Дата: 13.04.2022 г.
Цель: Создание условий для формирования представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.
Дидактические: научиться правильно различает синонимы и антонимы прилагательных в речи.
Развивающие: способствовать развитию речевых средств.
Воспитательные: содействовать воспитанию дружеских отношений при работе в парах.
Этап фрагмента урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации УД (Ф, И, П, Г) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты Предметные Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) Личностные |
1.Самоопределение к деятельности | Словесный | Я рада нашей новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! | Дети настраиваются на урок. | Ф | | Р: формирование способности к организации своей деятельности Л: положительное отношение к языковой деятельности; заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий |
2. Актуализация знаний. Введение в проблему | Практический | Минутка чистописания. ъ ь - С какими буквами соединим данные буквы? Почему? ъе ъё ъя ъю ье ьё ью ья ьи 2. Орфографическая минутка - Запишем слова, в которых встречается данная орфограмма. Ручьи, у воробья, подъём, подъезд, бельё, объявление. - Определите часть речи у записанных слов. (им.сущ.) - С какой частью речи связано имя существительное? - Подберите по смыслу имена прилагательные и запишите. - Как называется данная запись? (с/ч) - Найдите главное слово. Почему оно главное? 3. Теоретическая разминка. Карточка. Вставьте в предложение пропущенные слова. Расскажите о словах, которые вставили. Река __________, а ручей___________. - Прочитайте предложение. -Какие слова вставили? Что это за слова? (им. прил, антонимы) | Дети называют букву, которая пропущена, объясняют её написание, называют орфограмму. Работа в парах | Ф, П, И | Раздаточный материал Доска | П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным критериям. К: использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. Р: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. П: определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами |
3. Постановка учебной задачи | Словесный | - Над чем сегодня будем работать? - Какие задачи поставите? | Формулируют тему, цель и задачи урока | Ф | | Р: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры |
4. "Открытие" новых знаний | Словесный Практический | У с.90 упр.155 - Прочитайте антонимы. - Что такое антонимы? «Найди слова» слайд. Трусливый, храбрый, робкий, мужественный, застенчивый, смелый, нерешительный, отважный. I вариант. Выбрать прилагательные, обозначающие хорошие качества человека. II вариант. Выбрать прилагательные, обозначающие плохие качества человека. - Поверим работу. - Что скажете о записанных словах? - Что такое синонимы? - Какие орфограммы увидели? Знакомство со словарями. - Слова, близкие и противоположные по смыслу, можно найти в специальных словарях. У. с.140-141 | Дети повторяют знания о частях речи. Учатся подбирать к прилагательным синонимы и антонимы. Выполнять различные упражнения. | Ф, И | Раздаточный материала | П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным критериям. К: использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. Р: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. |
5. Закрепления новых знаний и способов действий | Практический | Карточка- соревнование «Игра в слова» Девочки. Замените прилагательные антонимами: легкая задача, весёлый клоун, старый дом, слабый голос. Мальчики. Замените прилагательные синонимами: дивный день (чудный), добрый человек (сердечный), красная роза (алая), синий шарф (васильковый). - Какую роль играют синонимы и антонимы в речи? Физминутка А теперь давайте отдохнём. Повторяйте за мной. Высокий- низкий, Далекий-близкий, Широкий-узкий, Веселый-грустный. | Работа со словарями | И | Раздаточный материал | П: получат представление о прилагательных – синонимах и прилагательных – антонимах и их роли в речи. |
6.Включение в систему знаний и повторения | Словесный Практический | Самостоятельная работа с самопроверкой У с.91 упр. 157 - Прочитаем. - Можно ли данную запись назвать предложением? Почему? - Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? - Проверим. Прочитайте вашу запись. - Докажите, что это предложение? - Укажите над словами части речи. - Назовите только имена прилагательные. - К какому имени прилагательному можно подобрать синоним? - Найдите в словаре. (голубой-лазурный) | Дети выполняют задание, проверяют | И | Учебник Словарь | П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным критериям К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Р: планирование своих действий. |
7. Рефлексия деятельности | Словесный | - Что нового вы узнали на уроке? - Что повторили? - Какие слова называются синонимами? - Какие слова называются антонимами? - Оцените свою деятельность на «Листе самооценки» Д/З стр. 91 упр. 156 | Дети оценивают свою деятельность. | Ф, И | | |