Этап урока | Образовательная задача этапа | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (познаввтельные, коммуникативные, регулятивные) | Личностные |
1. Организационный этап | Мотивировать учеников на успешное выпо лнение заданий в течение урока | Рассказ Беседа | Прозвенел уже звонок. Начинается урок. В путешествие пойдём. В страну сказок попадём. Слушай, думай и считай, И задачки все решай. - Здравствуйте. Садитесь. - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. (Слайд). Эта сказка о девочке Машеньке, которая пошла в лес за грибами и ягодами. А ведь лес то был не простой, а математический. Задача Машеньки не простая, порой будут встречаться трудности, поэтому с собой в сказку берем самых смелых и находчивых математиков. - Ребята, готовы? Тогда начинаем урок. | - Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Фронтальная форма | Технические визуаль ные средства: презентация, проектор, колонки, ноутбук. | Устный контроль | | Р- самостоятельно организовывать своё рабочее место; -настраивать себя на продуктивную работу. К- вступать в диалог отвечать на вопросы. Л- развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения. | Самоопределение к деятельности. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии | Актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка обучающихся к работе на уроке | Наглядный (презентация) Беседа Метод применения знаний Мотивирующий приём Рассказ Презентация Задание Беседа Рассказ Задание Беседа Задание Беседа | - Жили - были дедушка и бабушка, была у них внучка Машенька (слайд). Весёлая и умная девочка. Знала она почти всё по математике. Ответьте мне на вопросы: 1. Какое свойство умножения вы знаете? 2. Назовите компоненты умножения. 3. Назовите компоненты деления. 4. Какая операция обратная операции умножения? 5. Какое свойство деления вы знаете? - Молодцы! Сегодня узнаете еще больше. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! - Захотелось внучке пирога с грибами и компота с земляникой. Вот и отпросилась она в лес у дедушки и бабушки. Повторила она правила поведения в природе и отправилась в путь. Чтобы в лес попасть - нужно через реку перейти по мосту. (Слайд). На мосту сидит лягушка и не пропускает. Она пропустит Машу, если мы выполним это задание. Рассмотрите выражения, записанные на доске: 40-9 41-8 42-7 43-6 - Что их объединяет? -Ребята, посмотрите на все уменьшаемые, что о них можно сказать? -А что можно сказать о вычитаемых? - Верно. Давайте решим их и запишем в тетрадь. Но для начала запишем дату-19 мая и классная работа. Приступаем к решению. -Молодцы. - Ну, вот Маша перешла на тот берег. (Слайд). Теперь нам нужно идти по тропинке. А без математики мы с вами этого сделать не сможем. - Давайте вспомним таблицы умножения на 2 и 3. Решим короткие задачки: 1. В день рождения Артем, Павел и Василий По три розы, все втроем, Свете подарили. -Ребята, сколько мальчиков в задаче? -А сколько каждый мальчик подарил роз? -Как найдем сколько роз они всего подарили, Свете? -Правильно. Вот еще задача: 2. А Валера и Вадим Принесли сестричке По две штучки георгин, И одной гвоздичке. -По сколько георгин принесли мальчики? -Как узнать, сколько всего георгин принесли? -А по сколько гвоздик принесли? -Правильно. А как узнать сколько всего гвоздик принесли? -Отлично.! А как же найти, сколько всего принесли цветов Валера и Вадим? -Ребята, у этой задачи есть еще одно решение. Подумайте, как еще можно ее решить. -Сколько всего цветов принес 1 мальчик? -А сколько мальчиков упоминается в задаче? -Если один мальчик принёс 3 цветка, а мальчиков 2. -Каким действием можем решить? -Верно. Назовите, что с чем будем умножать. -Молодцы! -Посмотрите на слайд, на нём записаны примеры, их нужно решить. 1 ряд решает 1 столбик, 2 ряд решает 2 столбик и 3 ряд решает 3 столбик. 18:2*10= 12:6*8= 14:7*8= 10:5*6= 1*5= 1*87= 18:9*7= 8:2*10= 1*57= -Ну что, проверим как вы справились с заданием. Посмотрите на слайд, вот правильные ответы, сверьте со своими. -У кого и где допущены ошибки? Давайте разберём. | - Переместительное. - Первый множитель, второй множи-тель, произведение. - Делимое, делитель, частное. -Деление. - Если произведение разделить на один из множителей, то получим другой множитель - Вычитание -Они увеличиваются на 1. -Они уменьшаются на 1. 40-9=31; 41-8=33; 42-7= 35; 43-6=37 -3 -3 - 3*3=9 -По 2. -2+2=4 -По 1. -1+1=2 4+2=6 -3 -2 -Умножением -2*3=6 18:2*10=60 14:7*8=16 1*5=5 12:6*8=16 10:5*6=12 1*87=87 18:9*7=14 8:2*10=40 1*57=57 | Фронтальная форма Фронтальная форма Индивидуальная форма Фронтальная форма | Технические визуаль ные средства: презентация, проектор, колонки, ноутбук. | Устный контроль Письменный контроль Устный контроль Письменный контроль Устный контроль Самопроверка по эталону | | П: - уметь ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Р: -выполнять пробные учебные действия. К: оформлять свои мысли в устной форме Л: развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Р: - делать выводы по результатам работы | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. |
3. Этап выявления места и причины затруднения | Фиксирование каждым из обучающихся индивидуального затруднения, анализ обучающимися возникшей осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей, постановка целей учебной деятельности. | Рассказ Задание Беседа | -По дороге Маша встретила бабочку. Им стало так весело, что они начали играть. Бабочка, называет, Машеньке выражение, а она его решает. Вот и я вам предлагаю найти значение выражения самостоятельно в тетради. Выражения записаны на слайде (Слайд): 9×2+9 18:2-12:6 3×5+27:3 - Скажите, были ли затруднения в решении выражений? (Если решат, задам ряд вопросов: Какие примеры вы с легкостью решили, а над какими пришлось подумать. Почему? Как быстрее вычислить? Что для этого нужно знать?) - Почему? | Самостоятельно в тетради решают примеры с экрана. - Были. - Мы не знаем деления на 3. | Фронтальная форма Индивидуальная форма Фронтальная форма | Технические визуаль ные средства: презентация, проектор, колонки, ноутбук. | Письменный контроль Устный контроль | Логически обосновывать, доказательства математических утверждений. | П: уметь ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Р: формулировать проблему. К: оформлять свои мысли в устной форме Л: развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу. | Способствовать формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к математике. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Постано вка темы и цели урока | Беседа Наглядный метод (план работы на доске) | - Как вы думаете, какая тема урока? - Какую цель поставим перед собой? -Ребята, а какие задачи мы перед собой поставим? -Отлично. Это и будет планом нашего урока. (на доске) | - Деление на 3. - Научиться выполнять деление на 3. - 1.Научиться делить на 3; 2. Решать задачи и выражения на деление на 3. | Фронтальная форма | | Устный контроль | Научатся выполнять деление на 3. | П: осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей. Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока. К: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Л: развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. |
5. Реализация построенного проекта | Познакомиться обучающихся с понятием «деление на 3» | Рассказ Презентация Учебник Беседа Беседа Задание Задание Беседа Рассказ Задание | - Машенька, попрощалась с Бабочкой и отправилась дальше. Вот и показался густой лес. Уже совсем близко. Стало страшно девочке. (Слайд). Для того чтобы она была уверенней, надо знать как выполняется деление. На пути могут встретиться выражения на деление. - Откройте учебники на странице 92. Рассмотрим записи под рисунком. 3×3=9 9:3=3 - Прочитайте, используя названия компонентов и результата действий. -Посмотрите на рисунок над выражениями. Сколько клеток изображено в 1 столбике? -Сколько изображено столбцов? -А сколько изображено строк? -Сколько всего клеток изображено? -Если 9 разделить на количество клеток в одном столбике, сколько получится? -Если 9 разделить на количество столбиков, какое выражение получится? - Объясните, как получается выражение 9:3=3. - Почему в этом столбике только одно выражение на деление? - Ребята, сейчас вам в группах нужно рассмотреть записи под другими рисунками. Работать вы будете в группах, 1 группа-это 1 ряд, 2 группа-это 2 ряд и 3 группа-это 3 ряд. -1 группа, вы выполняете 3*4, 3*5; 2 группа выполняет 3*6 и 3*7; 3 группа выполняет 3*8 и 3*9. Записывайте в тетради, а потом представитель от группы запишет на доске и мы проверим. 3*4=12 4*3=12 12:3=4 12:4=3 3*5=15 5*3=15 15:3=5 15:5=3 3*6=18 6*3=18 18:3=6 18:6=3 3*7=21 7*3=21 21: __= 21: __=3 3*8=24 8*__= __:3= __:8= 3*9=27 9*3= __ : __= __ : __= -А теперь проверим, прошу по очереди представителей от групп выходить к доске и записывать таблицу деления на 3. А остальные группы тем временем проверяют, верно ли выполнили работу. (Оценивание работы групп, исходя из правильности составления таблицы деления на 3). - Молодцы! Маша смело прошла лес и оказалась на большой солнечной и красивой полянке (Слайд). Как много грибов и ягод! Пора их собирать. (На доске грибы и ягоды из бумаги, а с обратной стороны примеры.) -Ребята, вам нужно выйти к доске, выбрать любой гриб или ягоду, прочитать пример на обратной стороне, записать его и найти значение: 1×3 3:3 3×2 5×3 3×8 6×3 - А как по-другому можно записать эти примеры? | -3*3=9 – 1 множитель 3 умножить на 2 множитель 3 – получим произведение 9. -3 -3 -3 -9 -9:3=3 -9:3=3 -Если произведение разделить на один из множителей, то получим другой множитель - Потому что там два одинаковых слагаемых. 3*4=12 4*3=12 12:3=4 12:4=3 3*5=15 5*3=15 15:3=5 15:5=3 3*6=18 6*3=18 18:3=6 18:6=3 3*7=21 7*3=21 21:3=7 21:7=3 3*8=24 8*3=24 24:3=8 24:8=3 3*9=27 9*3=27 27:3=9 27:9=3 -Выходят по очереди к доске, берут гриб или ягоду, читают пример, записывают на доске и решают. 21:7 27:3 24:3 18:6 12:4 15:3 | Фронтальная форма Фронтальная форма Фронтальная форма Групповая форма Фронтальная форма | Технические визуаль ные средства: презентация, проектор, колонки, ноутбук. | Устный контроль Устный контроль Устный контроль Письменный контроль Устный контроль Словесное оценивание | Развивать умения работать анализировать необходимую информацию. | П: осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей. Р: принимать и сохранять учебную цель и задачи. К: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Л: развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу. Р- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. К: оформлять свои мысли в устной форме. Л: уважать мнение других участников групп. | Способствовать формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к математике. |
Физминутка | Обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности | Рассказ | -Мы так хорошо работаем, но нам нужно немного отдохнуть. Раз – подняться, потянуться, Два –согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать. Шесть – на стульчик тихо сесть. | -Выполняют физмнутку. | Фронтальная форма | | Самоконтроль | | | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Усвоение обучающимися нового знания в речи. | Беседа Метод закрепления знаний, умений и навыков. Беседа. Задание Беседа Задание Учебник Задание | -Ребята, посмотрите на план. Все этапы мы выполнили? -А какой остался? - Для чего нужно уметь делить на 3? - А сейчас мы вернемся к тому выражению, которое вызвало у нас затруднение. Самостоятельно в тетради попробуем найдем ответ, используя таблицу умножения и деления на 3, а один кто-нибудь пойдёт к доске: 3×5+27:3= - Поднимите руки у кого получилось так же? - Теперь устно решим задачу (слайд): 15 птиц сидят на 3 ветках. Сколько птиц на каждой ветке? -Не забудем и про наш учебник. На стр.92 выполним №2. Нужно решить примеры, по очереди будем решать у доски: 1*3= 24:8= 3:3= 18:6= 2:2= 12:4= 5*3= 15:5= 3*8= (45+35):10= 6*3= 10*(21-16)= 21:7= (62+18):8= 27:3= -Отличная работа! (Оценивание работы каждого обучающегося в словесной форме) | -Нет -Научиться решать выражения и задачи на деление на 3. -Чтобы решать примеры, задачи. 15+9=24. -15:3=5 птиц. 1*3=3 24:8=3 3:3= 1 18:6=2 2:2= 1 12:4=3 5*3=15 15:5=3 3*8= 24 (45+35):10=8 6*3=18 10*(21-16)=50 21:7=3 (62+18):8=10 27:3=9 | Фронтальная форма Фронтальная форма Индивидуальная форма Фронтальная форма | Технические визуаль ные средства: презентация, проектор, колонки, ноутбук. | Устный контроль Письменный контроль. Устный контроль Письменный контроль Словесное оценивание обучающихся | Применять полученные знания при решении примеров и задач. | П: использовать новую информацию для решения учебных заданий. Р: принимать и сохранять учебную цель и задачи. К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Л: развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу. | Стремиться открывать новое знание, новые способы действия. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Отработка и проверка нового знания | Задание Беседа Беседа | -Ребята, а сейчас вам самостоятельно в тетрадях, нужно выполнить №4. -Выполнили. Молодцы. -Теперь, вам нужно поменяться тетрадями с соседом по парте и проверить работы друг друга. -Поменяйтесь обратно тетрадями. Посмотрите на слайд, вот таблица с правильными ответами. -А сейчас проанализируем ваши ошибки. - Что нам помогло решить эти примеры? - Где мы можем применить деление на 3? | 2*7+2=16 9*2+9=9*3 2*6+2*32*8 2*5+2*22*6 -Выполняют взаимопроверку. - Таблица умножения и деления на 3. - В решении зада, примеров и уравнений. | Индивидуальная форма Фронтальная форма | Технические визуаль ные средства: презентация, проектор, колонки, ноутбук. | Самоконтроль Взаимопроверка Самопроверка по эталону Устный контроль | Развивать умения работать с учебным математическим текстом, анализировать. | П: использовать новую информацию для решения учебных заданий. Р: осуществлять самоконтроль. К: оформлять свои мысли в устной форме. Л:развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | Зафиксировать полученное знание в системе знаний обучающихся | Беседа Задание Беседа Беседа Объяснение Задание Беседа | - Спасибо за ответы. Вы правы. И сейчас мы решим задачу вместе с Машенькой. (Слайд). -Настроение у нее было замечательным. Она вышла на полянку и увидела Белочку. Белочка, предложила, Машеньке решить задачу. Ребята, предлагаю помочь, Машеньке. Вы согласны? Прочитаем задачу (слайд): Белочке надо заготовить 16 орехов и 11 грибов. Она работала 3 дня. Сколько заготовок делала белочка каждый день? - Что в задаче известно? - Что нужно узнать? - Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? -Почему? -Хорошо. Запишем условие задачи: Работала – 3 дня Орехов – 16 Грибов – 11 Каждый день - ? - Можем узнать, сколько всего надо заготовить? -Каким действием? -А что с чем нужно сложить? -Верно. Запишем 1действие -А теперь можем найти ответ на вопрос задачи? -Каким действием? -А что будем делить? -Правильно. Запишем второе действие -Молодцы! Ребята, мы ответили на вопрос задачи? -Тогда запишем ответ - В каком действии вы применили случай деления на 3? -Вы отлично справились с работой! Машенька попрощалась с Белочкой и отправилась дальше. -А теперь каждый из вас поработает самостоятельно. У вас на столах лежат карточки с заданиями, вам нужно решить эти примеры у себя в тетрадях. Карточка: 5*3= 18:3= 27:3= 18:6= 15:5= 24:8= 3*5= 27:9= 24:3= 15:3= -Завершили работы. Ответы на слайде, я зачитываю верный ответ, вы рядом отмечаете, если правильно то ставите «+», если не правильно то «-». | -Да - Надо заготовить 16 орехов и 11 грибов, работала 3 дня. - Сколько заготовок делала белка каж-дый день. - Нет. - Не знаем, сколько всего надо заготовить. -Да -Сложением -Орехи+грибы 1)16+11=27(заг.) всего -Да -Делением -Все заготовки на 3 дня. 2)27:3=9(заг.)-за 1 день -Да 9 заготовок делает Белочка за 1 день. -Во 2. 5*3=15 18:3=6 27:3=9 18:6=2 15:5=3 24:8=3 3*5=15 27:9=3 24:3=8 15:3=5 | Фронтальная Форма Фронтальная форма Групповая форма Индивидуальная форма Фронтальная форма | Технические визуаль ные средства: презентация, проектор, колонки, ноутбук | Устный контроль Устный контроль Письменный контроль Письменный контроль Устный контроль Письменный контроль Устный контроль Письменный контроль Устный контроль | Точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики. | П: осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей. Р: принимать и сохранять учебную цель и задачи П: использовать новую информацию для решения учебных заданий. К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Л: развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | Способствовать формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к математике. |
9. Итоги | Подвести итоги проделанной работы, соотнести цель с полученными результатами | Беседа | -Вот и подходит к завершению наш урок! -Оцените вашу работу, теперь встаньте те, у кого все плюсы за тест! Умнички! У кого 4 ошибки — вы хорошо постарались. У кого более 5 ошибок - не расстраивайтесь, у вас все получится! -Итак, какую цель мы ставили в начале урока? -Мы достигли цели? -Ребята, давайте вернёмся к нашему плану урока. Все ли этапы мы выполнили. -Отлично, молодцы. Теперь я вижу, что хорошо усвоили тему и умеете выполнять деление на 3. | - Научиться выполнять деление на 3. -Да. -Да, все. | Фронтальная форма | | Устный контроль | Уметь делить на 3. | Р: делать выводы по результатам работы. К: оформлять свои мысли в устной форме. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. |
10. Рефлексия | Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности. | Беседа | -Вот и вернулась довольная Машенька домой к дедушке и бабушке. В руках у неё полная корзина ягод и грибов. У вас тоже есть ягоды и грибы. При выполнении задания, вы выбирали ягоду или гриб, у каждого на парте должны лежать ягода и гриб, у кого не хватает, тем я раздам. Теперь вам нужно поднять гриб, если на уроке у вас не возникало затруднений и со всеми заданиями вы справились легко. Если у вас на уроке возникали затруднения, то вы поднимаете ягоду. -Молодцы, вы все активно работали на уроке, хорошо решали примеры и задачи. Но чтобы закрепить свои умения, вам нужно дома еще потренироваться. | -Оценивают свою деятельность на уроке | Индивидуальная форма Фронтальная форма | | Устный контроль | | Р: оценивать свои учебные достижения, поведение. К: оформлять свои мысли в устной форме. Л: -развивать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. | Способствовать формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к математике |
Домашнее задание | | | Стр.92 №5; Задача под знаком «?». Повторить деление на 3. | | Фронтальная форма | | | | | |