СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Регуляция работы органов кровеносной системы.Пр№10 Функциональная сердечно-сосудистая проба"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Регуляция работы органов кровеносной системы.Пр№10 Функциональная сердечно-сосудистая проба" содержит план урока и психолого-педагогическое обоснование кажджого этапа урока в соответствии с требованиями ФГОС. Практическая работа проводится как традиционным способом подсчета ЧСС на запястьи, так и спомощью цифровой лаборатории Pasco (цифровых датчиков ЧСС)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Регуляция работы органов кровеносной системы.Пр№10 Функциональная сердечно-сосудистая проба"»


Сценарий учебного занятия по предмету биология



Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Поляшова Анна Николаевна

Район

Борский

Место работы

МАОУ СШ №1

Должность

Учитель биологии


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Биология

Класс

8

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

  1. Биология: 5-11 классы: программы./И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова и др.- М.: Вентана-Граф,2014.


  1. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.-5-е изд.,стереотип.- М.: Вентана-Граф,2018.


Тема учебного занятия

Регуляция работы органов кровеносной системы. П/р №8 «Определение ЧСС в покое и после нагрузки».

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Практикум


Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Тема 3 Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 ч)

1.Значение крови и ее состав.Л/р №5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки».

2. Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови.

3. Сердце. Круги кровообращения

4. Движение лимфы.П/р №7 «Изучение явления кислородного голодания».

5. Движение крови по сосудам. П/р №8 «Определение ЧСС, скорости кровотока». П/р№9 «Исследования притока крови к мышцам, включившимся в работу»

6. Регуляция работы органов кровеносной системы. П/р№10 «Функциональная сердечно-сосудистая проба»

7. Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях.

Учебная задача




Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты


Ц ель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)


Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся – раскрывать особенности регуляции работы сердечно- сосудистой системы


Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями - выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.


Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся продолжат формирование умения согласовано работать в коллективе, сформируют представление о значимости безопасного и здорового образа жизни для нормальной работы сердечно - сосудистой системы, а значит и для всего организма в целом.


Исходное состояние обучающихся:


- имеют опыт работы с различными источниками информации;

- могут определять положение органов;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности



Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат



Метапредметный результат

Личностный результат


Фронтальная работа;

Практическая работа

Составление таблицы и графика, получение цифрового графика с помощью цифровой лаборатории.

Участие в групповой работе, соблюдение правил безопасного и здорового образа жизни, понимание опасного поведение и безопасного и объяснение причины (почему это опасно/безопасно)


Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Практическая работа достаточно объемная, требует организованной четкой работы коллектива, можно разделить класс на две экспериментальные группы - одна будет проводить функциональную пробу традиционным подсчетом пульса на запястье, вторая- с помощью цифровой лаборатории Pasco




Учебно – информационное и техничекоес обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник: Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.-5-е изд.,стереотип.- М.: Вентана-Граф,2018.

Книги с лабораторным практикумом для учащихся к цифровой лаборатории PASCO




Драгомилов, А. Г. Биология : 8 класс : методическое пособие / А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. — М. : Вентана-Граф, 2019

https://rosuchebnik.ru/material/biologiya-8-klass-metodicheskoe-posobie/


Инструкция по работе с цифровым датчиком Pasco

https://www.polymedia.ru/upload/iblock/600/PS-3206%20Беспроводной%20цифровой%20датчик%20ЧСС%20PASCO.pdf

Видео урок «Регуляция работы органов кровеносной системы» https://youtu.be/2mZvd24IPzI



Техническое обеспечение

ПК, мультимедийный проектор, принтер, таблица «Круги кровообращения», тонометр, секундомер, цифровая лаборатория Pasco с датчиками ЧСС на каждый рабочий стол учащихся




Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование


Этап урока Подэтап урока Организация педагогически целесообразного взаимодействия Психолого – педагогическое обоснование


1.Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Подготовка учащихся к учебной деятельности

  • По источнику передачи и восприятию учебной ситуации: словесные (беседа, видео урок)

  • Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • По источнику передачи и восприятию учебной ситуации: словесные (беседа)

  • По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с учебником, инструкциями), исследовательский (работа с цифровой лабораторией Pasco)

  • По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа

  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. Опора на уже имеющиеся знания.


1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные и наглядные (эвристическая беседа, видеоурок)

  • По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный-проблемная ситуация

  • По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

  • Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности

Создание проблемной ситуации –это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся (создание учебных проблемных ситуаций с акцентированием практического значения полученных знаний).


2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

• Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

• Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

1.Организационный этап -1 мин.

2.Проверка дз (фронтальный опрос) -6 мин

3. Целеполагание -1 мин.

4. Актуализация знаний - 2 мин.

5. Введение новых знаний – 8 мин.

6. Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся-практическая работа– 20 мин.

7. Рефлексия – 1 мин

8. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 1 мин.


Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока.


2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, диалог)

  • По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный –проблемное изложение (эвристическая беседа)

  • По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

  • Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности.


У подростков развиваются различные виды мышления

-теоретическое(применение логических операций)

-наглядно-образное (использование рисунков, схем)

-словесно-логическое(правильное использование терминов ,понятий, обоснование)


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

По источнику передачи и восприятию учеб-ной информации: словесные (рассказ), наглядные (таблица, видео урок)

• По степени самостоятельности и активно-сти мышления учащихся: репродуктивный –работа с книгой

• По характеру управления учебной работой: под руководством учителя, самостоятельно.

• Методы стимулирования интереса к уче-нию: создание ситуации успеха, познания самого себя.

В подростковом возрасте ведущую роль играют виды деятельности:

Деятельность, связанная сформированием мировоззрения (формирование здорового образа жизни)

Деятельность по овладению системой научных понятий в контексте профессионального самоопределения


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий)

• По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный –работа с книгой

По характеру управления учебной работой:самостоятельно.

  • Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем к выполнению заданий, постановка опытов под руководством учителя фронтально

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границыего применимости


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

  • По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в личностной значимости учения

  • Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся

Рефлексия своей деятельности на уроке (удовлетворение результатами, стремление улучшить, планирование как этого достичь)



Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)


1.Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности к уроку, проверка выполнения письменного задания в рабочей тетради (пройтись по рядам и проверить наличие или отсутствие д.з.)

Учащиеся готовятся к учебной деятельности

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

На прошлом уроке вы познакомились с движением крови по сосудам. Ответьте на вопросы.

  1. Почему движение крови в организме - важное условие жизнедеятельности человека?

  2. Почему кровь в сердце движется только в одном направлении: из предсердий в желудочки, а из желудочков - в артерии?

  3. Почему стенка левого желудочка развита сильнее, чем стенки других отделов сердца? Какое это имеет значение?

  4. Почему кровь не может течь назад по венам?

  5. Как вы считаете, какое значение имеет замедление тока крови в капиллярах?


Отвечают на вопросы.

Выставляют самооценку.

1.3. Создание проблемной ситуации

Подумайте, что заставляет сердце работать всю жизнь ? Как происходит регуляция работы сердца?



Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции. Сталкиваются с ситуацией недостатка знаний по проблеме







2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Проверим правильность высказанных предположений после изучения темы «Регуляция работы органов кровеносной системы»

Цель урока: расширить знания о регуляции работы сердца и сосудов, определить значение этих процессов в жизни человека

План урока:

  1. Узнать о механизмах регуляции ССС

2) Выполнить практическую работу по изучению функциональной сердечно- сосудистой пробы методом подсчета пульса на запястьи и с помощью цифровых датчиков Pasco

3) Подвести итоги

4) Получить домашнее задание


Учащиеся записывают тему урока.






2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Что поможет узнать о механизмах регуляции работы сердца и сосудов? Верно - учебник и ресурсы интернет.


Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Работают с учебником (оттачивают навыки поиска необходимой информации). Кто находит страницу раньше всех – может подсказать остальным


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Познакомьтесь с информацией, просмотрев видео урок.

Видео урок «Регуляция работы органов кровеносной системы» https://youtu.be/2mZvd24IPzI


Просматривают видео урок, задают уточняющие вопросы.

.


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Выполните практическую работу по изучению функциональной сердечно - сосудистой пробы. Найдите текст работы в учебнике после параграфа по теме урока (стр.94), а так же инструкции к работе с цифровой лабораторией в книгах с лабораторным практикумом для учащихся.

По команде учителя проводим замер ЧСС до и после нагрузки за 10 сек

Проводим исследование с помощью цифровых лабораторий Pasco

Самостоятельно выполняют практическую работу. Проводят изучение функциональной пробы: определение числа сердечных сокращений по пульсу; измерение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после 20 приседаний (выполняется по описанию в учебнике на с. 94). Затем учащиеся измеряют количество сердечных сокращений при переходе от напряжения к покою, заполняют таблицу и строят график в лабораторной тетради.









Тоже самое проводят с цифровыми датчиками получают график на планшете, передают его по Bluetooth, распечатывают на принтере учителя, вклеивают в тетрадь, сравнивают полученные результаты. Делают выводы.


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Учитель подходит к некоторым учащимся и задает вопросы по анализу полученных данных.

Дополнительно (если остается время урока, так же можно дать эти задачи на дом)

Решение логических задач

Впервые изолированное сердце человека оживил спустя 20 часов после смерти пациента в 1902 году российский физиолог А. А. Кулябко (1866–1930). Сердце находилось в специальной установке. К аорте подключили шланг, через который А. А. Кулябко пропускал питательный раствор, обогащенный кислородом и содержащий адреналин.

Логические задачи. 1. Попал ли этот раствор в левый желудочек? (Не попал, ибо закрылись полулунные клапаны, а раствор проник в венечную артерию, питающую сердце.)

2. Для чего в питательный раствор был включен адреналин? (Адреналин раздражает проводящую систему сердца, он заставил ее работать.)

3. Почему сердце стало ритмически сокращаться? (Сердце обладает автоматизмом, и когда под влиянием адреналина нервно-мышечные структуры сердца ожили, они обеспечили нормальный порядок сокращений.) Домашнее задание.

На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Выставление оценки за работу на уроке активным учащимся, сбор тетрадей с лабораторными работами, для последующего оценивания учителем.

Домашнее задание

Изучить § 20. Оценить результаты своей функциональной пробы, использую критерии, указанные в учебнике. Ответить на вопросы в конце параграфа

Сдают лабораторные тетради с отчетами по практической работе.

Подведение итогов урока:





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!