СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по ФГОС "Центральная Россия", 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ФГОС "Центральная Россия", 9 класс»

Апрелова Анжелика Сергеевна,

учитель географии ГБОУ «СОШ №458

с углубленным изучением немецкого языка»,

г. Санкт-Петербург



Технологическая карта урока по учебному предмету «География» в 9-ом классе на тему «Районы Центральной России»

 Предмет

География

Класс

9

Тип урока/вид

Урок «открытия нового знания». Вид: проблемный урок.

Технология построения урока/занятия

  • Технология проблемного обучения (все этапы)

  • Информационно-коммуникативные технологии (стадия первичного осмысления)

  • Технология уровневой дифференциации (домашнее задание)

Материально-техническое оснащение

  • Репродукции картин Шишкина И. И.: «Рожь», «Среди долины ровныя», «Перед грозой», «В окрестностях Москвы».

  • Музыкальное сопровождение: С. Прокофьев «Утро», симфония №7.

  • Проектор, экран

  • Раздаточный материал – маршрутный лист (Приложение 1)

  • Атлас по географии 9 класса

  • Компьютеры с выходом в интернет

Используемый УМК, автор

УМК - География. Полярная звезда,9 класс

Авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др

Тема

Районы Центральной России

Цель

Образовательная:

  • Закрепить и углубить знания обучающихся о регионе Центральная Россия;

  • Выявить особенности состава и экономико-географического положения Центральной России.

Развивающая:

  • Развивать коммуникативных навыков учащихся;

  • Развивать критическое мышление;

  • Развивать способности анализировать различные источники информации.

Воспитательная:

Воспитывать патриотизм посредством изучения своей Родины; способствовать формированию национальной идентичности гражданина РФ


Планируемые результаты

Основные термины, понятия

Центральный район, Волго-Вятский район, Центрально-Чернозёмный район, КМА, Гжель, Кремль, чернозёмы


Планируемые образовательные результаты


 

Предметные УУД:

  • выбирать источники географической информации адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и её отдельных регионов.


Метапредметные УУД:

  • Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты;

  • Контролировать своё время и управлять им.

  • Уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение

  • Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе


Личностные УУД:


  • Воспитывать российскую гражданскую идентичность;

  • Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира.


Организация пространства

Формы работы

Индивидуальная

Смысловое чтение. Осмыслить прочитанный материал и озвучить вывод, исходя из проделанной группой работы.

Групповая

Работа в группе: смысловое чтение текста, работа с картами атласа, работа с поисковой системой Интернет, заполнение и анализ таблиц; эвристическая беседа

Организационная структура урока 

Этап урока /время

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

УУД

Организационный момент

1 мин 

На перемене звучит музыка С. Прокофьева как своеобразная установка на восприятие темы урока и погружение в образы русского национального мира (интеграция с уроком Мировой художественной культуры; музыки)

На магнитной доске висят репродукции И.И. Шишкина (интеграция с уроком изобразительного искусства)

На доске написан эпиграф к уроку:

Центральная Россия – Раздольные края.

Здесь реки озорные

И храмов купола.

Лесных даров богатство, Полей, лугов простор…

(Т. Леванова) – элемент интеграции с уроком литературы


Также на перемене происходит деление на группы по цветовому фактору: обучающиеся на входе в класс вытягивают жетон. По цвету жетона формируются группы

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку,  фиксирует отсутствующих



Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку и рефлексии

Л: развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России.


Актуализация знаний



7 мин

«Географическая почта»

(узнай природный регион по описанию)


Задание 29 ОГЭ


Учитель раздаёт обучающимся адресные конверты с заданием «Узнай природный регион по описанию на тему Центральной России»

  • Читают текст

  • Выстраивают взаимосвязи особенности природы, населения и хозяйства Центральной России

 

П: оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения

М: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Стадия вызова 

Постановка учебной проблемы (целеполагание) Мотивация учебной деятельности учащихся.







4 мин

Создание проблемной ситуации. К нам пришло письмо из республики Якутия от Ивановой Маши. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, учащиеся 9 класса. Пишет вам Иванова Маша, ваша ровесница. Мы с родителями переезжаем из города Якутска в Центральную Россию. Нам пока непонятно, в какой именно район этого региона мы хотим переехать. Я  прошу  вас составить характеристику районов Центральной России. Заранее благодарю! С уважением, Маша.»





-Как вы думаете, какие цели мы перед собой поставим?







А что уже вы знаете о ЦР?




Откройте карту в учебнике на стр. 234 «Районы России» и перечислите районы, из которых состоит Центральная Россия

  • один человек показывает их на карте

  • Класс – работает с картой учебника, записывает районы Центральной России в тетрадь

Обучающиеся высказывают свои предположения.



Регион делится на части, так его проще изучить.


Совместно с учителем  происходит актуализация знаний и выяснение темы урока.



Тема урока определена: «Районы ЦР»


Формулируют цель урока.

  1. Выявить своеобразие районов ЦР

  2. Узнать административное деление каждого района .

  3. Знать отличия районов.


Составляют кластер (приложение 2) в тетради по Центральной России:

  • В центральном овале располагается ключевое понятие – Центральная Россия

  • В овалах второго уровня – районы, из которых состоит Центральная Россия (Центральный район, Волго-Вятский район, Центрально-Чернозёмный район)

  • В овалах третьего уровня - субъекты, из которых состоит каждый район



У карты: Центральный район (субъекты), Центрально-Чернозёмный (Субъекты), Волго-Вятский район (субъекты)

М: определять самостоятельно цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

П: уметь представлять в разных формах (кластер) географическую информацию;

Л: воспитывать российскую гражданскую идентичность.




Стадия осмысления

(первичное)

 










10+5 мин

Раздаёт маршрутные листы в группах.


У каждой группы – свой район Центральной России


-Собирать информацию по регионам вы будете самостоятельно, каждый – в своей группе.


На выполнение задания - 15 мин.



Консультация обучающихся в их поиске, сопровождение и корректировка






Работают в группах по 6 человек (правила работы в группе – на каждом столе в распечатанном виде)


Распределяют роли в группе самостоятельно.


Работают с текстом учебника.


Работают с атласом.


Работают с системой Интернет.


Заполняют таблицу в маршрутном листе.




М:

1.уметь самостоятельно планировать пути достижения целей

2.уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками;

3.развитие компетентности в области ИКТ

П:

1.выбирать источники географической информации адекватные решаемым задачам;

2.находить и извлекать необходимую информацию, представленную в водном или нескольких источниках;

3.различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и её отдельных регионов.

.

Л: воспитывать российскую гражданскую идентичность.


Динамическая пауза (здоровьесберегкомпонент)

2 мин

Вместе с учениками проводит эмоциональную разрядку:

-Встаньте, одной рукой напишите в воздухе Центральная Россия, теперь другой рукой


Играют, демонстрируя свои творческие таланты.

Л: формировать ценности здорового образа жизни.

Вторичное осмысление








10 мин


(5 групп по 2 мин)

















 

Нацеливает обучающихся на обобщение собранной информации:

-Ваша задача после работы в группе предоставить общую информацию о районе для Маши на основе маршрутного листа.

Она ждёт от нас ответа


От группы потребуется один человек, который озвучит эту информацию. Помните о том, что ответ должен быть составлен с учетом жанра личного письма. Вспомним его особенности (интеграция с уроком русского языка)


Класс – записывает в тетрадь общую информацию по каждому Району Центральной России.






Выступает один обучающийся от группы – даёт краткую характеристику района Центральной России.


Все записывают в тетрадь ключевую информацию о районах Центральной России








М:

1.преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст;

2. соблюдать нормы публичной речи.

П: оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Л: воспитывать российскую гражданскую идентичность.


Закрепление изученного материала



  1. мин


Игра «Змейка»:

Учитель задаёт наводящие простые вопросы по теме «Центральная Россия», передавая мячик из рук в руки в шахматном порядке.


Вопросы задаются адресно (определённому ученику, который получает маленький мяч в виде глобуса).

Демонстрируют знания, понимание причинно-следственных связей через логическую цепочку игры. Учитывается быстрота реакции и правильность ответа.

 Формулируют ответ, применяя полученные знания .

М: излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.


 Домашнее задание

1мин

Учитель записывает и комментирует

ДЗ:

Основное:

Параграф 11 читать, записи учить.

На выбор :

  1. Работа с контурной картой по инструктивной карточке (для слабых обучающихся)

  2. Заполнение таблицы «Народы Центральной России» (для обучающихся, имеющих средний уровень знаний).

  3. Для сильных учеников: сделать подборку народных промыслов Центральной России (не менее 5) и дать их описание в форме презентации. Связать специфику промысла с географическим своеобразием. Подумайте над вопросом: является ли русский национальный характер своеобразным отражением ландшафта Центральной России?

Записывают домашнее задание  и слушают комментарии по его выполнению. 

М: ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности

 Итоги урока

Рефлексия

3 мин


Работа с рефлексивной карточкой

- Я узнал, что…

- У меня вызвало затруднение…

- Я научился

- Почему в качестве эпиграфа выбрана именно эта цитата из стихотворения?



 Продолжают фразы, связывая этап рефлексии с целеполаганием.


М: уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи.


Приложение № 1

Маршрутный лист для работы в группах







 

План характеристики экономического района

1

Название и состав

2

ЭГП

3

Природные условия

4

Население.

5

Ведущие отрасли

6

Территориальная структура хозяйства

7

Крупные города.

8

Природные ресурсы

9

Экологические проблемы

















Приложение 2

Пример кластера по составу региона Центральная Россия







Регион

Центральная Россия









Центральный экономический район



Центрально-Чернозёмный экономический район

Волго-Вятский экономический район

Москва

………

………

……..

………

……..

………

………

………

……..

………

……..

Курская обл

…………….

…………….

…………….

Мари

Эл

…………….

Мордовия

…………..

………………

Московс-кая

область

Воронежс-кая обл




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!