I этап. Орг. момент. Цель – активизация учащихся. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создает эмоциональный настрой, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. | Учитель: Вот опять звенит звонок, Начинается урок Дети: Мы за парты дружно сели И на доску поглядели. Как всегда, на урок окружающего мира к нам пришли Муравьишка Вопоросик и Мудрая черепаха. Придумано кем-то просто и мудро, При встрече здороваться : «Доброе утро!» - Доброе утро солнцу и птицам, -Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. И доброе утро длится до вечера. Я желаю вам, чтобы доброе настроение сопровождало вас в течение всего урока. | | | Понимают значение знаний для человека и принимают его; стремятся хорошо учиться и сориентирова-ны на участие в делах школьника; правильно идентифициру-ют себя с позицией школьника. |
II этап. Актуализация знаний. Повторяем, то, что знаем! Цель – проверить, как учащиеся усвоили материал прошлого урока. | Отвечают на вопросы учителя, определяют листья нескольких пород деревьев. Выполняют практическую работу в РТ: анализируют рисунки и обозначают желтым цветом лиственные деревья. | Организует повторение изученного материала. Предлагает загадки о лиственных деревьях. Организует практическую работу в РТ, проверяет результаты. | - На прошлом уроке мы учились с вами определять листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы все запомнили. (Слайд 2). Предлагаю вам сыграть в игру «Отгадай загадки». Отгадки вы найдете на своих партах. (На столах лежат листья и веточки хвойных и лиственных деревьев). Загадки (слайды 3 – 7): 1. Белый низ, зеленый верх — В летней роще краше всех! На стволах полоски. Хороши... (березки). 2. В мае грелась, зеленела, Гроздья осенью надела. В алых ягодках — горчинка. Что за деревце? (Рябинка). 3. Он в лесу, как витязь, встанет, Желудями в срок одарит. И лесник, и лесоруб С ним знакомы. Это... (дуб). 4. Над ее густой листвой В зной гудит пчелиный рой. А зимою всех от гриппа Вкусным медом лечит... (липа). 5. Клейкие раскрылись почки — Нарядился он в листочки. Летом в пух оделся щеголь. Догадались? — Это... (тополь). - Как одним словом можно назвать эти деревья? (Слайд 8) Вывод: Кусты и деревья, листочки на ветках. Лиственный лес это, помните, детки. (Слайд 9). Задание в РТ по окружающему миру на стр. 19 № 1: найди на фотографиях и обозначь желтым цветом лиственные деревья (слайд 10). - Что общего у этих деревьев? Вывод: листья этих деревьев имеют вид пластинок (слайд 11). | Уметь распознавать деревья по их листьям, выделять существенный признак. | Регулятивные УУД: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, фиксировать затруднения. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. Коммуникатив-ные УУД: уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
III этап. Изучение нового материала. 1.Знакомство с хвойными деревьями, понятием «хвоинки». Цель – Познакомить учащихся с хвойными деревьями, научить. различать листовую пластинку и хвою. Динамичес-кая пауза. Цель: снятие утомляемос-ти, напряжения мышц, реализация здоровьесбере-гающих задач урока. 2. Исследова-тельская деятельность. Цель – научиться различать ель и сосну по основным признакам. | Совместно с учителем формулируют тему и учебную задачу урока. Участвуют в практической работе в парах по определению названий хвойных деревьев. Отвечают на вопросы учителя, обосновывают свое мнение. Выполняют практическую работу в РТ: анализируют рисунки и обозначают зеленым цветом хвойные деревья. Выдвигают гипотезы, обосновывают свое мнение. Выдвигают гипотезы, обосновывают свое мнение, находят нужную информацию в толковом словаре. Участвуют в исследователь--ской деятельности, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Выполняют зарядку, снимают утомляемость. Участвуют в исследователь-ской работе, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Выдвигают гипотезы, обосновывают свое мнение. Выполняют практическую работу в РТ на стр. 20. | Организует работу по формулирова-нию темы и учебной задачи урока. Организует исследователь-скую работу в парах по определению названий хвойных деревьев – сосны и ели. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Организует практическую работу в РТ, проверяет результаты. Включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса. Дает точное определение. Включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса. Организует исследователь--скую деятельность учащихся. Учитель организует физкультурную минутку. Организует исследовательскую работу в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса. Организует практическую работу в РТ на стр. 20, проверяет результаты работы. | -Ребята, какой вопрос подготовил сегодня для нас Муравей Вопросик? Работа в парах. На партах у вас остались веточки незнакомых деревьев. С помощью атласа – определителя узнайте их название. (Слайды 12 - 14). Исследовательская работа по атласу – определителю. - Как можно одним словом назвать эти деревья? (Слайд 15 - 16). Вывод: хвойные деревья. Задание в РТ по окружающему миру на стр. 19 № 1: найди на фотографиях и обозначь зеленым цветом хвойные деревья. - Чем хвойные деревья отличаются от лиственных? (Слайд 18). Вывод: у хвойных деревьев вместо листиков иголочки – хвоинки. Проблемный вопрос. - Что такое хвоинки? Вывод: Хвоинки - это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Хвоинки и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. (Слайд 19). Проблемный вопрос. - Хвойные деревья называют «вечнозелеными». Почему? (Слайд 20). Толкование слова «вечный» Работа с толковым словарем. Гипотеза. - Предположим, что у хвойных деревьев хвоинки не меняются, живут столько же, сколько и дерево. (Слайд 21). За ответом отправляемся на прогулку в хвойный лес. (Слайд 22). Рассмотрите фотографии. Что мы видим на ветках и под деревьями? (Слайд 23). - На ветках мы видим желтые хвоинки. (Слайд 24). - Под деревьями мы нашли желтые опавшие хвоинки. (Слайд 25). - Какой вывод мы сделаем? Вывод: Наша гипотеза не подтвердилась. Хвойные деревья меняют свои хвоинки, но не все сразу, а постепенно. (Слайд 26). Вместе по лесу идём Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.) Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.) Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.) К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.) Отдохнуть мы все успели И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.) Работа в группах. Наблюдение 1. Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев. Вывод: Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли. У сосны ветви подняты высоко от земли, они тянутся вверх, к солнцу. (Слайд 27). Проблемный вопрос. - Как вы можете объяснить такое расположение веток на сосне и ели? (Слайд 28). Вывод: Сосны больше других деревьев любят свет. Поэтому ветки и расположены на самой макушке. Сосновые леса более светлые, там много кустарников и трав, грибов и ягод. (Слайд 29). Ель любит тень. Еловые леса темные, густые. В них всегда тихо. Ветры и метели не долетают в глубину леса из-за густой хвои. Поэтому клесты и выводят своих птенцов в январе месяце именно в еловых лесах. (Слайд 30). Задание в РТ по окружающему миру на стр. 20 № 2: Нарисуйте дерево сосны или ели по желанию. (Слайд 31). Наблюдение 2. “Ветки”. Рассмотрите ветки ели и сосны и определите, что у них общего и чем они различаются. Вывод: И на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка. (Слайд 32). Наблюдение 3. “Хвоинки”. Рассмотрите хвоинки деревьев. Сравните их. Вывод: Длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие. (Слайд 33). Задание в РТ по окружающему миру на стр. 20 № 3: дорисуйте веточки сосны и ели. (Слайд 34). Наблюдение 4. “Шишки”. Рассмотрите шишки деревьев. Вывод: Шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы. (Слайд 35). Задание в РТ по окружающему миру на стр. 20 № 1: нарисуйте шишку сосны или ели по желанию. (Слайд 36). | Самостоятельно определять названия хвойных деревьев. Уметь различать хвойные деревья. Сравнивать объекты окружающего мира, выделять существенные признаки. Различать ель и сосну по основным признакам. | Регулятивные УУД: уметь совместно с учителем формировать тему и учебную задачу урока, обосновывать свое мнение Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию в различных источниках. Коммуникатив-ные УУД: доброжелательное сотрудничество в парах, в группах; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Проявлять интерес к объектам окружающего мира. |
IV этап. Закрепление изученного. Цель – уметь описывать ель и сосну по плану. | Работают с информацией, представленной в форме рисунка. Описывают каждое дерево по предложенному плану. | Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания. | Работа по учебнику с 31. Сравнение ели и сосны, описание каждого дерева по предложенному плану. | Уметь описывать ель и сосну по плану. | Регулятивные УУД: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникатив-ные УУД: умение слушать и понимать речь других. | Проявлять интерес к объектам окружающего мира. |