Цель урока: сформировать навыки по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.
Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения» после тем: «Обособленные определения», «Приложения», «Обособленные обстоятельства», «Сравнительный оборот».
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
Самоопределение к деятельности. Орг. момент | Включение в деловой ритм урока. Приветствие | Подготовка класса к работе: разделение на группы | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний (ситуация успеха) и фиксация затруднений в деятельности | Приложение №1 | Ставят цели, объясняют постановку знаков препинаний. Например: словно взлетая – деепричастный оборот – обстоятельство. Золотисто – серых – обособленное определение. И т.д. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: Логические: анализ объекта с целью выделения признаков. |
Постановка учебной задачи | Активизирую знания учащихся; Создаю проблемную ситуацию: В тексте есть предложение с обособленным уточнением. | Испытывают затруднения: задают (формулируют)вопросы появляются гипотезы: «к небосклону» - это приложение? - варианты ответов. - приложение – определение (какой?), выраженное именем сущ. Но! Ставят перед собой учебную задачу: | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: постановка вопросов; Общеучебные: самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели; Логические: формулирование проблемы. |
Построение проекта выхода из затруднения. Совместное решение учебной задачи | Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации: может, попробуем определить, к какому слову относится этот обособленный член предложения? Как можно назвать такие обстоятельства? | Составляют план достижения цели и определяют средства; ищут выход из затруднения; выдвигают версии, варианты, гипотезу. Приступают к преобразованию материала. - существительное с предлогом «к небосклону» - не явл. приложением, т.к. отвечает на вопрос где? - это обстоятельство - относится к слову «далее»; - автор уточняет, конкретизирует обстоятельство; формулируют (уточняют) тему урока: «Уточняющие члены предложения» | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование; Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия; Как вы думаете, все ли обстоятельства можно уточнять? Нужно выяснить? приложение №2 Задание: найдите уточняющие члены предложения . Определите, что они уточняют: как узнать? Первичное обобщение. Как вы будете различать уточняющие члены предложения от других обособленных членов? Нужен способ различения? Составьте самостоятельно несколько предложений с уточняющим членом предложения приложение 3. | - Да, нужно выяснить! Обсуждают в группах, преобразовывают материал и приходят к выводу: зависит от вопроса: можно уточнять место, время, образ действия. Вывод: Где?- обстоятельство места Когда?- обст. времени Как?- обст. образа действия - Да! Определяют средства (алгоритм, модель, схему) различения уточняющих членов предложения от других обособленных членов. (обсуждение в группах) Примерный способ: Определить, к какому сущ. относится. Что Уточняют, конкретизируют: место, время, образ действия? Обособить. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма (способа действия) вслух. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий). |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организую деятельность по применению новых знаний: упражнение из ученика | Самостоятельная работа; Осуществляет самопроверку: пошаговое сравнение с эталоном. Возможна взаимопроверка. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
Рефлексия деятельности (итог. урок) Д /з. упр. № | Организую рефлексию В домашней работе есть предложения с уточняющими дополнениями! | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. На следующий урок придут с вопросами | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование. |
Но вот опять хлынули играющие лучи, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто – серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами так лучезарны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплом. (И.С.Тургенев.)
Расставьте знаки препинания при обособлении уточняющих членов предложения.
1. Внизу в закурившемся тумане шумел лес.
2. Мы помимо судовых работ занимались ещё погрузкой угля.
3. У забора на груде досок уже поджидали Васька и Сашка.
4. Однажды уже в сентябре мы получили письмо.
5. Вопреки воле родителей она отложила подготовку к экзаменам.
1. Известно, что смерчи или водяные столбы разбивают ядрами с кораблей.
2. Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес.
3. За исключением отдельных учеников все учатся хорошо.
4. Многие газы например водород легче воздуха.
5. Мы беседовали хорошо по-дружески.