Тип занятия Комбинированный, практико-ориентированный.
Учащиеся имеют представление о лишайниках, как особой группой симбиотических организмов, особенностях их строения, питания и размножения.
Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение работать с компьютером, находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.
Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Приветствие. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в этот чудесный весенний день, и, думаю, что мы с вами хорошо поработаем! Для этого нам нужно будет разделиться на группы (раздает фото растений, грибов, разрезанные на части) | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Формируют группы. | Коммуникативные УУД. Формирование умения взаимодействовать со сверстниками |
2. Актуализация знаний. | На прошлых уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? Что такое симбиоз? Вы помните, что грибы вступают в симбиотические отношения с корнями деревьев. Как называется симбиоз гриба и корней деревьев? Такой симбиоз называется микориза. | Грибы - гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не могут их синтезировать самостоятельно. грибов? Симбиоз — это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам, или одному из них и не наносит ощутимого вреда другому из них. Такой симбиоз называется микориза. | Познавательные УУД Формирование умения применять полученные знания. |
3. Постановка проблемы. Составление плана решения проблемы. | Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Как будет называться такой симбиоз? (ответы-предположения учеников). Такой симбиоз называется лишайником. С ними мы сегодня и познакомимся на уроке. Формулирование темы и целей урока. Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Почему лишайники сравнивают со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня на уроке. | -(ответы-предположения учеников). Такой симбиоз называется лишайником. Лишайники похожи на растения, но не растения. - Могут жить на камнях и скалах, зданиях, заборах. Чем лишайники отличаются от растений? - Каково строение лишайников? Как они питаются, размножаются? (1группа) - Какие группы и формы лишайников бывают? (2 группа) - Какую роль играют в природе и жизни человека? (3 группа) | Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. |
4. Поиск решения проблемы. Работа в малых группах. | Учитель поясняет задачу каждой группе Первая группа будет исследовать строение, питание лишайников. Вторая группа выяснит, как размножаются лишайники, какие формы лишайников существуют. Третья группа будет искать информацию о значении лишайников в природе и применении человеком. (Работа с компьютером) Если задания понятны, можно приступать к работе. | Группы по 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы. Получают рабочие листы и начинают работать. (Тексты см. в приложении) | Познавательные УУД Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации. Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений. Коммуникативные УУД. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли). Регулятивные УУД Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять ( в группе) план решения проблемы. |
5. Обсуждение результатов экспериментов. | Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы) Давайте обобщим все сказанное и представим информацию в виде схемы, опорного конспекта. - Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была тема? | Отчет 1, 2 и 3 групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки (фото), делают сообщения. Зачитывают выводы Повторяют вопрос и отвечают на него. - Лишайники – особая группа симбиотических организмов. В составе лишайников грибы и водоросли (или цианобактерии). | Коммуникативные УУД. Составлять тезисы выступления. Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения. Познавательные УУД Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему). Регулятивные УУД Умение слушать учителя и одноклассни-ков, задавать и отвечать на вопросы. |
Домашнее задание | § № Найти в природе лишайники, сфотографировать и определить их формы. | Записывают задание в тетрадь. | |
Рефексия | Ребята, что нового вы узнали на занятии? Довольны ли вы своей работой? Что для вас было самым сложным? интересным? Ребята, наше занятие подходит к концу, я благодарю вас за работу. Оцените свою работу и работу товарищей на занятии. Спасибо за внимание! | Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли. | Регулятивные УУД В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
Гриб и водоросль дружно жили.
Вместе ели, вместе пили.
Ест меня олень рогатый. .(Лишайник)
1. Я в еловом лесу,
Бородой своей трясу. (Лишайник бородач)
2. Не цветет, а растение,
Капуста, но не растет в огороде.
Вырастает борода.
4.
Золотые пенки.