Предмет | География |
Класс | 9 |
Тип урока/вид | Урок «открытия нового знания». Вид: проблемный урок. |
Технология построения урока/занятия | Технология проблемного обучения (все этапы) Информационно-коммуникативные технологии (стадия первичного осмысления) Технология уровневой дифференциации (домашнее задание) |
Материально-техническое оснащение | Репродукции картин Шишкина И. И.: «Рожь», «Среди долины ровныя», «Перед грозой», «В окрестностях Москвы». Музыкальное сопровождение: С. Прокофьев «Утро», симфония №7. Проектор, экран Раздаточный материал – маршрутный лист (Приложение 1) Атлас по географии 9 класса Компьютеры с выходом в интернет |
Используемый УМК, автор | УМК - География. Полярная звезда,9 класс Авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др |
Тема | Районы Центральной России |
Цель | Образовательная: Развивающая: Развивать коммуникативных навыков учащихся; Развивать критическое мышление; Развивать способности анализировать различные источники информации. Воспитательная: Воспитывать патриотизм посредством изучения своей Родины; способствовать формированию национальной идентичности гражданина РФ |
Планируемые результаты |
Основные термины, понятия | Центральный район, Волго-Вятский район, Центрально-Чернозёмный район, КМА, Гжель, Кремль, чернозёмы |
Планируемые образовательные результаты | Предметные УУД: выбирать источники географической информации адекватные решаемым задачам; ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и её отдельных регионов. Метапредметные УУД: Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты; Контролировать своё время и управлять им. Уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе Личностные УУД: Воспитывать российскую гражданскую идентичность; Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира. |
Организация пространства |
Формы работы | Индивидуальная Смысловое чтение. Осмыслить прочитанный материал и озвучить вывод, исходя из проделанной группой работы. Групповая Работа в группе: смысловое чтение текста, работа с картами атласа, работа с поисковой системой Интернет, заполнение и анализ таблиц; эвристическая беседа |
Организационная структура урока |
Этап урока /время | Виды деятельности учителя | Виды деятельности учащихся | УУД |
Организационный момент 1 мин | На перемене звучит музыка С. Прокофьева как своеобразная установка на восприятие темы урока и погружение в образы русского национального мира (интеграция с уроком Мировой художественной культуры; музыки) На магнитной доске висят репродукции И.И. Шишкина (интеграция с уроком изобразительного искусства) На доске написан эпиграф к уроку: Центральная Россия – Раздольные края. Здесь реки озорные И храмов купола. Лесных даров богатство, Полей, лугов простор… (Т. Леванова) – элемент интеграции с уроком литературы Также на перемене происходит деление на группы по цветовому фактору: обучающиеся на входе в класс вытягивают жетон. По цвету жетона формируются группы Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, фиксирует отсутствующих | Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку и рефлексии | Л: развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России. |
Актуализация знаний 7 мин | «Географическая почта» (узнай природный регион по описанию) Задание 29 ОГЭ Учитель раздаёт обучающимся адресные конверты с заданием «Узнай природный регион по описанию на тему Центральной России» | Выстраивают взаимосвязи особенности природы, населения и хозяйства Центральной России | П: оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения М: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. |
Стадия вызова Постановка учебной проблемы (целеполагание) Мотивация учебной деятельности учащихся. 4 мин | Создание проблемной ситуации. К нам пришло письмо из республики Якутия от Ивановой Маши. Давайте его прочитаем. «Здравствуйте, учащиеся 9 класса. Пишет вам Иванова Маша, ваша ровесница. Мы с родителями переезжаем из города Якутска в Центральную Россию. Нам пока непонятно, в какой именно район этого региона мы хотим переехать. Я прошу вас составить характеристику районов Центральной России. Заранее благодарю! С уважением, Маша.» -Как вы думаете, какие цели мы перед собой поставим? А что уже вы знаете о ЦР? Откройте карту в учебнике на стр. 234 «Районы России» и перечислите районы, из которых состоит Центральная Россия один человек показывает их на карте Класс – работает с картой учебника, записывает районы Центральной России в тетрадь | Обучающиеся высказывают свои предположения. Регион делится на части, так его проще изучить. Совместно с учителем происходит актуализация знаний и выяснение темы урока. Тема урока определена: «Районы ЦР» Формулируют цель урока. Выявить своеобразие районов ЦР Узнать административное деление каждого района . Знать отличия районов. Составляют кластер (приложение 2) в тетради по Центральной России: В центральном овале располагается ключевое понятие – Центральная Россия В овалах второго уровня – районы, из которых состоит Центральная Россия (Центральный район, Волго-Вятский район, Центрально-Чернозёмный район) В овалах третьего уровня - субъекты, из которых состоит каждый район У карты: Центральный район (субъекты), Центрально-Чернозёмный (Субъекты), Волго-Вятский район (субъекты) | М: определять самостоятельно цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности. П: уметь представлять в разных формах (кластер) географическую информацию; Л: воспитывать российскую гражданскую идентичность. |
Стадия осмысления (первичное) 10+5 мин | Раздаёт маршрутные листы в группах. У каждой группы – свой район Центральной России -Собирать информацию по регионам вы будете самостоятельно, каждый – в своей группе. На выполнение задания - 15 мин. Консультация обучающихся в их поиске, сопровождение и корректировка | Работают в группах по 6 человек (правила работы в группе – на каждом столе в распечатанном виде) Распределяют роли в группе самостоятельно. Работают с текстом учебника. Работают с атласом. Работают с системой Интернет. Заполняют таблицу в маршрутном листе. | М: 1.уметь самостоятельно планировать пути достижения целей 2.уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; 3.развитие компетентности в области ИКТ П: 1.выбирать источники географической информации адекватные решаемым задачам; 2.находить и извлекать необходимую информацию, представленную в водном или нескольких источниках; 3.различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и её отдельных регионов. . Л: воспитывать российскую гражданскую идентичность. |
Динамическая пауза (здоровьесберегкомпонент) 2 мин | Вместе с учениками проводит эмоциональную разрядку: -Встаньте, одной рукой напишите в воздухе Центральная Россия, теперь другой рукой | Играют, демонстрируя свои творческие таланты. | Л: формировать ценности здорового образа жизни. |
Вторичное осмысление 10 мин (5 групп по 2 мин) | Нацеливает обучающихся на обобщение собранной информации: -Ваша задача после работы в группе предоставить общую информацию о районе для Маши на основе маршрутного листа. Она ждёт от нас ответа От группы потребуется один человек, который озвучит эту информацию. Помните о том, что ответ должен быть составлен с учетом жанра личного письма. Вспомним его особенности (интеграция с уроком русского языка) Класс – записывает в тетрадь общую информацию по каждому Району Центральной России. | Выступает один обучающийся от группы – даёт краткую характеристику района Центральной России. Все записывают в тетрадь ключевую информацию о районах Центральной России | М: 1.преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст; 2. соблюдать нормы публичной речи. П: оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения. Л: воспитывать российскую гражданскую идентичность. |
Закрепление изученного материала мин | Игра «Змейка»: Учитель задаёт наводящие простые вопросы по теме «Центральная Россия», передавая мячик из рук в руки в шахматном порядке. Вопросы задаются адресно (определённому ученику, который получает маленький мяч в виде глобуса). | Демонстрируют знания, понимание причинно-следственных связей через логическую цепочку игры. Учитывается быстрота реакции и правильность ответа. Формулируют ответ, применяя полученные знания . | М: излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. |
Домашнее задание 1мин | Учитель записывает и комментирует ДЗ: Основное: Параграф 11 читать, записи учить. На выбор : Работа с контурной картой по инструктивной карточке (для слабых обучающихся) Заполнение таблицы «Народы Центральной России» (для обучающихся, имеющих средний уровень знаний). Для сильных учеников: сделать подборку народных промыслов Центральной России (не менее 5) и дать их описание в форме презентации. Связать специфику промысла с географическим своеобразием. Подумайте над вопросом: является ли русский национальный характер своеобразным отражением ландшафта Центральной России? | Записывают домашнее задание и слушают комментарии по его выполнению. | М: ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности |
Итоги урока Рефлексия 3 мин | Работа с рефлексивной карточкой - Я узнал, что… - У меня вызвало затруднение… - Я научился - Почему в качестве эпиграфа выбрана именно эта цитата из стихотворения? | Продолжают фразы, связывая этап рефлексии с целеполаганием. | М: уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
……..
……..
……..
……..
…………….
…………….
…………….
…………….
…………..