СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по произведению Андреева "Петька на даче"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал интересный.На конкурсе" Мой лучший" урок занял 2 место.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по произведению Андреева "Петька на даче"»

Технологическая карта урока


Тема урока: Два мира в рассказе Л.Андреева «Петька на даче» (второй урок по произведению Л. Андреева)

Цели:

На материале авторской литературы и художественной картины обнаружить сложный мир переживаний, увидеть возрождение героя под влиянием новых ярких впечатлений. Учить по поступкам, эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя. Воспитывать в детях чувство сострадания, сопереживания людям, учить находить выход из трудных жизненных ситуаций.

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Форма урока: урок-практикум

Виды деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

Используемые методы, приемы формы: технология развивающего обучения, проблемный метод, проблемно-поисковый

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал (приложение 1), листы для рисования, карандаши.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять тему произведения, иметь представление о роли и значении контраста как литературного приема, читать текст со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.

Личностные: развивать интерес к изучению литературы, способность к самооценке Учить прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в его личных переживаниях, Формировать чувство ответственности человека за себя и близких.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, аргументированно выстраивать речевые высказывания, участвовать в диалоге, понимать и принимать чужую точку зрения, осознавать этапы учебной работы, вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов, строить высказывания с учетом учебной задачи, самостоятельно работать с книгой и выделять необходимую информацию, проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий.


Коммуникативные: выстраивать речевые высказывания, ясно выражать мысли, оценивать речь. Выражать свои чувства в устной речи, строить монологи и участвовать в диалоге, учитывая позицию собеседников, настроение других людей, проявлять эмпатию к герою литературного произведения, принимать участие в работе группы, выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в тексте.

Познавательные: адекватно воспринимать художественный текст, обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на данном текстовом материале, отбирать, систематизировать и фиксировать необходимую информацию, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей.





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

  1. Организация начала урока

3 мин

Проверяет готовность учеников к уроку. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.



Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность


Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

  1. Мотивация к учебной деятельности






5 мин







3. Целеполагание

5 мин









Аналитическая работа с текстом

20 мин


Звучит музыка П.И. Чайковского

(тихо)




Этими словами мне хочется сегодня начать наш урок, а почему ,я думаю, вы мне сами скажете в конце урока.








(На столе лежат овощи и фрукты ,а рядом зеркало) О чем напоминают вам эти предметы?

Предположите какова же тема нашего урока?






Чтобы нам начать работу над темой сегодняшнего урока, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Расскажите мне о главном герое рассказа Леонида Андреева, охарактеризуйте его.











- Сколько лет было Петьке?

- То есть, наш герой еще ребенок. Писатель Л. Толстой говорил о детстве: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства». Как вы понимаете эти слова?

- детство Петьки похоже на слова, которые вы назвали

- Можно ли утверждать, что все события детства главного героя безрадостные и несчастливые?

- Таким образом, мы видим, что в рассказе есть часть, где главный герой был счастливым, радостным, беззаботным, а есть часть, где совсем другая сторона детства раскрывается

Ученик читает:



Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря.


Дети сами делают вывод о том, что мы будем работать над произведением Л.Андреева «Петька на даче.»

Определение темы урока совместно с учителем.





Дети дают ответ на поставленные вопросы, ориентируясь на материал предшествующего урока


Главный герой – мальчик Петька, ученик парикмахера. «Петькой и был самым маленьким из всех служащих в заведении»  «Петька спал много, но ему почему-то все хотелось спать». «Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика: "Мальчик, воды", и все худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья». Глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки».

  Петьке было 10 лет

Детство – это мир, мама, радость, счастье, любовь, нежность, добро, солнце.



Нет, у Петьки совсем другое детство


в рассказе есть часть, где Петька был ребенком по-настоящему















Проблемный, метод фронтальной организации учащихся















Личностные: нравственно-этическое оценивание


Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.









Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других; выстраивать логичное устное высказывание.





Дома вы нарисовали рисунки к произведению. Попробуйте составить картинный план. Опираясь на него. Скажите: на сколько частей можно разделить рассказ? Назовите их









Посчитайте, сколько листов по объему занимают они?


-Почему вторая часть самая большая? О чем это говорит?






- сделав этот вывод, мы подошли к теме урока: «Противопоставление мира города и дачи в рассказе».

-Давайте теперь определим, какие же задачи стоят перед нами сегодня на уроке?




Развёрнутые ответы на вопросы учителя

Рассказ можно разделить на три части.

1. Петька в городе

2. Поездка на дачу. (Со слов “Много ли, мало ли жил Петька таким образом, он не знал” до слов “На другой день, с семичасовым утренним поездом, Петька уже ехал в Москву”.)

3. После возвращения в город




(2,5 – 4 – 1 стр. соответственно).


Соотношение частей говорит о важности центрального эпизода. Повествование отчётливо распадается на два мира: жизнь в городской парикмахерской и на даче




Мы должны определить, как изображены город и дача в рассказе; определить цель этого сопоставления




Проблемный, метод фронтальной организации учащихся





регулятивные: коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


4. Практикум.


- Для решения задач нашего урока, мы будем работать в группах. Вы разделены на 4 группы. У каждого есть листок с таблицей для заполнения (приложение 1). Каждая группа должная выполнить определённое задание,

распределив между собой обязанности, а потом выступить с результатами своей работы.



группа 1: заполнить графу «Жизнь в городе» (описание города, описание, его жителей, описание парикмахерской)







группа 2:заполнить графу «Жизнь на даче» (описание природы на даче, жителей дачного поселка)

группа 3: определить цвета, которыми описан город, и создать цветовую абстракцию о жизни Петьки в городе и на даче









группа 4: определить цвета, которыми описана дача, и создать цветовую абстракцию о жизни Петьки в городе и на даче












ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Изобразите мимикой и движениями:

Вы в парикмахерской.

Вы в поезде.

Вы на даче. Продолжаем урок.



Распределите слова так, как вы чувствуете.











- Ответы учащихся 1 и 2 группы; заполнение таблиц учащимися других групп; вывод.





Слово учителя.

Л.Андреев был незаурядным художником и мастером цветной фотографии, это сказывается в цветовой палитре: словно чёрно-белая фотография сменилась цветной, появились краски, выходящие за пределы серо-грязной гаммы городского мира. Давай те назовем, какими цветами окрашен мир города и дачи.

- Какие цвета преобладают в описании мира города и дачи? (ответы 3.4 гр.)




- Давайте посмотрим, как наши художники изобразили только с помощью цвета мир города и дачи

- На рисунках мы отчетливо видим, как отличны мир города и дачи. Знаете ли вы, как в литературе называется такой прием противопоставления?

Определение термина «контраст»







- Как вы думаете, почему так резко противопоставлены город и дача и их цветовая гамма? (внимание ко второй части определения)

- кроме этого, прием контраста помогает прояснить тему произведения, помогает понять  и почувствовать происходящее, пробудить  в нас желание рассуждать, сопереживать.


- попробуйте сформулировать тему рассказа

Работа в группах с опорой на домашнее задание заполнение таблицы.

  1. Мир города

Парикмахерская: пропитанная скучным запахом дешёвых духов парикмахерская, грязная простынка, зеркало с трещиной, запятнанная стена, пёстрая от мушиных следов картина, чёрная копоть над керосиновой лампой; «Мальчик, воды!»

Улицы города: Деревья бульвара, серые от пыли, неподвижно млели под горячим, безжалостным солнцем и давали такую же серую, неохлаждающую тень...” Главные события — пьянки и драки. Все грязное, беспорядочное, тревожное. Порыжевшая трава

Жители города: Жители квартала грязно и странно одеты, у них равнодушные, злые или распущенные лица. “И только побитая женщина плакала и бессмысленно ругалась; её растрёпанные волосы волочились по песку, а полуобнажённое тело, грязное и жёлтое при дневном свете, цинично и жалко выставлялось наружу”.

Петька грязные-прегрязные руки и шея”, сонный, равнодушный, апатичный ко всему



  1. Мир дачи

Природа: ясное широкое небо, облачка-ангелочки, беленькие и радостные; темно-зеленая равнина; домики, похожие на игрушечные; зеркальная гладь реки; небо смеялось, как мать; светлые веселые полянки, поющие яркими цветами.

Жители: веселый, смеются, ходят на танцы в парк, катаются на лодках

Мир города и дачи контрастно противоположен друг другу





Ответы детей сопровождаются выборочным чтением)









1колонка -МИР ПАРИКМАХЕРСКОЙ

2колонка- МИР ДАЧИ

Примитивный Яркий Однообразный Удивительный Скучный Светлый Холодный Восхитительный Мрачный Равнодушный Живой Счастливый Безрадостный Сияющий Безжалостный Новый Ужасный Интересный











Город: серый, коричневый, черный, рыжий

Дача: белый, желтый, зеленый, голубой, розовый.





















Контраст - резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Использование контраста даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа



Прием контраста помогает прояснить тему произведения, помогает понять  и почувствовать происходящее, пробудить  в нас желание рассуждать, сопереживать.




Тема несчастного детства

Мини-исследование в группе. Проблемно-поисковый. Творческая деятельность.


познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами, планирование учебного сотрудничества, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.

регулятивные: прогнозирование и получение конкретного результата.



5. Подведение итогов урока

5 мин

- На какие размышления вывел нас автор?

- Какие важные вопросы затрагивает автор в своем произведении?

- Почему этот мир так жесток по отношению к детям?

- Что помогает им выжить в этом трудном мире? (надежда и вера.)




- оставляет ли автор своему герою надежду на хорошую жизнь? 

- Автор верит, что у ребенка должно быть счастливое детство. Эта надежда делает финал менее мрачным

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.


мир жесток по отношению к детям; некоторым из них не на кого и не на что надеяться (у Николки даже матери нет, его некому ни навестить, не забрать на дачу)

помогает им выжить в этом мире только надежда и вера.

Да. Оставленная удочка, рассказы о даче


Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы после завершения действия

личностные: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация

познавательные:умение осуществлять сравнение, понимать проблему произведения

коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли; умение представлять результат деятельности группы


6. Рефлексивно-оценочный этап.

5 мин

Все ли вам удалось сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Что узнали новое для себя? Как вы оцениваете свою работу? Что было непонятным? трудным?(Оценим свою работу с помощью смайликов).

Вспомним начало урока. Почему мы начали его такими строками?

Обобщение учителем

Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. Хотя эти дети жили в ужасных условиях. Одним из таких мальчиков и был Петька, но таких, как он, было очень много. И вы ,живя совершенно в других условиях, не проходите мимо чужой беды. Будьте милосердны .Учитесь сопереживать.


Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека)






Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

Коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли

познавательные: смыслообразование (значение обучения)

личностные: способность к самооценке

7. Домашнее задание.

2 мин

Домашнее задание дети выбирают сами 1)Составить устный рассказ о жизни детей в наше время .Сопоставьте свой ответ с тем ,что мы сегодня узнали. 2)Викторина.

Запись задания в дневники.

Словесный, наглядный









Приложение 1


Таблица для групп 1,2

Жизнь в городе

Жизнь на даче

  1. Парикмахерская





  1. Бульвар города





  1. Жители города






  1. Природа в дачном поселке








  1. Жители дачного поселка


Таблица для групп 3,4

Жизнь в городе

цвет

Жизнь на даче

цвет

Парикмахерская







Бульвар города





Жители города



пропитанная скучным запахом дешёвых духов парикмахерская, грязная простынка, зеркало с трещиной, запятнанная стена, пёстрая от мушиных следов картина, чёрная копоть над керосиновой лампой;

Деревья бульвара, серые от пыли, млели под горячим, безжалостным солнцем и давали такую же серую, неохлаждающую тень...” Все грязное, беспорядочное. Порыжевшая трава

Жители грязно и странно одеты, у них равнодушные, злые или распущенные лица.


Природа в дачном поселке





Жители дачного поселка

ясное широкое небо, облачка-ангелочки, беленькие и радостные; темно-зеленая равнина; домики, похожие на игрушечные; зеркальная гладь реки; небо смеялось, как мать; светлые веселые полянки, поющие яркими цветами


веселый, смеются, ходят на танцы в парк, катаются на лодках

,


Викторина


Вопросы

Ответы

1.Как звал Петьку парикмахер Осип Абрамович?

Мальчик.

2.Как звали друга Петьки в парикмахерской?

Николка.

3.Какие три вредные привычки были у Петькиного друга?

Курил папиросы, ругался скверными словами, пил водку.

4.Сколько лет было Петьке?

10 лет.

5.Что такое полька, бобрик и подбор в рассказе?

Виды стрижек.

6.О чём просил Петька каждый раз, когда к нему приходила мать?

Взять его из парикмахерской.

7.Что делал Петька всю дорогу, когда ехал на дачу на поезде?

Смотрел  в окно.

8.Сколько лет уже Петька работал в парикмахерской?

3 года.

9.На кого был похож Петька, впервые оказавшийся в воде во время и купания?

На щенка.

10.Какие три дела были ежедневно у Петьки на даче?

Выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей.

11.Какое печальное известие содержалось в письме, адресованном кухарке Надежде?

Петьке надо возвращаться в город.

12.О чём просил Петька свою мать после приезда в город?

Спрятать удочку.

13.Кому рассказывал Петька о своей поездке на дачу каждый вечер?

Николке.

14.В каком городе жил Петька?

Москва.

15.Что должен был приносить Петька парикмахеру по его требованию?

Воду.

16.Что было самым грязным-прегрязным во внешнем облике Петьки?

Руки и шея.

17.Из кого состояла семья Петьки?

Из матери и сына.

18.Что такое чугунка в рассказе?

Железная дорога.

19.Что было самым привлекательным на лице Петьки?

Веснушки.

20.Что больше всего радовало мать Петьки, когда она смотрела на сына?

Он растолстел.

21.В какой обуви ходил Петька на даче?

Босиком.

22.Что делал Петька, когда прыгал, играя сам с собою в «классики»?

Надувал щёки.

23.Как звали Петькиного друга на даче?

Гимназист Митя.

24.Где находилась дача, куда уехал Петька?

Царицыно.

25.Кем работала Надежда, мать Петьки?

Кухаркой.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!