г. Коряжма
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Психологический настрой к учебной деятельности. | Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация | - Добрую сказку помню я с детства, Хочу, чтобы сказку послушали вы, Пусть подкрадется к самому сердцу, И зародится в нем зерно доброты. | | Личностные УДД Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Регулятивные УУД Учащиеся оценивают свою готовность к уроку: желание и возможность для активной познавательной работы |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Принятие проблемной ситуации Учащиеся отвечают на вопросы. Формулируют правила. Подбирают нужное слово | Создание проблемной ситуации с помощью вопроса. Фиксирует на доске. Запись слов на доске. | - Как понимаете эти строки? - Что помогает нам определить, какой поступок мы совершили: хороший или плохой? - Верно, совесть. И если мы совершили недобрый поступок, обидели кого-то, что же нам говорит наша совесть? - Если мы поняли, что поступили плохо, нечестно, поняли, что виноваты и пытаемся исправить свою ошибку, как это называется? - Что значат для православных христиан покаянные молитвы? - Люди в обществе с давних времён живут по определённым правилам, чтобы во всём был порядок. Попытайтесь сформулировать эти правила. - Все перечисленные вами правила жизни можно объединить каким-то одним словом? - Давайте посмотрим, какое слово для названия всех правил нам даёт учебник? (с.58) - Итак, тема урока? - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? | | Регулятивные УУД Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Познавательные УУД Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД Высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи. |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Высказывают своё мнение. Читают статью в учебнике. | Организует обсуждение. | - Как вы понимаете значение слова «заповедь»? - Подберите родственные слова к слову «заповедь». - Заповедь - религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. - Выделите главные слова в этом определении. - Что значит «религиозное предписание»? - Религиозное предписание - соблюдение человеком социальных норм, которыепредписаны верой, церковью. - Что такое «моральные нормы»? - Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. - Таким образом, заповеди – это правила, по которым человек живёт в обществе, строит свои взаимоотношения с людьми, предъявляет определённые требования к себе самому. - Прочитайте текст учебника. По ходу чтения отмечайте всё новое, что вы узнаете из статьи. | | Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации.причинно-следственных связей, умение сравнивать. Коммуникативные УУД Высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что вызывает затруднение. |
4. Построение проекта выхода из затруднения(«открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Ответы на вопросы. Работа в парах Используя свои знания, учебный материал, учащиеся выполняют задание в тетради. | Вопросы по содержанию текста | - Для чего существуют заповеди? - Где они записаны? - Кем даны заповеди? - А кто принёс людям заповеди? - Вставьте пропущенные слова в историю о том, как это произошло. Задание в тетради Три с лишним тысячи лет назад пророк __________ и его люди видели, как задымилась и затряслась гора ______. __________ поднялся на дымящийся ________, чтобы там встретить ______ и получить от Него ______. Бог Сам начертал эти ________ на каменных плитах _____________. | | Регулятивные УУД Самоконтроль. Познавательные УУД Проявляют умение ориентироваться в тексте учебника, выделять важную для изучения нового материала информацию. Коммуникативные УУД Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение развивать свои суждения и доказывать их. |
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Зачитывают свои записи. Ответы на вопросы. | Учитель предлагает озвучить свои варианты Организует беседу по иллюстрации. | - Прочитайте, что у вас получилось. - Сколько заповедей Бог дал Моисею? - Рассмотрите иллюстрацию на с.59. Как она называется? - Что вы видите на иллюстрации? - Какое ощущение вызывает у вас гора Синай? - Как вы думаете, высокая это гора или нет? Почему так думаете? -Вы бы решились подняться на такую высоту? Почему? - Как по-другому названа гора Синай? Почему? - А как бы вы назвали эту иллюстрацию? Почему? | Уметь представлять результаты своего труда | Познавательные УУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.Умение находить и выделять необходимую информацию. Коммуникативные УУД Умение слушать и слышать собеседника. Регулятивные УУД Самоконтроль. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Отвечают на вопросы. | Фронтальная работа | - Расскажите о заповедях, о которых прочитали в учебнике. - Ребята, сравните правила, записанные на доске, и прочитанные заповеди. Что заметили? - Многие ваши правила перекликаются с заповедями. Значит, по этим правилам люди живут уже много лет. Молодцы! - Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле? - Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать? - Почему зависть – это плохая черта? - В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Заповеди, о которых мы говорили, регулируют отношения между людьми и теснейшим образом связаны с верой в Бога. Можно сказать, что заповеди – договор Бога с человеком! | Уметь применять полученные знания | Коммуникативные УУД умение развивать свои суждения и доказывать их. Познавательные УУД умение извлекать информацию, изложенную в графическом формате. Личностные УУД Соотнесение своих поступков с поступками других людей. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Творческая индивидуальная работа. Составление синквейна. Зачитывают свои синквейны. | Организует индивидуальную работу учащихся. | - Составьте синквейн по теме нашего урока: Существительное Два прилагательных Три глагола Предложение Существительное - Какие синквейны у вас получились? Кто хочет озвучить? | Уметь представлять результаты своего труда | Регулятивные УУД Умение планировать и организовывать свою работу, выполнять самооценивание. Коммуникативные УУД Умение слушать и слышать собеседника. |
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Высказывают свои суждения. | Предлагает сесть в круг и поразмышлять. | - Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? - Расскажите о случаях из своей жизни, когда вам приходилось преодолевать себя. | | Познавательные УУД Умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД умение развивать свои суждения и доказывать их. Личностные УУД Самоопределение в жизненных ценностях. |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Ответы детей. | Фронтальная беседа. | - Итак, подведём итог. Какова тема нашего урока? - Над чем заставил задуматься этот урок? - О чем бы вы хотели продолжить разговор на следующем уроке? - Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …» | | Регулятивные УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Личностные УДД Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок? Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. Коммуникативные УУД Умение с достаточной точностью выражать свои мысли. |