Технологическая карта
урока по обществознанию по теме:
«Основы конституционного строя Российской Федерации».
Учитель:
Шаповалова
Лариса Вячеславовна
Ст. Калниболотская, 2021
Тип урока: Комбинированный
Класс: 9
УМК: Учебник Л. Н. Боголюбова «Обществознание 9 класс». Москва, Просвещение, 2019.
Тема: «Основы конституционного строя Российской Федерации».
Цель урока:
Обучающая: ученики в конце урока будут знать, что такое конституционный строй; смогут перечислять принципы конституционного строя; научатся приводить примеры реализации принципов конституционного строя РФ
Развивающая: обучающиеся смогут находить нужную информацию в тексте; продолжат развивать умения работать в группах;
Воспитательная: смогут повысить уровень своей компетентности через практическую деятельность, смогут понять роль государства в российском обществе и в жизни человека, смогут сформировать представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе на основе знания Конституции РФ.
Планируемые результаты:
Предметные:
Раскрывать гуманистическую сущность и смысл понятия «конституционный строй».
Характеризовать основы конституционного строя РФ.
Называть конституционные принципы взаимоотношений личности, общества, государства
Приводить примеры реализации принципов конституционного строя РФ
Метапредметные:
- познавательные:
1. объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
2. различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
3. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
4. соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности
- коммуникативные:
1. представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
2. организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
3. использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления
- регулятивные:
1. ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
2. определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения
3. соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности
4.адекватно воспринимать информацию учителя.
Личностные:
осознавать себя гражданином России, объяснять, что связывает тебя с твоим народом, с историей, культурой;
формировать представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе на основе знания Конституции Российской Федерации;
уважать основной закон государства – Конституцию РФ
Оборудование: учебник Л. Н. Боголюбова «Обществознание 9 класс», Москва, Просвещение, 2019г.; Конституция РФ.
Структура и ход урока
Этап урока | Форма работы | Краткое содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент | Фронтальная | Достигнуть настроя обучающихся на учебное занятие | Добрый день, ребята. Что означает «труд» применительно к организации нашего урока? Кроме того, нам на уроке сегодня потребуется Конституция РФ. | Т-тетрадь Р- ручка У – учебник Д – дневник Проверяют организацию своих рабочих мест. |
2.Целеполагание и мотивация | Фронтальная | Сформировать мотивацию познания, и вместе обозначить тему урока и поставить цель урока | Рисует на доске дом. - Ребята, что является основой дома? - Посмотрите на содержание Конституции РФ и определите главу, которая будет являться фундаментом Основного закона РФ - В доме живут люди, а как вы думаете в Конституции кто «живет»? ПСЧГ ОКС Предположите, что будем делать на уроке? | Ответ ученика – фундамент Ответ ученика – 1 глава. Основы конституционного строя Ответ – Права и свободы человека и гражданина (глава2) Обучающиеся совместно с учителем формируют тему и цели урока. Тему записывают в тетрадь. |
3.Актуализация знаний | Фронтальная | Работа с основными понятиями темы. | - Что такое Конституция? - Почему Конституция РФ является основным законом страны? - От кого государство получает власть? - Государство для человека или человек для государства? *Подумайте, всегда ли в государстве, имеющем Конституцию, устанавливается конституционный строй? | Отвечают на вопросы учителя |
4.Открытие новых знаний | Фронтальная, индивидуальная | Работа по формированию понятия «конституционный строй». Изучение принципов конституционного строя. Коллективная проверка результатов. | - Ребята, попытайтесь самостоятельно дать определение понятию «конституционный строй» - Откройте учебник на странице 72. Найдите определение понятия и сравните с тем определением, которое давали мы вместе. Запишите определение понятия «конституционный строй» в тетрадь. - Условно принципы конституционного строя РФ можно разделить на три группы, которые представлены у вас в параграфе на стр 72. Назовите их. На стр. 73 найдите принципы, которые характеризуют каждую из названных групп. Сделайте схему у себя в тетради. - Дальнейшее изучение новой темы мы продолжим, работая в индивидуально по карточкам. Ребята первого ряда заполняют первую колонку таблицы, второго ряда –вторую, третьего третью. (вторую группу принципов можно дать более слабым учащимся) В карточках вам необходимо выписать из указанных статей Конституции РФ принципы конституционного строя. (приложение1) - Итак, озвучьте главные положения названных статей. Ребята, которые не работали с этими группами принципов заполняют таблицу по ходу ответов одноклассников (учитель корректирует ответы). | - Обучающиеся дают ответы, в них выделяются существенные признаки понятия. - Ребята сравнивают и записывают понятие в тетрадь. -Ученики знакомятся с группами принципов конституционного строя Делают схему в тетради. - Каждая группа получает свою карточку и работает с ней. - Одни обучающиеся выступают, другие заполняют таблицу по ходу ответов. |
5.Первичное закрепление знаний | Работа в парах. | Работают с карточками по парами, закрепляя основные положения изученной темы. | - Ребята, перед вами карточки № 2. Вам необходимо вставить пропущенные слова в тексте. При этом вы можете использовать текст Конституции РФ. - Проверяем с вами выполненное задание и ручкой другого цвета ставим балл, за каждый правильный ответ. - Поднимите руки те, у кого 9- 10 баллов. Молодцы, вы получаете «5». 7-8 баллов – отметка «4». 5-6 баллов – отметка «3». | - Обучающиеся работают в парах. - Проверка выполненного задания. Самостоятельная оценка выполненного задания. |
6.Диагностика и закрепление | Фронтальная | Умение применять полученные знания в повседневной жизни. | - Мы сегодня изучали Конституцию, а именно 1 главу. А для чего мы должны знать содержание данного закона? - Всю свою жизнь мы постоянно вступаем в различные правовые отношения, поэтому должны умело использовать знание законов в жизненных ситуациях. Сейчас мы с вами приведем примеры из нашей жизни, в которых реализуются принципы конституционного строя РФ. 1. Приведите пример того, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 2. Приведите пример того, что край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. 3. Приведите пример того, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. | - Ученики приводят свои аргументы. - Отвечают на вопросы. Придумывают примеры. Например, 1.Поправки к Конституции РФ одобрены на референдуме 01.07.2020. 2. Закон Краснодарского края 1539-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" создает правовое основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних. 3.На выборах 19.09.21 приняли участие 14 политических партий, 5 из которых набрали достаточное количество голосов для прохождения в новый состав Госдумы |
7.Рефлексия | Индивидуальная. | Оценивают свою деятельность на уроке. | - Наш урок подходит к концу, исходя из ваших целей в начале урока, закончите фразу: Я сегодня понял (а), что.. Мне было интересно… Для меня трудным оказалось.. Я хочу научиться… Я доволен (не доволен) своей работой потому, что… | - Ребята оценивают свою деятельность на учебном занятии и уровень овладения знаниями. |
8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания. | Индивидуальная | Постановка домашнего задания. | - Прочитать параграф 9, ответить устно на вопросы в рубрике «Проверим себя» на стр. 78. - Дополнительно задание тем, кто хочет получить отметку – задание из рубрики «В классе и дома» №3 или №4 стр. 78. - Всего вам доброго. До свидания! | - Записывают домашнее задание в дневники |
Приложение 1.
Основы конституционного строя |
Основы устройства государства | Основы отношения человека, гражданина с государством. | Основы устройства общества и его отношений с государством. |
Ст. 1 Ст. 3 Ст. 4 Ст. 5 Ст. 10 | Ст. 2 Ст. 6 | Ст. 7 Ст. 8 Ст. 12 Ст.13 Ст.14 |
Приложение 2.
Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное ________________ государство с республиканской формой правления.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее ______________________________.
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - _______________субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация - _________________государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом ____________, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти ____________________________.
Органы местного самоуправления ___________________в систему органов государственной власти.
Никакая идеология не может устанавливаться в качестве ____________________________или обязательной.
Религиозные объединения отделены от государства и равны перед _______________________.
__________________ Российской Федерации имеет высшую юридическую силу.