1.Организационный момент (2 мин) | Приветствие учителя, доклад о готовности класса к уроку | Приветствие, проверка готовности к уроку, создание условий для психологического комфорта учащихся | Проверка готовности к уроку | Личностные: управление своим настроением, умение владеть эмоциями Метапредметные: подготовка к полу чению информации |
2.Актуализация учебного действия (2 мин) | Ученики участвуют в беседе, вспоминают понятия атом, молекула | Учитель организует работу учащихся с целью закрепления и систематизации ранее изученных знаний посредством беседы Учитель предлагает выполнить задание, показанное на слайде: В предложение вставьте слова «атом» , «молекула» а) ……………… водорода образована ………….. Водорода б)……………..углекислого газа образована ………. углерода и ………….. кислорода в)………….. серной кислоты состоит из двух …………. водорода,одного …………. серы и четырех ……….. кислорода г) ядро …….. состоит из ………… и …………. | Создание позитивного настроения | Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные: Уметь анализиро вать результаты, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
3.Мотивация к учебной деятельности (3 мин) | Предлагают варианты целеполаганий. Хотят познакомиться со строением атома и важнейшими открытиями физики, доказывающими сложность строения атомов | Учитель задает вопросы, предъявляет основные понятия, подводит учащихся к осознанию целей и задач Как выдумаете с какими понятиями мы будем сегодня работать? Основные понятия урока: Макромир, Микромир, Атом, ядро, электрон, Нуклоны (протоны, нейтроны), Корпускулярно-волновой дуализм Частиц микромира. Какая цель нашего урока? | Умение применять освоенные знания | Регулятивные: Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план |
4.Изучение нового материала (15 мин) | Слушают, конспектируют, перерабатывают полученный материал | Изложение материала в лекционной форме Лекция по плану История открытия сложного строения атома Модели атома Томпсона, Резерфорда, Бора Квантовая модель строения атома До конца XIX в. атом считали неделимой частицей, но последовавшие позже открытия (радиоактивность, фотоэффект) поколебали это убеждение. Сейчас известно, что атом состоит из элементарных частиц, основные из которых – протон, нейтрон, электрон. После открытия основных элементарных частиц, входящих в состав атома, встал вопрос об их местонахождении, т.е. о строении атома. В 1911 г. Томсон предложил свою модель строения атома, которая получила условное название «пудинг с изюмом». Согласно этой модели атом представляет собой некую субстанцию, в которой равномерно распределены протоны, нейтроны и электроны. Число протонов равно числу электронов, поэтому атом в целом электронейтрален. В 1913 г. Резерфорд ставит опыт, результаты которого модель Томсона объяснить не может. Это заставляет Резерфорда предложить свою модель строения атома, получившую название «планетарной». Согласно этой модели атом состоит из ядра, в котором сконцентрирована основная масса атома, поскольку ядро содержит протоны и нейтроны; и вокруг ядра на огромной скорости вращаются электроны. Поскольку модель Резерфорда содержала ряд противоречий, Н.Бором были введены постулаты, устраняющие эти противоречия. 1-й постулат . Электроны вращаются вокруг ядра не по произвольным, а по строго определенным, стационарным орбитам. 2-й постулат. При движении по стационарной орбите электрон не излучает и не поглощает энергию. Изменение энергии происходит при переходе электрона с одной стационарной орбиты на другую. Но теория Резерфорда–Бора дает удовлетворительные результаты только для атома водорода. Современные представления о строении атома подчиняются квантовой модели строения атома, которая учитывает волновые свойства элементарных частиц. Приведем ее основные положения. • Электрон имеет двойственную (корпускулярно-волновую) природу, т.е. ведет себя и как частица, и как волна. Как частица, электрон обладает массой и зарядом; как волна, он обладает способностью к дифракции. • Для электрона невозможно одновременно точно измерить координату и скорость. • Электрон в атоме не движется по определенным траекториям, а может находиться в любой части около ядерного пространства, однако вероятность его нахождения в разных частях этого пространства неодинакова. Область пространства, где вероятнее всего находится электрон, называется орбиталью. • Ядра атомов состоят из протонов и нейтронов, имеющих общее название – нуклоны. Параметры для характеристики атомов Массовое число А – сумма чисел протонов и нейтронов атома. Заряд ядра Z – число протонов, определяется по порядковому номеру элемента в таблице Д.И. Менделеева. В 1913 г. английским физиком Г. Мозли было установлено, что положительный заряд ядра атома (в условных единицах) равен порядковому номеру элемента в периодической системе Д.И. Менделеева. Изотопы – атомы одного элемента, имеющие одинаковый заряд ядра (следовательно, и количество электронов), но различное число нейтронов (следовательно, различные массовые числа). Например, элемент водород имеет три изотопа: протий, дейтерий и тритий. Первые два существуют в природе, тритий получен искусственным путем. Подавляющее большинство химических элементов имеет разное число природных изотопов с разным процентным содержанием каждого из них. Относительная атомная масса элемента, которая приводится в периодической системе, – это средняя величина массовых чисел природных изотопов данного элемента с учетом процентного содержания каждого из этих изотопов. Химические свойства всех изотопов одного химического элемента одинаковы. Следовательно, химические свойства элемента зависят не от атомной массы, а от заряда ядра. | Давать определения изученным понятиям | Познавательные: уметь анализировать информацию, выделять главное из услышанного. Коммуникативные: умение слушать |
5.Закрепление нового материала (5 мин) | Индивидуальная работа учащихся, один человек у доски | Составление электронных и электронно-графических формул Составить электронную и электронно-графическую схему атома меди Выполнение тестовых заданий из электронного пособия. Самооценка и взаимооценка (в группе) результатов тестирования. | Уметь составлять электронные и электронно-графические формулы, описывать строение атомов | Личностные: умение понимать значимость полученных знаний и применять их на практике |