1. Организационный этап. | У учащихся на столах тетради, учебники, атласы, к/к. | Предлагает проверить подготовку к уроку: наличие тетрадей, учебников, атласа, к/к. Урок у нас сегодня необычный. У нас гости, поприветствуйте. | Проверяют готовность к уроку, здороваются с гостями. |
2. Мотивация к учебной деятельности. | Определение учащимися темы урока, совместно с обучающимися постановка цели урока. Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Показ видиофрагментаиз к/ф «Дети капитана Гранта». Зачитывает: «Однажды матросы яхты «Дункан» лорда Эдуарда Гленарвана в водах Шотландии поймали рыбу-молот. Внутри рыбы нашли бутылку с письмом-просьбой о помощи, написанную на трёх языках: английском, немецком, французском. Несмотря на то, что вода сильно испортила текст, удалось разобрать, что английское судно «Британия» , пропавшее в море за год до начала событий романа потерпело крушение, после которого остались в живых 3 человека: капитан Грант и двое матросов, и что они нашли убежище на какой-то земле, лежащей на 37 градусов 11 минут южной широты». Подумайте над проблемным вопросом: «Почему героям фильма «Дети капитана Гранта» пришлось совершить кругосветное путешествие?» Мы к нему ещё вернёмся. А сейчас послушайте стихотворение: На карте огромная планета Земля Реки, горы, равнины, моря. Точка на карте зовётся объект Такое понятие ввёл человек. Недавно мы с вами узнали о том, Что каждая точка имеет свой дом. Чтобы её отыскать в целом мире, Ей указали этаж и квартиру. Сложно найти этот адрес ребятам, Если не следовать координатам. Этаж называется широтой, Номер квартиры – её долготой. Как отыскать в дом заветный ключик? Карта и глобус нас этому учат. Нам остаётся припомнить немного, Какие ведут к каждой точке дороги. Как только дороги пересекутся, Искомые точки сразу найдутся. Каждый из нас имеет домашний адрес (п. Поныри, ул. Весёлая, 11). Определите тему и цель урока. Как узнать географический адрес? По параллелям и меридианам мы можем определить направление на карте. Надо знать широту и долготу. | Обсуждают тему и цель урока: «Географическая широта, Географическая долгота. Географические координаты». Пытаются самостоятельно сформулировать, записывают в тетрадь тему урока, обсуждают проблемный вопрос. |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Работа с презентацией, учебником по определению географической широты, географической долготы, географических координат. | Географические координаты это широта и долгота. Что такое географическая широта? Как определить широту? (алгоритм). (работа с презентацией) Какая бывает широта? (северная и южная). Где подписаны градусы широты? (с.ш. – ю.ш.) Определяем широту г. Санкт-Петербурга (60гр. с.ш.) Мыс Игольный (35 гр. ю.ш.) Нашли в учебнике П.11 стр.35. определение географической широты. Что такое географическая долгота? Как определить долготу? Какая бывает долгота? (з.д – в.д.). (работа с презентацией) Определяем долготу г. Санкт-Петербург (30 гр. в.д.), мыс Игольный (20 гр.в.д.). Найти в учебнике определение «географическая долгота» (П.12. стр. 37). Прочитайте свои записи. Что получилось у вас? Географические координаты. Что такое географические координаты? | Знакомятся с новой информацией, задают вопросы, выполняют задания на определение географической широты, географической долготы, географических координат. (фронтальная и индивидуальная работа). Работа с катами, атласом, презентацией. |
6. Первичное осмысление и закрепление изученного материала. | Практическая работа №4 «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам». | Используя инструкцию учебника стр. 39-40 выполнить работу, записать в тетради ответы. 1. г. Кейптаун 33гр.ю.ш. 19гр.в.д. г. Сантьяго 33гр.ю.ш. 70гр.з.д. г.Сан-Франциско 38гр.с.ш. 121гр.з.д. г. Владивосток 35гр.с.ш. 131гр.в.д. Влк. Везувий 40гр.с.ш. 15гр.в.д. 2 35гр.ю.ш. 59гр.з.д.(г.Буэнос-Айрес) 20гр.с.ш. 100гр.з.д.(влк. Орисабо) 62гр.с.ш. 130гр.в.д. (г.Якутск) 7гр.ю.ш. 105гр.в.д.(влк. Кракатау) А теперь вернёмся к проблеме урока: «Почему герои фильма «Дети капитана Гранта» совершили кругосветное путешествие? | Самостоятельно выполняют практические задания (индивидуальная работа, работа с картами атласа). Отвечают на вопрос проблемы: «Дети капитана Гранта знали только широту, а долготу не знали». Вывод : для определения местоположения объекта надо знать географическую широту, географическую долготу, т.е. географические координаты. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | П. 11, 12, 1в. – задание №3 стр. 37, 2в. –задание №4 стр.40 письменно. | Контролирует запись домашнего задания. Подписать на к/к объекты. | Записывают домашнее задание в дневник. (индивидуальная работа) |
8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организуется рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности. | Давайте вернёмся к началу урока. Какой вопрос поставили? 1 Получилось ли ответить на него? 2 Что понравилось и было ли интересно на уроке? 3 Какие трудности испытывали? 4 Кому сегодня помог сосед по парте? Продолжите: Я узнал……. Я научился….. Я затруднялся….. Моё настроение…… Где можно применить полученные знания? Кому нужны знания географических координат? А какие географические координаты п. Поныри? Что для этого нужно сделать? (п. Поныри 52гр.с.ш.- 36гр.в.д.). | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов. Обмениваются мнениями. |