СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Газообмен в организме человека".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Газообмен в организме человека". Урок открытия нового знания.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Газообмен в организме человека".»



Технологическая карта урока

Предмет: биология.

Уровень: общеобразовательный.

Тема урока: «Газообмен в организме человека».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма проведения урока: проблемно - поисковый.

Время проведения урока: вторая учебная четверть.

Участники: учащиеся 8 класса.

Цели:

  1. Развивающая: развить умение формулирования проблемы, самостоятельного создания способов решения проблем.

  2. Воспитательная: воспитать чувство бережного отношения к своему организму, совершенствование навыка совместной работы в группе.

  3. Содержательная: дать понятие об особенностях газообмена в организме человека.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • постановка и формулирование проблем, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

  • подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; доказательство.





Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

  • выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению.

Личностные УУД:

  • личностное, профессиональное, жизненное определение;

  • установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельностью, ради чего она осуществляется.

Основные понятия: газообмен, дыхание, диафрагма, межреберные мышцы, гемоглобин, оксигемоглобин, диффузия, расщепление.



Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Этап мотивации к учебной деятельности

Организационный момент начала урока.

Вопрос для учащихся:

Слайд 2.

Из каких органов образована дыхательная система человека?

Слайд 3.

Расположите органы дыхания последовательно.

Слайд 4.

Задание на экране для групп: выберите признаки характерные для носовой полости, гортани, трахеи и бронхов, легких (обсуждение в группах 2 мин.).

Слайд 5.

Какую основную функцию выполняет дыхательная система?

В чем сущность газообмена?

Сравните состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (данные на экране).



Учащиеся формулируют ответ на вопрос учителя.

Представитель от каждой группы записывает на интерактивной доске номера выбранных признаков. Проверка задания выполняется учениками других групп.





Учащиеся формулируют ответ на вопрос учителя.


Учащиеся высказывают свое мнение.

Формирование коммуникативных УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения

Какое возникает противоречие?



В выдыхаемом воздухе остается достаточное количество кислорода.

Формирование познавательных УУД: установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование.

3.Этап выявления места и причины затруднения

Учитель предлагает учащимся сформулировать гипотезу урока.

Слайд 6.





Сформулируйте тему урока, учитывая проблему урока.

Слайд 6.


Вариант гипотезы:

Человеку необходимо часто вдыхать «свежий» воздух, так как только при более высоком содержании кислорода в воздухе в организме происходит эффективный газообмен.

Тема урока:

Газообмен в организме человека (записать в тетради).

Формирование познавательных УУД: формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделение в задаче известных и новых компонентов; формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремление открыть знания, приобрести умения.

4.Этап построения проекта

Какие знания нам понадобятся, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу?

Слайд 7.






Слайд 8.

Оформить таблицу «Процесс дыхания в организме человека»:

1 колонка – этапы дыхания

2 колонка – структуры, обеспечивающие дыхание

3 колонка – механизм дыхания

Необходимо выяснить:

1.Механизм вдоха и выдоха.

2.Газообмен в легких.

3.Транспорт газов по организму.

4.Обмен газов в тканях.

5.Процесс дыхания в клетках.

Оформление таблицы в тетради.

Формирование познавательных УУД: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

5.Этап реализации построенного проекта

Задание для работы в группах: Работа в группах (4 мин.):

Слайд 9.

1 группа - механизм вдоха и выдоха (стр.106). Слайд 10.

2 группа – газообмен в легких (стр.104). Слайд 11.

3 группа - транспорт газов по организму (стр.104, последний абзац). Слайд 12.

4 группа - обмен газов в тканях (стр.104). Слайд 13.

5 группа - процесс дыхания в клетках (дополнит. информация). Слайд 14.




Каждая группа выполняет задание, используя учебник и дополнительную информацию.

Результаты выполненной работы предоставляет каждая группа.

Основные этапы газообмена записываются в тетради в таблице:

1 колонка – этапы газообмена;

2 колонка – органы дыхания;

3 колонка – описание процесса.

Формирование познавательных УУД: определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить закономерности, развитие способностей к обобщению. Формирование коммуникативных УУД: формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умение оказывать и принимать помощь.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Физкульт – минутка

Слайд 15.

Человеку необходимо часто вдыхать «свежий» воздух, так как только при более высоком содержании кислорода в воздухе в организме происходит эффективный газообмен.

Сформулируйте ответ с объяснением.




Гипотеза подтвердилась.

Человеку необходимо часто вдыхать «свежий» воздух, так как только при более высоком содержании кислорода в воздухе в организме происходит эффективный газообмен.




Формирование коммуникативных УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формирование познавательных УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Слайд 16.

Задание: вставьте в текст пропущенные слова (задание на карточке).

Выполнение заданий представителями каждой группы.

Формирование регулятивных УУД: овладение умениями осуществлять самоконтроль.

8.Этап включения в систему знаний и повторения

Вопрос: где и когда вам понадобятся знания о процессе газообмена? Ответ поясните.

Ответы учащихся.

Формирование личностных УУД: установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Учитель просит озвучить еще раз тему урока, отметить наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, отметить наиболее успешные ответы одноклассников.

Проговаривание домашнего задания и оценивание учащихся. Слайд 17.

Параграф № 24-25 вопр.2 письменно с объяснением, вопрос 3 (творческое задание).

Ответы учащихся.

Учащиеся объясняют, какими новыми навыками они овладели на уроке (или какие навыки развили).



Формирование личностных УУД: самооценка на основе критерия успешности;

адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!