СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по обществознанию по теме " Деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Деятельность"  по обществознанию составлена в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по обществознанию по теме " Деятельность"»

Автор: Паскочина И.А., учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 26 г. Петропавловск-Камчатский



Технологическая карта урока обществознания в соответствии с требованиями ФГОС

5 класс по теме « Деятельность»


Тема

Деятельность человека.

Цель урока

Сформировать понятие деятельности, как жизненно важной основы существования человека в обществе.

Планируемый результат

Научить называть основные виды деятельности человека; выделять структурные элементы деятельности.

Предметные умения

УУД

- умение выделять структурные элементы деятельности;

- умение


Личностные:

- формирование чувства ответственности за свои действия и поступки;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

Регулятивные:

- осуществляют целеполагание;

- осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленной целью урока;

- самоорганизация;

- осуществляют самоконтроль и коррекцию своих ошибок;

Познавательные: 

- обрабатывают разные источники учебной информации; составляют простой план;

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;

- осуществляют смысловое чтение;

- выделяют главное, анализируют, сравнивают, обобщают информацию.

Коммуникативные:

- дискутируют; используют не речевые средства общения.

- сотрудничают в группах;

- выслушивают мнения других, договариваются.

Тип урока

Изучение нового материала и первичное закрепление

Основные понятия


Деятельность, мотив, цель, результат деятельности, виды деятельности (игра, учение, труд, творчество, общение)



Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Биология

Литература


Групповая, фронтальная

Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ А.И. Кравченко. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012.- 216с.: ил.- (ФГОС. Инновационная школа); рабочая тетрадь по обществознанию, презентация к уроку, раздаточный материал.


Технологическая карта урока обществознания по учебнику А.И. Кравченко.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

(1мин)

Включаются в деловой ритм урока.

(Проверка устно)



Регулятивные:

- организация своего рабочего места,

-взаимооценка

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

(5мин.)

Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.

Вводная беседа.

Вопросы. Индивидуальный опрос.

1. На экране вы видите иллюстрации. Два человека нарисовали свои интересы и увлечения.

- Чем различается и чем схож внутренний мир этих людей?

- Какими вы представляете этих людей? (можно ли определить возраст, пол?)


2. Если бы иллюстрация принадлежала взрослому человеку, что могло бы быть изображено?

3. На данных картинках отражены потребности человека.

Что такое потребность?

Какие потребности у вас на данный момент времени?


Сравнение, выделение главного, установление причинно-следственных связей.






Дети делают вывод: это дети, ученики; 1 рисунок принадлежит мальчику, 1 – девочке.

Компьютер, работа, семья, занятия спортом, автомобиль и др.



Потребность – это нужда человека в чем-либо.

Учащиеся формулируют свои потребности и делают вывод о том, что у всех людей потребности разные.


Регулятивные УУД:

- самоорганизация

- самоконтроль и коррекция своих ошибок






Коммуникативные УУД:

-выслушивают ответы других

-коррекция ошибок одноклассников;

-взаимооценка;

Познавательные УУД:

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель

3. Определение темы урока

Вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы урока

На экране появляются иллюстрации с изображением различных видов деятельности человека.

Что объединяет эти иллюстрации. Какова тема урока?


Наводящие вопросы:

- Кто изображен на картинках?

- Чем занимаются люди?

Ученики пытаются сформулировать тему урока «Деятельности человека»


Коммуникативные УУД:

-выслушивают ответы других

-коррекция ошибок одноклассников;

-взаимооценка;

Познавательные:

-через анализ яиллюстративного материала определяют тему и цель урока

4.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Подумаем, каковы будут цели нашего урока?







1.Проговаривают цель урока:

- Что такое деятельность?

- Какую роль она играет в жизни человека?


Установление причинно-следственных связей

Выделение главной мысли урока

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы


5. Осмысление и первичное усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы и новых источников информации:


























Работа с текстом учебника, с иллюстрациями в учебнике. Беседа.

Предлагает план урока.

Презентация:

  1. Что такое деятельность? Многообразие видов деятельности.

  2. Структура (основные элементы) деятельности

  3. Отличие деятельности человека и активности животного.


  1. Что такое деятельность? Многообразие видов деятельности.

Рассказ учителя:

В течение всей жизни, чтобы удовлетворить свои потребности, человек занимается различными видами деятельности. Мы готовим обед, трудимся, отдыхаем, играем, учимся, рисуем, читаем книги, сажаем деревья и многое др.


Что же такое деятельность?

Учащимся предлагает ряд понятий: последовательность действий, достижение цели, удовлетворение потребностей. Используя их, необходимо сформулировать понятие «деятельность».





Самостоятельное чтение учебника на стр.42-43 Виды деятельности.

Цель – в тексте найти 5 основных видов деятельности.



II. Структура деятельности.

- Что же нас побуждает к деятельности? (проблемный вопрос)





- Все то, что нас побуждает к деятельности называется мотив.




На доске начинает вырисовываться схема структуры деятельности.


Мотив - - -



Физкультминутка - игра «Угадай, что я делаю?»

К доске выходят 5 человек. Остальные встают между рядами. На карточке записано действие человека.

  1. Мальчик играет на скрипке.

  2. Мужчина ловит рыбу на озере.

  3. Бабушка гладит белье.

  4. Мама режет капусту.

  5. Папа копает землю.

Ученик молча пытается изобразить деятельность. После угадывания, на экране появляется картинка.


Фронтальная беседа с детьми.

- С какой целью (для чего) осуществляется деятельность (по игре)?












Учитель подводит детей к выводу, что любая деятельность человека целесообразна (имеет цель).


Мотив - Цель - -



Учитель продолжает фронтальную беседу.

- Чтобы осуществить деятельность, нам нужны помощники. Например, чтобы посадить дерево, нужны…. (ведро, лопата, вода и т.д.)


Все, что нам помогает в осуществлении деятельности, называется средствами, способами.



Мотив - Цель - Средства - -


В итоге любой деятельности мы получаем результат. Это может быть создание полезной вещи или услуги, чувство радости или удовлетворения.


Мотив - Цель - Средства - Результат


Проблемный вопрос.

Всегда ли результат деятельности виден? Приведите пример.


Итак, мы сформировали структуры деятельности.

Сравниваем ее со схемой, предложенной в учебнике.

Какая схема вам более понятна?


III. Отличие деятельности человека и активности животного.


Эмоционально-ценностный компонент.

На экране 2 иллюстрации:

- мальчик подметает пол;

- мальчик поджигает листву.

Сравните деятельность на двух картинках. Сделайте вывод.


Человек – существо разумное. Выполняя ту или иную деятельность, мы всегда осознаем, к чему она может привести. Мы ответственны за свои действия и поступки.


Заполнение таблицы (на экране) Что из перечисленного можно отнести к деятельности? Впиши соответствующие примеры в таблицу.

К деятельности относится

К деятельности не относится

…….

…….


Собака сторожит дом, мальчик катается на велосипеде, композитор сочиняет музыку, учитель ведет урок, белка делает запасы на зиму, мама сажает цветы.


Почему активность животного нельзя назвать деятельностью?

(проблемный вопрос)





























Ученики, обобщая и объединяя понятия, пытаются сформулировать: что такое деятельность.

В учебнике на стр.42 находят понятие деятельности. Сравнивают свою формулировку с учебником, находят черты сходства и различия.

Ученики читают текст (смысловое чтение) записывают основные виды деятельности (игра, ученик, труд, общение, творчество)



Учащиеся на примерах, сообща, приходят к выводу, что к деятельности нас побуждают наши потребности, интересы и желания.


Записывают в тетрадь:

Мотив – это то, что нас побуждает к деятельности (потребности, интересы и желания)








По характерным движениям ученики угадывают деятельность и выполнят эти движения.














Ученики отвечают:

Мальчик играет на скрипке, для того чтобы хорошо выступить на концерте.

Мужчина ловит рыбу, чтобы сварить уху.

Бабушка гладит белье, чтобы в доме был порядок.

Мама режет капусту, чтобы сварить борщ.

Папа копает землю, чтобы посадить дерево (могут быть другие варианты ответов, подходящие по смыслу).


Сообща, приходим к выводу, что любая деятельность имеет цель!








Дети отвечают на вопросы учителя.




Записывают в тетрадь:

Средства – это то, что нам помогает осуществить деятельность.














Результатом познавательной деятельности являются знания, которые не видны.



Дети зарисовывают любую схему в тетрадь.















Ученики должны прийти к выводу, что мы в ответе за свои действия и поступки.






Самостоятельная работа учащихся (устно).









В итоге в одной колонке – деятельность человека, в другой – активность животных.


Любая деятельность - имеет цель. Человек в ответе за результат своей деятельности.

Все действия животных основываются на инстинктах.

-регулятивные: принимают учебную задачу, организуют себя для работы по плану























Познавательные УУД:

- умение сравнивать, обобщать и анализировать, выделять главное.

- определяют понятие «деятельность»;






Познавательные УУД:

- смысловое чтение

- обрабатывают источник учебной информации; выбирают информации по заданию



Коммуникативные УУД:

- оказывают помощь друг другу, решая проблемную ситуацию.





Познавательные УУД:

- выделяют главное, делают выводы;

- определяют понятие «мотив»;









Коммуникативные УУД:

- умение осознанно использовать неречевые средства для выражения своих чувств, мыслей.














Коммуникативные УУД:

- владение устной речью;

- выслушивают ответы других;

- коррекция ошибок одноклассников;

- взаимооценка.











Познавательные УУД:

- умение обобщать, выделять главное.






Коммуникативные УУД:

- владение устной речью;

- выслушивают ответы других.



Познавательные УУД:

- выделяют главное, делают выводы;

- определяют понятие «средства».














Коммуникативные УУД:

- оказывают помощь друг другу, решая проблемную ситуацию.





















Личностные:

- формирование ценностных установок;

- чувства ответственности за свои поступки.




Коммуникативные УУД:

- владение устной речью;

- выслушивают ответы других.













Познавательные УУД:

- выделяют главное, делают выводы;


6.Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Предлагается выполнить задания по группам.

Группам раздается карточки, где записана деятельность человека. Совместно учащиеся выделяют мотив, цель, средства и результат деятельности.


Пример,

Ученик выполняет домашнее задание.

Мотив – не получить плохую оценку и не огорчить маму.

Цель – выполнить хорошо д/з.

Средства – учебник, тетрадь, ручки и т.п.

Результат – хорошая оценка на уроке.

Работа в группах.

Коммуникативные УУД:

- взаимопомощь и сотрудничество в группе;

- выслушивание ответов;

-корректировка и оценивание.


7. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Какие новые понятия мы узнали сегодня на уроке?

Какую роль играет деятельность в жизни человека?

Оценить отдельных учащихся


Подвести детей к выводу, итогу: что деятельность является жизненно важной для существования человека. Без деятельности человека не может жить.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Домашнее задание:

С. 47 Практикум. №1,2 (письменно)



- работают с дневниками, фиксируют домашние задания

Регулятивные:

-организуют себя для фиксирования дом. заданий, их уточнения и конкретизации

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

У каждого ученика 3 смайлика разного цвета, характеризующие эмоциональное отношение к уроку:

Зеленый – мне все понравилось, я узнала много нового и интересного.

Желтый – урок мне понравился, но не вся информация понята.

Красный – мне было сложно усваивать учебный материал.

Анализируют свою деятельность на уроке и содержание урока.

Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!