Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Методы |
1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА (включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне («хочу», «надо», «могу») | -Здравствуйте. Одному или одной Трудно справиться с бедой. Слово «мы» Сильней, чем «я». Мы – семья И мы – друзья. -Меня зовут Екатерина Александровна и сегодня, я приглашаю вас стать участниками конкурса, тему которого вы сможете узнать, если выполните первые два задания. Согласны? - Давайте улыбнемся друг другу, ведь говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться отличных результатов. -Работать вы будете в команде. И каждая команда докажет свою активность, дисциплинированность, умение работать дружно и слаженно. Оценивать работу команд будет наше жюри (представить членов жюри). Помните правила работы в группе? | -Настраиваются на урок, улыбаются, внимательно слушают учителя. - Дети принимают правила. | -Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи(Л2). | Создание ситуации успеха Беседа Игровой сюжет |
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (Умений) Цель: организация подготовки и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. | Первое задание нашего конкурса называется «Речевая разминка». (приложение 1) Речевая разминка. Второе задание «Угадай героя» проводят сказочные персонажи. Ваша задача, определить, к какому герою относятся слова, которые появятся на экране. Вспомните, как они называются. Чтобы получить дополнительные баллы, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов. -Итак, вопрос к 1 команде. Что же такое похвала? -Вопрос ко второй команде. В каких случаях можно хвалить или говорить комплименты? -Вопрос к третьей команде. -Какой должна быть похвала? (правдивой, искренней) -Отлично, я вижу, что вы хорошо справились с заданием. | - Выполняют речевую разминку. - Отвечают на вопросы. -Каждая команда отвечает на вопрос учителя. | -Умение адекватно воспринимать предложение и оценку учителя и товарищей (Р2) | Беседа Игровой сюжет |
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 3.1.Целеполагание. (выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности) 3.2. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство), т.е построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. Реализация построенного проекта) 3.3. Первичное закрепление (первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи). 3.4. Самостоятельная работа (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и самооценкой 3.5. Повторение и включение в систему знаний (выявление границ применимости нового знания) | - Скажите, слова похвалы можно назвать вежливыми? Какие вежливые слова вы знаете? Тогда вы легко справитесь с третьим заданием конкурса «Доскажи словечко». (Приложение 2) -Теперь вы сможете сами определить тему конкурса, в котором вы участвуете. (Что такое вежливость.) -Скажите, а вы считаете себя вежливыми? -Я предлагаю пройти небольшой тест, который поможет оценить степень вашей вежливости. (Приложение 3) -Что у вас получилось? Так что же такое вежливость? -Как бы вы ответили на этот вопрос? Обсудите это в группах и попробуйте дать определение вежливости. -Я предлагаю посмотреть, как на этот вопрос ответили герои мультфильмов? (приложение 4) -Какой ответ вам больше всего понравился? Итак, какого человека можно назвать вежливым? Микроитог. Вы правы. Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека, это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. -Я объявляю четвертое задание конкурса «Что такое вежливость». У вас на столах лежат карточки с ситуациями. Составьте и разыграйте диалоги на данные ситуации, используя при этом вежливые слова. (Приложение 5) -Всем понятно задание? Хорошо, подумайте, что вы будете говорить, а потом выберите несколько человек от группы, которые покажут нам эту ситуацию у доски. Анализируют каждую ситуацию. - И последнее задание нашего конкурса. У вас на столах лежит отрывок из известного произведения. Вам нужно его внимательно прочитать выполнить задания после текста и представить его нам у доски. -Итак, кто является участниками этого разговора? -Буратино был вежливым? А светлячок? (Приложение 6) -Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Ребята, чему вы сегодня учились? Что нового и интересного узнали? -И последнее дополнительное задание, которое поможет вам получить баллы. -На экране примеры того, как можно выразить благодарность. Придумайте еще несколько возможных ответов. (Задание на слайде) | - Слушают учителя Высказывают предположения о названии конкурса - Проходят тест для оценки своей вежливости. - Определяют тему и цель урока -Слушают учителя. -Высказывают своё мнение. -Каждая группа пробует дать определение вежливости.
- Работают в группах. -Разыгрывают ситуацию у доски. - Анализируют фрагмент произведения в группах. Подводят итог урока. Вспоминают, что узнали и чему научились. | -Умение принимать и сохранять учебную задачу (Р1) -Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (К1)
- Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (П2)
-Умение строить сообщения в устной и письменной форме (П1) -Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (К1) | Беседа
Беседа Работа в группах Работа в группах Беседа
Риторический анализ Беседа Работа в группах |
4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности) | -Самое время узнать результаты, которые нам объявят жюри. (Вручаем грамоты по номинациям группам) -Большое спасибо за урок! До свидания! | -Слушают жюри. | -Способность к оценке своей учебной деятельности(Л1) | Поощрение |
Приложение 1
Упражнение «Бегемотик» Открой рот, как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори 3 -4 раза.
Давайте будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два»- вытягивай сомкнутые губы вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка – слоник» 5 -6 раз на счёт «раз – два».
Третье упражнение – Чистоговорки. Произнесите скороговорку-считалку
"Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки*: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и так далее"
Приложение 2
- Дед наш Саша огорчён.
Рассказал он вот о чём...
Настя - славная девчушка,
Настя ходит в первый класс!
Но: давно уже от Насти
Я не слышу слова… (Здравствуй)
- Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте, зря от Вити,
Ждал я слова ... (Извините)
!
- С внучкой я поговорил:
- Экая, досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну, сказала бы ... (спасибо)
Приложение 3 Приложение 4

Приложение 5

Составьте диалоги на данные ситуации используя вежливые слова:
1 группа: Вы опоздали на урок.
2 группа: Вы забыли дома вещь, которую должны были вернуть товарищу.
3 группа: Взрослые разговаривают, а вам надо прервать их по срочному делу.
Приложение 6
Буратино: Эй, ты кто такой?
- Я - Говорящий Сверчок, - ответило существо, - живу в этой комнате больше ста лет.
- Здесь я хозяин, убирайся отсюда.
- Хорошо, я уйду, хотя мне грустно покидать комнату, где я прожил сто лет, - ответил Говорящий Сверчок, - но, прежде чем я уйду, выслушай полезный совет.
- Оччччень мне нужны советы старого сверчка...
- Ах, Буратино, Буратино, - проговорил сверчок, - брось баловство, слушайся Карло, без дела не убегай из дома и завтра начни ходить в школу. Вот мой совет. Иначе тебя ждут ужасные опасности и страшные приключения. За твою жизнь я не дам и дохлой сухой мухи.
- Поччччему? - спросил Буратино.
- А вот ты увидишь - поччччему, - ответил Говорящий Сверчок.
- Ах ты, столетняя букашка-таракашка! - крикнул Буратино. - Больше всего на свете я люблю страшные приключения. Завтра чуть свет убегу из дома - лазить по заборам, разорять птичьи гнезда, дразнить мальчишек, таскать за хвосты собак и кошек... Я еще не то придумаю!..
- Жаль мне тебя, жаль, Буратино, прольешь ты горькие слезы.
Диалог Буратино и Сверчка.
Задание №1. Оцени степень вежливости Буратино. _______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
Задание № 2. Выпиши слова , которыми Буратино нарушил правила речевого этикета. _______________________________________________________________________________ ____________________________________________________ .
Задание № 3 Считаете ли поведение Буратино вежливым? Дайте совет Буратино. Когда общаешься, нужно быть_________________ (допишите).
Класс: 3
Предмет: Риторика
Тема: Что такое вежливость?
Тип урока: Открытие нового знания
Форма урока: Урок- соревнование
Цель: уметь оценивать свою и чужую степень вежливости
Задачи:
-освоение знаний о том, что такое вежливость
- овладение умениями работать в группах
- развитие умения характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия)
Планируемые результаты:
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
1. Формировать способность к оценке своей учебной деятельности (Л1) 2. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (Л2). | 1.Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу (Р1) 2. Развивать умение адекватно воспринимать предложение и оценку учителя и товарищей (Р2) 3.Формировать умение строить сообщения в устной и письменной форме (П1) 3. Формировать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (П2) 4. Развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (К1)
| 1. 1.Формировать умение уместно употреблять вежливые слова. 2. Формировать умение учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания
|
Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир, русский язык.
Оснащение урока: Технологическая карта, презентация, карточки с заданиями для учащихся.
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области « Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока риторики
проведенного 12.02.2019г. в 3 «А» классе
студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»
Самусёнок Екатериной Александровной
_______________
Методист:
Ващенко А.В.
Зерноград
2019 г.