Мотивация к учебной деятельности 5 мин 3. Целеполагание
5 мин
Аналитическая работа с текстом 20 мин | Звучит музыка П.И. Чайковского (тихо) Этими словами мне хочется сегодня начать наш урок, а почему ,я думаю, вы мне сами скажете в конце урока. (На столе лежат овощи и фрукты ,а рядом зеркало) О чем напоминают вам эти предметы? Предположите какова же тема нашего урока? Чтобы нам начать работу над темой сегодняшнего урока, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Расскажите мне о главном герое рассказа Леонида Андреева, охарактеризуйте его. - Сколько лет было Петьке? - То есть, наш герой еще ребенок. Писатель Л. Толстой говорил о детстве: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства». Как вы понимаете эти слова? - детство Петьки похоже на слова, которые вы назвали - Можно ли утверждать, что все события детства главного героя безрадостные и несчастливые? - Таким образом, мы видим, что в рассказе есть часть, где главный герой был счастливым, радостным, беззаботным, а есть часть, где совсем другая сторона детства раскрывается | Ученик читает:
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря. Дети сами делают вывод о том, что мы будем работать над произведением Л.Андреева «Петька на даче.» Определение темы урока совместно с учителем. Дети дают ответ на поставленные вопросы, ориентируясь на материал предшествующего урока Главный герой – мальчик Петька, ученик парикмахера. «Петькой и был самым маленьким из всех служащих в заведении» «Петька спал много, но ему почему-то все хотелось спать». «Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика: "Мальчик, воды", и все худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья». Глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки». Петьке было 10 лет Детство – это мир, мама, радость, счастье, любовь, нежность, добро, солнце. Нет, у Петьки совсем другое детство в рассказе есть часть, где Петька был ребенком по-настоящему | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | Личностные: нравственно-этическое оценивание Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других; выстраивать логичное устное высказывание. |
| Дома вы нарисовали рисунки к произведению. Попробуйте составить картинный план. Опираясь на него. Скажите: на сколько частей можно разделить рассказ? Назовите их Посчитайте, сколько листов по объему занимают они? -Почему вторая часть самая большая? О чем это говорит? - сделав этот вывод, мы подошли к теме урока: «Противопоставление мира города и дачи в рассказе». -Давайте теперь определим, какие же задачи стоят перед нами сегодня на уроке? | Развёрнутые ответы на вопросы учителя Рассказ можно разделить на три части. 1. Петька в городе 2. Поездка на дачу. (Со слов “Много ли, мало ли жил Петька таким образом, он не знал” до слов “На другой день, с семичасовым утренним поездом, Петька уже ехал в Москву”.) 3. После возвращения в город (2,5 – 4 – 1 стр. соответственно). Соотношение частей говорит о важности центрального эпизода. Повествование отчётливо распадается на два мира: жизнь в городской парикмахерской и на даче Мы должны определить, как изображены город и дача в рассказе; определить цель этого сопоставления | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
| регулятивные: коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
4. Практикум. | - Для решения задач нашего урока, мы будем работать в группах. Вы разделены на 4 группы. У каждого есть листок с таблицей для заполнения (приложение 1). Каждая группа должная выполнить определённое задание, распределив между собой обязанности, а потом выступить с результатами своей работы. группа 1: заполнить графу «Жизнь в городе» (описание города, описание, его жителей, описание парикмахерской) группа 2:заполнить графу «Жизнь на даче» (описание природы на даче, жителей дачного поселка) группа 3: определить цвета, которыми описан город, и создать цветовую абстракцию о жизни Петьки в городе и на даче группа 4: определить цвета, которыми описана дача, и создать цветовую абстракцию о жизни Петьки в городе и на даче ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Изобразите мимикой и движениями: Вы в парикмахерской. Вы в поезде. Вы на даче. Продолжаем урок. Распределите слова так, как вы чувствуете. - Ответы учащихся 1 и 2 группы; заполнение таблиц учащимися других групп; вывод. Слово учителя. Л.Андреев был незаурядным художником и мастером цветной фотографии, это сказывается в цветовой палитре: словно чёрно-белая фотография сменилась цветной, появились краски, выходящие за пределы серо-грязной гаммы городского мира. Давай те назовем, какими цветами окрашен мир города и дачи. - Какие цвета преобладают в описании мира города и дачи? (ответы 3.4 гр.) - Давайте посмотрим, как наши художники изобразили только с помощью цвета мир города и дачи - На рисунках мы отчетливо видим, как отличны мир города и дачи. Знаете ли вы, как в литературе называется такой прием противопоставления? Определение термина «контраст» - Как вы думаете, почему так резко противопоставлены город и дача и их цветовая гамма? (внимание ко второй части определения) - кроме этого, прием контраста помогает прояснить тему произведения, помогает понять и почувствовать происходящее, пробудить в нас желание рассуждать, сопереживать. - попробуйте сформулировать тему рассказа | Работа в группах с опорой на домашнее задание заполнение таблицы. Мир города Парикмахерская: пропитанная скучным запахом дешёвых духов парикмахерская, грязная простынка, зеркало с трещиной, запятнанная стена, пёстрая от мушиных следов картина, чёрная копоть над керосиновой лампой; «Мальчик, воды!» Улицы города: Деревья бульвара, серые от пыли, неподвижно млели под горячим, безжалостным солнцем и давали такую же серую, неохлаждающую тень...” Главные события — пьянки и драки. Все грязное, беспорядочное, тревожное. Порыжевшая трава Жители города: Жители квартала грязно и странно одеты, у них равнодушные, злые или распущенные лица. “И только побитая женщина плакала и бессмысленно ругалась; её растрёпанные волосы волочились по песку, а полуобнажённое тело, грязное и жёлтое при дневном свете, цинично и жалко выставлялось наружу”. Петька грязные-прегрязные руки и шея”, сонный, равнодушный, апатичный ко всему Мир дачи Природа: ясное широкое небо, облачка-ангелочки, беленькие и радостные; темно-зеленая равнина; домики, похожие на игрушечные; зеркальная гладь реки; небо смеялось, как мать; светлые веселые полянки, поющие яркими цветами. Жители: веселый, смеются, ходят на танцы в парк, катаются на лодках Мир города и дачи контрастно противоположен друг другу
Ответы детей сопровождаются выборочным чтением)
1колонка -МИР ПАРИКМАХЕРСКОЙ 2колонка- МИР ДАЧИ Примитивный Яркий Однообразный Удивительный Скучный Светлый Холодный Восхитительный Мрачный Равнодушный Живой Счастливый Безрадостный Сияющий Безжалостный Новый Ужасный Интересный Город: серый, коричневый, черный, рыжий Дача: белый, желтый, зеленый, голубой, розовый. Контраст - резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа Прием контраста помогает прояснить тему произведения, помогает понять и почувствовать происходящее, пробудить в нас желание рассуждать, сопереживать. Тема несчастного детства | Мини-исследование в группе. Проблемно-поисковый. Творческая деятельность. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать; коммуникативные: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами, планирование учебного сотрудничества, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения. регулятивные: прогнозирование и получение конкретного результата. |
5. Подведение итогов урока 5 мин | - На какие размышления вывел нас автор? - Какие важные вопросы затрагивает автор в своем произведении? - Почему этот мир так жесток по отношению к детям? - Что помогает им выжить в этом трудном мире? (надежда и вера.) - оставляет ли автор своему герою надежду на хорошую жизнь? - Автор верит, что у ребенка должно быть счастливое детство. Эта надежда делает финал менее мрачным | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. мир жесток по отношению к детям; некоторым из них не на кого и не на что надеяться (у Николки даже матери нет, его некому ни навестить, не забрать на дачу) помогает им выжить в этом мире только надежда и вера. Да. Оставленная удочка, рассказы о даче | | Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы после завершения действия личностные: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация познавательные:умение осуществлять сравнение, понимать проблему произведения коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли; умение представлять результат деятельности группы |
6. Рефлексивно-оценочный этап.
5 мин | Все ли вам удалось сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Что узнали новое для себя? Как вы оцениваете свою работу? Что было непонятным? трудным?(Оценим свою работу с помощью смайликов). Вспомним начало урока. Почему мы начали его такими строками? Обобщение учителем Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. Хотя эти дети жили в ужасных условиях. Одним из таких мальчиков и был Петька, но таких, как он, было очень много. И вы ,живя совершенно в других условиях, не проходите мимо чужой беды. Будьте милосердны .Учитесь сопереживать. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека)
| Метод контроля, познавательно-рефлексивный | Коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли познавательные: смыслообразование (значение обучения) личностные: способность к самооценке
|