СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по учебному модулю "Основы православной культуры" на тему "Заповеди"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный материал урока способствует формированию представления о нравственных критериях, заключенных в десяти заповедях Синайского законодательства.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по учебному модулю "Основы православной культуры" на тему "Заповеди"»

Федотовская Н.Н.,

учитель начальных классов МОУ «СОШ №6»

г. Коряжма

Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе на тему «Заповеди»

Тип урока:

Открытие нового знания

Авторы УМК:

А.В.Кураев

Цель урока:

Создание условий для формирования представления о нравственных критериях, заключенных в десяти заповедях Синайского законодательства.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей, самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате обсуждения, наблюдения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение ориентироваться в учебнике, работать по плану, делать выводы.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, умение работать в паре, договариваться, общаться.

Познавательные УУД: умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы.

Предметные: знать этические и нравственные нормы и традиции православия, их значение в жизни людей.

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа, раздаточный материал

Образовательные ресурсы:

УчебникА.В.Кураева «Основы православной культуры»


Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Психологический настрой к учебной деятельности.

 

 Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация


- Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку послушали вы,

Пусть подкрадется к самому сердцу,

И зародится в нем зерно

доброты.


 

Личностные УДД

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Регулятивные УУД

Учащиеся оценивают свою готовность к уроку: желание и возможность для активной познавательной работы

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Принятие проблемной ситуации

Учащиеся отвечают на вопросы.






















Формулируют правила.




Подбирают нужное слово

Создание проблемной ситуации с помощью вопроса.






















Фиксирует на доске.





Запись слов на доске.

- Как понимаете эти строки?

- Что помогает нам определить, какой поступок мы совершили: хороший или плохой?

- Верно, совесть. И если мы совершили недобрый поступок, обидели кого-то, что же нам говорит наша совесть?

- Если мы поняли, что поступили плохо, нечестно, поняли, что виноваты и пытаемся исправить свою ошибку, как это называется?

- Что значат для православных христиан покаянные молитвы?

- Люди в обществе с давних времён живут по определённым правилам, чтобы во всём был порядок. Попытайтесь сформулировать эти правила.

- Все перечисленные вами правила жизни можно объединить каким-то одним словом?

- Давайте посмотрим, какое слово для названия всех правил нам даёт учебник? (с.58)

- Итак, тема урока?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

 

Регулятивные УУД

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.


Познавательные УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.


Коммуникативные УУД

Высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Высказывают своё мнение.








































Читают статью в учебнике.



 Организует обсуждение.














- Как вы понимаете значение слова «заповедь»?

- Подберите родственные слова к слову «заповедь».

- Заповедь - религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества.

- Выделите главные слова в этом определении.

- Что значит «религиозное предписание»?

- Религиозное предписание - соблюдение человеком социальных норм, которыепредписаны верой, церковью.

- Что такое «моральные нормы»?

- Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.

- Таким образом, заповеди – это правила, по которым человек живёт в обществе, строит свои взаимоотношения с людьми, предъявляет определённые требования к себе самому.

- Прочитайте текст учебника. По ходу чтения отмечайте всё новое, что вы узнаете из статьи.

 


Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации.причинно-следственных связей, умение сравнивать.


Коммуникативные УУД

Высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи.


Регулятивные УУД

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что вызывает затруднение.

4. Построение проекта выхода из затруднения(«открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Ответы на вопросы.









Работа в парах

Используя свои знания, учебный материал, учащиеся выполняют задание в тетради.

Вопросы по содержанию текста


- Для чего существуют заповеди?

- Где они записаны?

- Кем даны заповеди?

- А кто принёс людям заповеди?

- Вставьте пропущенные слова в историю о том, как это произошло.

Задание в тетради

Три с лишним тысячи лет назад пророк __________ и его люди видели, как задымилась и затряслась гора ______. __________ поднялся на дымящийся ________, чтобы там встретить ______ и получить от Него ______. Бог Сам начертал эти ________ на каменных плитах _____________.


Регулятивные УУД

Самоконтроль.


Познавательные УУД

Проявляют умение ориентироваться в тексте учебника, выделять важную для изучения нового материала информацию.


Коммуникативные УУД

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение развивать свои суждения и доказывать их.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Зачитывают свои записи.



Ответы на вопросы.






Учитель предлагает озвучить свои варианты 


Организует беседу по иллюстрации.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Сколько заповедей Бог дал Моисею?

- Рассмотрите иллюстрацию на с.59. Как она называется?

- Что вы видите на иллюстрации?

- Какое ощущение вызывает у вас гора Синай?

- Как вы думаете, высокая это гора или нет? Почему так думаете?

-Вы бы решились подняться на такую высоту? Почему?

- Как по-другому названа гора Синай? Почему?

- А как бы вы назвали эту иллюстрацию? Почему?

Уметь представлять результаты своего труда

Познавательные УУД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.Умение находить и выделять необходимую информацию.


Коммуникативные УУД

Умение слушать и слышать собеседника.


Регулятивные УУД Самоконтроль.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Отвечают на вопросы.










Фронтальная работа








- Расскажите о заповедях, о которых прочитали в учебнике.

- Ребята, сравните правила, записанные на доске, и прочитанные заповеди. Что заметили?

- Многие ваши правила перекликаются с заповедями. Значит, по этим правилам люди живут уже много лет. Молодцы!

- Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле?

- Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?

- Почему зависть – это плохая черта?

- В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Заповеди, о которых мы говорили, регулируют отношения между людьми и теснейшим образом связаны с верой в Бога. Можно сказать, что заповеди – договор Бога с человеком!

Уметь применять полученные знания

Коммуникативные УУД

умение развивать свои суждения и доказывать их.


Познавательные УУД

умение извлекать информацию, изложенную в графическом формате.

Личностные УУД

Соотнесение своих поступков с поступками других людей.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Творческая индивидуальная работа.

Составление синквейна.




Зачитывают свои синквейны.

Организует индивидуальную работу учащихся.

- Составьте синквейн по теме нашего урока:

Существительное

Два прилагательных

Три глагола

Предложение

Существительное

- Какие синквейны у вас получились? Кто хочет озвучить?

Уметь представлять результаты своего труда

Регулятивные УУД

Умение планировать и организовывать свою работу, выполнять самооценивание.


Коммуникативные УУД

Умение слушать и слышать собеседника.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Высказывают свои суждения.

Предлагает сесть в круг и поразмышлять.

- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?

- Расскажите о случаях из своей жизни, когда вам приходилось преодолевать себя.


Познавательные УУД

Умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

умение развивать свои суждения и доказывать их.

Личностные УУД Самоопределение в жизненных ценностях.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Ответы детей.


Фронтальная беседа.


- Итак, подведём итог. Какова тема нашего урока?

- Над чем заставил задуматься этот урок?

- О чем бы вы хотели продолжить разговор на следующем уроке?

- Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»






Регулятивные УУД

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Личностные УДД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок?

Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

Коммуникативные УУД

Умение с достаточной точностью выражать свои мысли.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!