Актуализация знаний учащихся | - Прочитайте слова и найдите среди них лишнее. На экране слова: имя прилагательное, окончание, имя существительное, глагол. - Чтобы открыть для себя новые знания, нужно вспомнить изученный материал. - Узнайте по визитной карточке, о чем идет речь? Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз,- Над нами и под нами, И все, что в памяти у нас, - Означено словами. - Назовите имена сущ., которые спрятались на картинке. - Узнайте второго гостя: Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! - Посмотрите на экран и расскажите, как изменились предметы, благодаря имени прилагательному. - Небо было какое, а стало какое? Собака была какая, а стала какой? Мяч был какой, а стал? - Что без меня предмет? Лишь название. А я приду – Все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здание. Цветут сады, И хлеб в полях растет. - Какое общее название можно дать всем словам? Постановка проблемы: - Что объединяет эти части речи? - Значит, чем мы сегодня будем заниматься? - Сформулируйте тему урока и цель урока. | Групповая мозговая атака | Компьютерная презентация (слайд 2) Компьютерная презентация (слайд 3) Компьютерная презентация (слайд 3) Компьютерная презентация (слайд 4) Компьютерная презентация (слайд 5) Компьютерная презентация (слайд 5) | 5 минут | Личностные: умение видеть и признавать свою ошибку Метапредметные: умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения Предметные: различение частей речи и частей слова Личностные: умение видеть, формулировать цель и тему урока Метапредметные: целеполагание Предметные: затруднение в определении общих признаков разных частей речи |
Обобщение и систематизация знаний | - Части речи в русском языке базируются на трех признаках. Давайте выясним, что же это за признаки. - Вставьте пропущенные буквы в следующие слова: г…рой, р…бота, м…роз - Чем похожи все слова? - Образуйте от каждого слова имя прил. и глагол. - Как можно отличить каждую часть речи? -Это первый признак . Начинается построение кластера. Обучающиеся обозначают в кластере 3 части речи и для каждой из них указывают опознавательные признаки: вопросы и грамматическое значение каждой части речи. - Распределите следующие слова по столбикам, в зависимости от частей речи: Т…тра…ь, лес…ница, ж…лтый, улыбат…ся, уч…ник, п…нал, кла…ный, м…л…чный, в…сёлые, б…ж…шь, к…р…ндаш…, м…лч…т, к…пус…ный, г…в…ришь. - Чтобы узнать, какой второй признак, нужно выполнить следующее задание: - Спишите предложение и укажите часть речи над каждым словом. Сяпала кузявая Калуша. - Давайте подумаем, какими частями речи могут быть эти непонятные слова. Учитель, в случае затруднения ответов детей, задает наводящие вопросы: - На какой вопрос отвечает слово? - На что указывает окончание? - Сейчас вы рассказали о втором признаке. Открывается запись «Морфологические признаки». - На какие группы можно разделить все имена сущ.? - Как изменяются имена сущ.? Обучающиеся дополняют кластер, включая в него морфологические признаки частей речи. Аналогично разбираются глаголы и имена прил. Продолжается работа над кластером. - Какая часть речи имеет больше всего грамматических категорий? - Как вы думаете, почему? - А какой же третий общий признак, объединяющий все части речи? - Прочитайте записанные слова: пчёлка из весной вылетела улья - Можем ли мы назвать их предложением? Почему? - Словами какой части является каждое слово? - Поставьте слова в определенной форме, чтобы получилось предложение. - Докажите, что получилось предложение. - Найдите основу предложения и второстепенные члены. - Определить член предложения – значит узнать, какую синтаксическую роль выполняет слово в предложении. Это и есть третий признак. Обучающиеся дополняют кластер. - Расскажите с опорой на кластер порядок разбора слова как части речи. Физкультминутка Существительное «парта». Мы встаем, «встаем» - глагол. Руки дружно поднимаем И на плечи их кладем. Снова руки поднимаем И тихонько опускаем. Поворот направо – желтая стена. Прилагательное «желтая» она. Поворот налево – белое окно. Снова прилагательное «белое» оно. Части речи все мы знаем И урок наш продолжаем. | Практический метод: построение кластера Практический метод: работа по цепочке, объяснение орфограмм по ходу выполнения задания Практический метод: построение кластера Практический метод: построение кластера Словесный метод: беседа | Компьютерная презентация (слайд 6) Макет кластера (приложение) Компьютерная презентация (слайд 7) Компьютерная презентация (слайд 8) Компьютерная презентация (слайд 9) Компьютерная презентация (слайд 10) Компьютерная презентация (слайд 11) Компьютерная презентация (слайд 12) | 15 минут | Личностные: умение удерживать учебную задачу Метапредметные: владение правильной устной и письменной речью Предметные: понятия о частях речи, их признаках, способах проверки изученных орфограмм; умение применять знания на практике Коммуникативные УУД: готовность слушать одноклассников, вести диалог, признавать возможность существования разных точек зрения, установление причинно-следственных связей |
Применение знаний и умений в новой ситуации Работа по учебнику | Интерактивных задание на онлайн-платформе LearningApps https://learningapps.org/display?v=pav3rdn4k20 Найди пару. Каждой группе слов найти своё название. - Определите часть речи следующих слов: печь пила больной - Докажите свое мнение. - Придумайте предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи. Ребята, все предыдущие задания мы выполняли вместе, а сейчас покажите свою самостоятельную работу. Выполнение упр. 112, работа в парах | Практический метод: выполнение упражнений | Интерактивных задание на онлайн-платформе LearningApps Компьютерная презентация (слайд 13, 14) Дети работают с упражнением учебника. | 3 минуты 6 минут | Метапредметные: умение работать самостоятельно Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение (Познавательные УУД) Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества усвоения |
Контроль и оценка | - Подведем итоги нашего урока. - Какова была цель нашего урока? - Какие знания мы открыли? - На что мы будем опираться при разборе слов как части речи? Тест с самопроверкой . Дан ключ к ответам 1. Что обозначает имя существительное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2. Что обозначает имя прилагательное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 3. Что обозначает глагол? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 4. Из данных слов выберите имена существительные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 5. Из данных слов выберите имена прилагательные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 6. Из данных слов выберите глаголы: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 7. Какое слово не является именем сущ. в женском роде: а) речь, б) рожь, в) грач, г) печь? Проверка в парах. Учитель называет правильные ответы. - Оцените словами «молодец», «хорошо», «постарайся» работу своего соседа. | Обобщающая беседа Оценивание результатов | Компьютерная презентация (слайд 15) | 6 минут | Личностные: положительное отношение к проделанной работе Метапредметные: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат Предметные: самооценка |
Рефлексия | - Какое задание было самым трудным? Почему? - Как вы думаете, над чем нам надо будет еще поработать? - Оцените свою работу: желтый кружок – если поняли тему и самостоятельно можете справиться с заданиями синий кружок – поняли тему, но справиться с заданиями можете с помощью взрослых красный кружок – не понял тему Прикрепите соответствующий цветок на общее «Рефлексивное дерево» - Я благодарю вас за урок. | Рефлексивный метод («Рефлексивное дерево») | Компьютерная презентация (слайд 16) Индивидуальный раздаточный материал для рефлексивной оценки Слайд с изображением рефлексивного дерева | 2 минута | Личностные: осознание практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока Метапредметные: умение делать выводы Предметные: применение новых знаний на практике |