№ | Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД |
1. | Организационный момент | Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности. | Приветствуют учителя, настраиваются. | | |
2. | Актуализация опорных знаний и их коррекция. | А как вы думаете, относятся ли лёгкие к кровеносной системе? А к какой системе органов относятся лёгкие? Органы какой системы мы будем изучать? Ребята, какие ассоциации у вас возникают , когда произносят слово лёгкие? А в какой части тела находятся лёгкие? А что из себя представляет грудная клетка? А как вы думаете, почему она называется клеткой? Чем она служит для лёгких? А почему их нужно защищать? Из чего состоит грудная клетка? Модуль 1: информационный. Проблемный вопрос урока: Как воздух попадает в легкие? | (воздух, дыхание, вдох, выдох…). (в грудной клетке ). ( она служит защитой для лёгких и сердца) (потому что сердце и лёгкие мягкие органы)(Грудная клетка состоит из 12 пар рёбер и грудины. Гибкость крепления рёбер позволяет глубоко дышать). Выполняют интерактивное задание с использованием компьютера: значение дыхания /анимация. Интерактив «Дыхательная система» /сборка модели | Задает вопросы – Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию? На все эти и многие другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке | Регулятивные: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; |
3. | Целеполагание, мотивация. | Построение проекта выхода из затруднения. 1. Попробуем проследить движение воздуха по нашему организму, прочувствовать работу лёгких. Положите руки себе на грудь и глубоко вдохните. Что вы заметили? ( грудная клетка расширилась) . Теперь выдохни. Что вы почувствовали? (грудная клетка возвращается к своему обычному размеру ). А знаете ли вы, что работе лёгких нам помогает дыхательная мышца, которая называется диафрагма. Она имеет форму купола-парашюта и помогает грудной клетке делать вдох и выдох. 2. Несколько раз в день вы испытываете чувство голода и жажды. А когда-нибудь приходилось ли вам почувствовать желание подышать? Наверняка, никогда. И это вполне естественно: если мы перестанем дышать хоть на несколько минут, мы умрём. А это значит дыхательный аппарат, благодаря которому, мы дышим, работает независимо от нашего желания . И всё-таки попробуем разобраться, как же воздух попадает в наш организм? Модуль 1: информационный. Строение дыхательной системы человека | . Записывают тему урока в тетрадь. Анализируют и отвечают на вопросы учителя. Изучают теоретический материал, Выступают перед классом | Сообщает тему урока. Введение в тему урока: - особенности строения органов дыхания в связи с их функциями; Формулирует вопросы и задания. | Регулятивные: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Личностные УУД : смыслообразование |
4. | Изучение нового материала. | Класс разбивается на 5 групп, каждая самостоятельно изучает особенности и функции одного из органов воздухоносных путей, затем готовит небольшое сообщение и выступает перед классом. | Изучают теоретический материал. ( Носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие).Выступают перед классом. | Комментирует задание. | Познавательные УУД (общеучебные): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Логические : анализ; синтез; Коммуникативные УУД: социальная компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению и деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
5. 6. 7. | Воспроизведение изученного материала и его применение в стандартных ситуациях. Закрепление знаний. Подведение итогов урока | Модуль 2: практический. Практическая работа «Определение частоты дыхания» Модуль 3: контрольный. Закрепление знаний. | Выполняют практическую работу по карточкам, определяет возможные особенности каждого типа дыхания, делают выводы о правильном дыхании Выполняют контрольное задание с использованием компьютера и ЭОР Фиксируют выводы | Формулирует и комментирует задание. Предлагает рассмотреть и обсудить различные типы дыхания . Формулирует и комментирует задание. Формулирует выводы по теме урока. | Регулятивные УУД: планирование - определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий; Познавательные УУД: анализ; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; |
8 | Рефлексия | Работа по карточкам | Высказывают свое мнение, что понравилось на уроке | Анализирует | Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; |
9. | Домашнее задание | Варианты заданий: 1. – Прочитать § учебника, знать строение и выполняемые функции органов дыхания (таблица) 2. - В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания. 2. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания. | Записывают домашнее задание. | Формулирует домашнее задание. Предлагает различные вариантывыполнения. | Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; |
Затем выполни 20 приседаний и сразу же, сев на место, вновь подсчитай частоту дыхания.
Таблица 5. Частота дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки
1. Сравни свой результат по частоте дыхания с возрастной нормой.
2. Оцени реакцию дыхательной системы на физическую нагрузку:
Существует еще один несложный метод оценки состояния дыхательной системы – проба Штанге. Проверим возможности твоего дыхания этим методом.
Проба Штанге: сделай обычный вдох, задержи дыхание, зажав нос пальцами. По секундомеру или часам с секундной стрелкой фиксируй время задержки дыхания. Время задержки дыхания зависит от возраста. В 9 лет норма составляет 34 секунды; в 10 лет – 37 секунд; в 11–13 лет – 39 секунд; в 14 лет – 40 секунд. Если постепенно в течение учебного года это время будет увеличиваться – значит, резервы твоей дыхательной системы растут.