодермы: органы пищеварения, дыхания. Из мезодермы: мышечная, хрящевая, костная, кровеносная, и выделительная системы.

Плод

период наибольшей

ранимости эмбриона, поскольку начинают закладываться и формироваться все жизненно важные органы

Плодный период

Плод

Рост и развитие плода

Выход из яйцевых оболочек плода

Здесь довольно часто

могут возникать нарушения его развития только в тех органах, которые не закончили формироваться. 20 – 24 недель беременности у женщины, когда формируются основные функциональные системы будущегоребёнка.(Воздействие стресса, инфекции, травм и т. д. в критический период более вредно для зародыша, чем в другое время.)

Приложение 2.

Бластула

многоклеточная, однослойная

Не растет, Делилась, дробилась

Зародыш с полостью внутри

Сфера


Гаструла

Двухслойная, дифференцированная

Впячивается, не растет, делится

Использование генетической информации клеток

Желудок с ртом


Нейрула

Трехслойная, вторичнополостная

формируется, развивается, не растет

Образуется комплекс осевых органов

Органогенез








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!