СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме «Органы дыхания. Воздухоносные пути»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Образовательные: изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; выяснить механизмы голосообразования; Развивающие: продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания); Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих; провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир). Тип урока: урок изучения новых знаний. Формы работы: фронтальная, групповая Оборудование: компьютер, проектор, набор ЭОР и ЦОР по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «Органы дыхания. Воздухоносные пути»»

Технологическая карта урока по теме «Органы дыхания. Воздухоносные пути»

Учитель: Двойникова
Класс - 8
Учебник - «Биология. Человек», 8 класс, Сонин Н.И., Сапин М.Р.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 287 с.
Цели урока:
Образовательные: изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; выяснить механизмы голосообразования;
Развивающие: продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих; провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Формы работы: фронтальная, групповая
Оборудование: компьютер, проектор, набор ЭОР и ЦОР по биологии.

Технологическая карта урока биологии




Этап урока


Содержание


Деятельность учащихся


Деятельность учителя

УУД


1.


Организационный момент


Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности.


Приветствуют учителя, настраиваются.



2.

Актуализация опорных знаний и их коррекция.

А как вы думаете, относятся ли лёгкие к кровеносной системе? А к какой системе органов относятся лёгкие? Органы какой системы мы будем изучать?

Ребята, какие ассоциации у вас возникают , когда произносят слово лёгкие?

А в какой части тела находятся лёгкие?

А что из себя представляет грудная клетка? А как вы думаете, почему она называется клеткой? Чем она служит для лёгких? А почему их нужно защищать? Из чего состоит грудная клетка?
Модуль 1: информационный.
Проблемный вопрос урока: Как воздух попадает в легкие?

(воздух, дыхание, вдох, выдох…).

(в грудной клетке ).

( она служит защитой для лёгких и сердца)

(потому что сердце и лёгкие мягкие органы)(Грудная клетка состоит из 12 пар рёбер и грудины. Гибкость крепления рёбер позволяет глубоко дышать).

Выполняют интерактивное задание с использованием компьютера: значение дыхания /анимация. Интерактив «Дыхательная система» /сборка модели

Задает вопросы












– Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию?
На все эти и многие другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке

Регулятивные: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

3.

Целеполагание, мотивация.

Построение проекта выхода из затруднения.

1. Попробуем проследить движение воздуха по нашему организму, прочувствовать работу лёгких.

Положите руки себе на грудь и глубоко вдохните.

Что вы заметили? ( грудная клетка расширилась) .

Теперь выдохни. Что вы почувствовали? (грудная клетка возвращается к своему обычному размеру ).

А знаете ли вы, что работе лёгких нам помогает дыхательная мышца, которая называется диафрагма. Она имеет форму купола-парашюта и помогает грудной клетке делать вдох и выдох.

2. Несколько раз в день вы испытываете чувство голода и жажды. А когда-нибудь приходилось ли вам почувствовать желание подышать? Наверняка, никогда. И это вполне естественно: если мы перестанем дышать хоть на несколько минут, мы умрём. А это значит дыхательный аппарат, благодаря которому, мы дышим, работает независимо от нашего желания .

И всё-таки попробуем разобраться, как же воздух попадает в наш организм?
Модуль 1: информационный.

Строение дыхательной системы человека


. Записывают тему урока в тетрадь.

Анализируют и отвечают на вопросы учителя. Изучают теоретический материал, Выступают перед классом


Сообщает тему урока.

Введение в тему урока: - особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

Формулирует вопросы и задания.


Регулятивные: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Личностные УУД : смыслообразование






4.

Изучение нового материала.

Класс разбивается на 5 групп, каждая самостоятельно изучает особенности и функции одного из органов воздухоносных путей, затем готовит небольшое сообщение и выступает перед классом.




Изучают теоретический материал. ( Носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие).Выступают перед классом.










Комментирует задание.


Познавательные УУД (общеучебные): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Логические : анализ; синтез; Коммуникативные УУД: социальная компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению и деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

5.











6.







7.

Воспроизведение изученного материала и его применение в стандартных ситуациях.















Закрепление знаний.











Подведение итогов урока

Модуль 2: практический. Практическая работа «Определение частоты дыхания»


















Модуль 3: контрольный.

Закрепление знаний.


Выполняют практическую работу по карточкам, определяет возможные особенности каждого типа дыхания, делают выводы о правильном дыхании







Выполняют контрольное задание с использованием компьютера и ЭОР






Фиксируют выводы


Формулирует и комментирует задание.

Предлагает рассмотреть и обсудить различные типы дыхания









.







Формулирует и комментирует задание.













Формулирует выводы по теме урока.

Регулятивные УУД: планирование - определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий; Познавательные УУД: анализ; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;









Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

8

Рефлексия

Работа по карточкам

Высказывают свое мнение, что понравилось на уроке

Анализирует

Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

9.

Домашнее задание

Варианты заданий:

1. – Прочитать § учебника, знать строение и выполняемые функции органов дыхания (таблица)

2. - В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания.
2. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.

Записывают домашнее задание.

Формулирует домашнее задание. Предлагает различные вариантывыполнения.

Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;


















Тема урока «Органы дыхания. Воздухоносные пути».


Используемые ЭОР и ЦОР:

http://www.fcior.edu.ru/ 

http://www.fcior.edu.ru/catalog/meta/4/p/page.html 

http://www.fcior.edu.ru/catalog/meta/4//hps/10/hp/1/p/page.html?fc-discipline OO=4.19 – http://www.fcior

.edu.ru/search.page?phrase=дыхательная система

1.Модуль информационный - Теоретический материал по теме «Дыхательная система»

2. Модуль практический - Путь поступления в легкие при правильном дыхании. Практический

3. Модуль контрольный - Отделы воздухоносных путей и вспомогательные образования. Контрольный

http://www.fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%
BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8&complete=on

ЦОР: 

http://www.school-collection.edu.ru

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/rubr/70195356-7ca4-4b47-a93d-71fc60f5b86e/?interface=teacher&class[]=50&subject[]=29 - 

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/rubr/70195356-7ca4-4b47-a93d-71fc60f5b86e/85092/?interface=teacher&class=50&subject=29

Значение дыхания/анимация. Интерактивное задание «Дыхательная система» /сборка модели, «Образование голоса», «Работа голосовых связок», тест.

Практическая работа определение частоты дыхания

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход выполнения: сидя за столом или партой положи ладонь одной руки на грудную клетку – ты ощутишь подъем и опускание грудной клетки. Вдох и выдох – это один дыхательный цикл. Для определения частоты дыхания достаточно учитывать либо только подъемы (вдохи), либо только опускания (выдохи) грудной клетки. Время подсчета 1 минута. Потренируйся – запиши результаты 3 повторных измерений. Определи их среднее значение. Средняя частота дыхания для мальчиков и девочек равна 20.

Затем выполни 20 приседаний и сразу же, сев на место, вновь подсчитай частоту дыхания.

Наблюдения: полученные результаты внеси в таблицу 5.

Таблица 5. Частота дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки

Частота дыхания в покое (1-й, 2-й, 3-й замеры)

Частота дыхания после физической нагрузки

21, 19, 20 (среднее значение – 20)

23

Выводы:

1. Сравни свой результат по частоте дыхания с возрастной нормой.

2. Оцени реакцию дыхательной системы на физическую нагрузку:

Хорошая реакция: если дыхание практически не изменяется или учащается на одно-два дыхания в минуту.

Удовлетворительная реакция: если учащение на 4–5 дыханий в минуту.

Неудовлетворительная реакция: если учащение равно 6 и более дыханиям в минуту, появляется одышка, побледнение.

Существует еще один несложный метод оценки состояния дыхательной системы – проба Штанге. Проверим возможности твоего дыхания этим методом.

Проба Штанге: сделай обычный вдох, задержи дыхание, зажав нос пальцами. По секундомеру или часам с секундной стрелкой фиксируй время задержки дыхания. Время задержки дыхания зависит от возраста. В 9 лет норма составляет 34 секунды; в 10 лет – 37 секунд; в 11–13 лет – 39 секунд; в 14 лет – 40 секунд. Если постепенно в течение учебного года это время будет увеличиваться – значит, резервы твоей дыхательной системы растут.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!