СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературе "Тема памяти в рассказе Е.И. Носова "Живое пламя"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературе "Тема памяти в рассказе Е.И. Носова "Живое пламя"»


Боршевцева Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «Ястребовская СОШ им. И.И. Золотухина»

Мантуровского района Курской области



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Предмет: литература

Класс: 7

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема урока: «Тема памяти в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»

Цель: раскрыть нравственную проблематику рассказа Е.И. Носова «Живое пламя», повышать уровень читательской грамотности учащихся через формирование умений работы с текстом; формировать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, определять тему и идею произведения.

Планируемые результаты

личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, умение отстаивать свою точку зрения; выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми; самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

метапредметные: развивать самостоятельную познавательную деятельность, развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки; постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности; формирование умения работать в группе, владение умениями совместной деятельности с другими её участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

предметные: выявление идейно-тематического своеобразия рассказа Е.И. Носова, определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии содержания произведения, формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, характеризовать героев произведения.

Ресурсы: УМК В.Я.Коровина, презентация по теме, учебник Литература. 7 кл. Коровина В.Я. - М.: Просвещение, 2014. Толковый словарь Ожегова.



Ход урока



Этап урока

Цель этапа

Содержание этапа

Деятельность

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Организационный этап

создание положительной атмосферы на уроке, настрой на учебную деятельность

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке и хочу пожелать всем плодотворной работы. Сегодня на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны – Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, поговорим о рассказе Е.И. Носова «Живое пламя».


учителя

учащихся

Приветствие учащихся

Приветствуют учителя

Развивать позитивное отношение к труду




- Ребята, как вы считаете, может ли человек в определенной ситуации, не раздумывая, пожертвовать своей жизнью ради жизни других людей? Верите ли вы в то, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и незнакомых людей?

Диалог с учащимися

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения


Личностные:

нравственно-этического оценивания;

Самоопределение

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений;

высказывание мнений и их обоснование

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

понимание возможности различных позиций и точек зрения;

умение аргументировать, убеждать и уступать;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

учет разных мнений и умение обосновать собственное


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

сообщение темы урока, помочь определить задачи урока

-Дома вы прочитали рассказ Е.И.Носова «Живое пламя».

Назовите слово, которое является главным в определении темы рассказа: Война. Горе. Смерть. Подвиг. Любовь. Маки. Память.


- Первая пара ребят дома подбирала высказывания известных людей о памяти. Зачитайте их: (инд. задание)

- Какое из высказываний вам больше всего понравилось? Почему?

-Что такое память?

- Ксения и Иван работали с толковыми словарями. Какие же определения даются в толковых словарях? (инд. задание)

- Итак, наш урок мы начали с вами с понятия память.

- Как это понятие связано с рассказом?

- Прочитайте последний абзац рассказа. Какие слова вы бы взяли для определения нашей темы урока, помните, что они должны раскрывать понятие память.

- Правильно, ребята, запишите тему урока: Тема памяти в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»

- Давайте определим цели урока. Цели:

1.Проанализировать рассказ, выполнив задания по читательской грамотности.

2. Какую проблему поднимает писатель на страницах своего произведения? Что волнует его? Что хочет сказать нам Е. И. Носов? Выяснить смысл названия рассказа. Понять, зачем современному человеку читать произведения о войне.



































Обобщает сказанное детьми, повторяя тему и цели урока






Ответы детей





Выступление по индивидуальному домашнему заданию


















Записывают тему урока в тетради



Определяют задачи урока






























Личностные:

самоопределение

Познавательные: формулирование познавательной цели

Регулятивные:

умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности


















Определение понятия память











Уметь выбирать материал из текста





Уметь отстаивать свою точку зрения

Актуализация знаний


активизировать внимание учеников, поставить проблему

Для актуализации наших знаний выполним 1-2 задания в рабочих листах.

(индивидуальная работа, самопроверка)

(2-3 мин). Проверяем по ключу.


- Хорошо. Мы вспомнили биографию писателя, жанр и сюжет произведения. А теперь приступаем к анализу рассказа.


Раздаёт рабочие листы ученикам

Выполняют задания, проверяют по ключу

Приложение №1.


Познавательные:

формулирование познавательной цели;

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

поиск и выделение информации



Первичная проверка понимания

проверить первичное восприятие текста

- Обратимся к тексту рассказа и прочитаем до слов «Квасу налить?»

Ответим на вопросы:

- Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле?

- Как жила Ольга Петровна?

- Какой у неё был домик?

- Какие ещё детали свидетельствуют об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце?


-Прочитаем следующую часть рассказа до слов «Два дня буйно…» и ответим на вопросы:

- Что мы узнали о сыне тёти Оли?

- Как изменилась клумба?

-Почему маки выделяются на фоне остальных цветов?

- С чем сравнивает рассказчик маки?


-Итак, сконцентрировав внимание на подробном описании клумбы, Носов тем самым намечает два противоположных, контрастных образа: образ мака и всех остальных цветов. В рассказе «цветочная аристократия» «кажется настоящим ковром», если рядом – маки. Но без них «сразу на пышной клумбе стало пусто».

Беседа по прочитанному тексту
































































Читают и анализируют рассказ по частям, дают характеристику рассказчику и тёте Оле

(вопросы к частям рассказа у учащихся на карточках)

Приложение №2.

Личностные:

нравственно-этического оценивания - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Познавательные:

поиск и выделение информации; построение логической цепи рассуждений; установление причинно-следственных связей; овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; понимание возможности различных позиций и точек зрения;

умение аргументировать, убеждать и уступать

Регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Уметь выбирать материал из текста

Первичное закрепление

проанализировать произведение Е.И.Носова «Живое пламя»

Чтение рассказа до конца.

- А как вы считаете, почему тетя Оля занимается разведением цветов? (чтобы унять душевную боль)

- Почему тетя Оля не любила маки? (Для клумбы мак не подходит: пыхнул и сразу сгорел)

- Рассказчик «сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела».

- Прочитайте выразительно описание клумбы.


Работа с выразительными средствами языка

- Каким цветам автор уделяет особое внимание? / Макам /

-Какие художественные приёмы использует автор при описании маков? Как показана их недолгая красота? Для этого вспомните определения изобразительно-выразительных средств языка. Выполните задание 4. В парах.

- Сравните свои таблицы с ответом (на слайде). Прочитайте.

- Мы вспомнили изобразительно-выразительные средства. А теперь ответим на вопрос, какие художественные приёмы использует автор при описании маков? Как показана их недолгая красота? Выполните задание 5. В парах.

СРАВНЕНИЯ: маки - зажженные факелы с живыми, весело пламенеющими языками пламени

ЭПИТЕТЫ: полупрозрачные алые лепестки, трепетно-ярким огнем, густым багрянцем, озорной, обжигающей яркостью, буйно пламенели, весело пламенеющими

МЕТАФОРЫ: языки пламени, наливались багрянцем, стоит прикоснуться – опалят, слепили яркостью, маки пламенели, маки погасли.

ГИБЕРБОЛЫ: Пламенели, осыпались, погасли.

Выводы: Маки прекрасны, но красота их недолгая.

/Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. /

Беседа с учащимися.

- Выразительно прочитайте конец рассказа.

- Для чего, по-вашему, тетя Оля посадила маки? / Тетя Оля посадила маки в память о своем сыне. Они будут отцветать быстро, но расцветут другие, а потом еще и еще… И память о нем будет жить. /

- Чему же учит рассказ Евгения Ивановича Носова?/Содержание рассказа подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей.

-Какова же главная мысль рассказа Носова?/Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.

Почему рассказ так озаглавлен? / Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память о войне, обо всех, кто погиб, защищая Родину, должна жить всегда.


- А сейчас прошу вас раскрасить мак – символ вечного огня и написать ответ на вопрос: зачем современным людям читать произведения о войне?

Проверка


Вывод: Великая Отечественная война закончилась давно, но её эхо до сих пор не затихает в человеческих душах. Мы должны помнить о войне. Мы не имеем права забывать тех, кто погиб ради того, чтобы мы жили сейчас.

Беседа по вопросам





















Читают и отвечают на вопросы


















Находят и выразительно читают описание клумбы






Работают в парах, выписывают в таблицу примеры

Приложение №3.

































Выразительно читают конец рассказа, отвечают на вопросы, определяют главную мысль рассказа







































Выполняют задание учителя



Несколько учеников зачитывают свои письменные ответы

Познавательные:

поиск и выделение информации;

построение логической цепи рассуждений;

установление причинно-следственных связей;

формулирование познавательной цели

Коммуникативные:

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

согласование усилий по достижению общей цели;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

учет разных мнений и умение обосновать собственное

Регулятивные:

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий)















Уметь находить и определять художественно-выразительные средства в тексте

























































Уметь обобщать, делать выводы

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

сообщить домашнее задание, инструктаж по его выполнению

Д/З по выбору:

1. Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

2. Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

3. Мини-сочинение «Каким я себе представляю Алексея».


Учитель предлагает задание по выбору

Записывают домашнее задание



Рефлексия (подведение итогов занятия)

соотнести цели урока и результаты деятельности учеников

Диалог с учениками.

- Возвращаемся к задачам урока. Всё ли у нас получилось? Ответьте на вопросы:

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Каковы твои главные результаты сегодня? Благодаря чему удалось их достичь?

- Какие трудности встретились во время выполнения задания, как ты их пытался преодолевать?






























-Урок окончен. Всем спасибо!

Подведение итогов урока

Отвечают на вопросы учителя

Личностные:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

Самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

Познавательные:формулирование познавательной цели

Коммуникативные: понимание относительности оценок

Регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения













Задания по развитию читательской грамотности учащихся


Приложение №1



Найти и извлечь информацию

Задание 1. Выбери один правильный ответ:

  1. Выбери фотографию, на которой отображен Е.И.Носов:

А. Б. В.

Задание 2. Ответьте на вопросы. Обведите правильные ответы.

  1. По жанру «Живое пламя» - это

а) рассказ

б) новелла

в) повесть

  1. В основе сюжета произведения

а) жизненная ситуация

б) фантастика

в) сочетание фантастики и реальности

Задание 3. Выберите соответствующую характеристику героям. Подчеркните

_______ тетя Оля

_ _ _ _ _ рассказчик

_______ сын тети Оли

Любит и помнит погибшего сына. Гордится его поступком. Она не жалуется на свою судьбу, уже не плачет, но глубокая затаённая печаль переполняет её. Труженик («опять застала его за бумагами»). Со слов тёти Оли, озорник (сыпанул тайком щепотку мака ), добрый, отзывчивый. Человек, любящий свою родину. Герой, совершивший подвиг. Пытаясь унять свою душевную боль, она занялась разведением цветов.

Речь проста, бесхитростна, выдаёт в ней малограмотную женщину. Короткая у него жизнь, зато без оглядки, в полную силу прожита. Был гордостью матери и до войны.





Приложение №2

Карточка №1


Прочитайте рассказ до слов «- Квасу налить?» и ответьте на вопросы:

1. Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле?

2. Как жила Ольга Петровна? Какой у неё был домик?

3. Какие ещё детали свидетельствуют об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце?

4. Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов?

5. Почему тётя Оля не любила маки?

6. Почему рассказчик посеял маки?

7. Почему тётя Оля оставила несколько маков?


Карточка №2

Прочитайте рассказ со слов «- Квасу налить?» до «Два дня буйно…»и ответьте на вопросы:

1. Как тётя Оля относится к постояльцу?

2. Чей портрет висел над письменным столом в комнате рассказчика?

3. Как вы думаете, что с ним случилось?

4.Как изменилась клумба?

5.Какие цветы росли на ней?

6. Каким цветам автор уделяет особое внимание?

7.Почему маки выделяются на фоне остальных цветов?

8.С чем сравнивает рассказчик маки?


Карточка №3

Прочитайте рассказ со слов «Два дня буйно…» и до конца, ответьте на вопросы:

1.Сколько дней пламенели маки?

2.Что случилось на исходе вторых суток?

3.С каким чувством герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак?

4.Что имела в виду тётя Оля, когда сказала: «Да, сгорел… Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…»?

5.Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей? Каким вы себе представляете Алексея?

6.Как вы думаете, страшно ли солдату, который идет на такой поступок?

7.Хочется ли умирать молодым? Почему солдаты идут на смерть?

8.Каким же должен быть человек, способный на такой поступок?

9.Навещает ли рассказчик тётю Олю?

10.Что изменилось у неё на клумбе?

11.Почему живым называет рассказчик огонь полыхающих цветов?



Приложение №3



Интерпретация.

Задание 4. Установите соответствия. Соедини слова левого и правого столбика.

А. Метафора

1. образное определение какого-либо предмета, явления или лица, выраженное обычно метафорическим прилагательным

Б.Сравнение

2. один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений, употребление слова в переносном значении

В. Эпитет

3. вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку

Г. Градация

4. художественный прием, основанный на усилении или, наоборот, ослаблении какого-либо признака



А

Б

В

Г







Задание 5. Установите соответствия. Соедини слова левого и правого столбика.

А. Метафора

1. пламенели, осыпались, погасли.

Б.Сравнение

2. языки пламени, наливались багрянцем, стоит прикоснуться – опалят, слепили яркостью, маки пламенели, маки погасли.

В. Эпитет

3. полупрозрачные алые лепестки, трепетно-ярким огнем, густым багрянцем, озорной, обжигающей яркостью, буйно пламенели, весело пламенеющими

Г. Градация

4. маки - зажженные факелы с живыми, весело пламенеющими языками пламени



А

Б

В

Г












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!