СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Слово и его значение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Слово и его значение"»

Технологическая карта урока
Ф.И.О. Шильниковская Наталья Сергеевна
Предмет: русский язык
Класс: 10
Тип урока: комбинированный

Тема

 Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка

Цель

Формирование знаний и умений учащихся в определении значения слова и в определении изобразительно-выразительных средств русского языка.

Задачи

Образовательные: актуализировать знания учащихся об однозначности и многозначности слова, повторить и изучить новые изобразительно-выразительные средства, подготовка к ЕГЭ.

Развивающие: сформировать умение определять средства русского языка и понимать в контексте значение многозначного слова.

Воспитательные: воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову

УУД

  • Личностные УУД: развивать интерес к изучению языка, вычленять в тексте средства художественной выразительности

  •  Регулятивные УУД: пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица), владеть разными видами аудирования.

  •  Коммуникативные УУД: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  • Познавательные УУД: понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Объяснять правильность выбора значения слова в контексте.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать изобразительно-выразительные средства языка, понятие однозначности и многозначности

  • Уметь находить в тексте средства художественной выразительности, отличать тропы и фигуры речи, применять знания на практике.

Основные понятия

Слово, однозначность и многозначность, лексикология, Изобразительно-выразительные средства,

Тропы, фигуры речи, эпитет, анафора, метафора, эпифора, метонимия, антитеза, сравнение, градация, олицетворение, инверсия, перифраза


Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учителя


Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность
учеников


Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организация класса
Время:
Основные этапы:

 Приветствие класса, проверка готовности.

 

 

 


Актуализация






















- Послушайте притчу.

















- Помогло ли звучание слова «белый» понять слепому значение этого слова? Как вы думаете, почему?

- Так и для нас с вами незнакомые слова – это “пустой звук”. Мы не понимаем их и поэтому не можем употреблять в своей речи, не зная значения этих слов.

Однажды слепому объясняли, что такое белый цвет. Слыша о нём, слепой спрашивал: какой это белый цвет, на что он похож? Слепому отвечали: белый цвет, как белый заяц. Слепой спрашивал: что ж, он такой же пушистый? Нет! Отвечали: белый цвет, как белая мука! А слепой говорит: что ж, он такой же мягкий и рассыпчатый? Нет! Говорят слепому: белый цвет, как снег белый. Что ж, он такой же холодный? Нет! Возражали слепому: белый цвет, как чистый белый творог. Что ж, он такой же сырой?


Учащиеся слушают притчу и отвечают на вопросы
















-нет, не помогло, потому что он никогда не видел белого цвета





 Актуализация знаний о слове, развитие мыслительных процессов учащихся.

 Коммуникативные УУД: определение цели учебной деятельности, умение слушать, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения. Личностные УУД: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные УУД: извлечение нужной информации.

Объяснение материала


- Из чего состоит предложение?


- Как вы можете объяснить понятие «слово»?



- Какой раздел науки о языке изучает слово

-Чтобы понимать слово, что нам нужно знать?

- Ранее вы изучали тему «Лексика». Давайте вспомним некоторые понятия, которые пригодятся вам сегодня на уроке.







- Явление многозначности называется ПОЛИСЕМИЕЙ

-Откуда мы можем узнать значение непонятного для нас слова?

-Объясните значение следующих слов



























































-Какие это слова?

- Совсем скоро вы будете сдавать ЕГЭ. Задания на определение значения слова – третье задание в варианте. Выполним несколько таких заданий.





























































































-Вернемся к теме нашего урока. У нас осталась еще одна часть – изобразительно-выразительные средства русского языка. Дома вы повторяли этот материал, поэтому давайте систематизируем наши знания и составим таблицу

Что такое тропы какие вы знаете тропы? что такое фигуры речи?

































































































- Выполним задание №26 из варианта ЕГЭ

(приложение)

















Прямое значение слова

Переносное значение слова

Однозначные слова

Многозначные слова



















Гнездо, мозг, мелочь


































































1)Фольклорный театр — наиболее точное понятие, определяющее народное театрально-драматическое искусство, истоки которого уходят в глубокую древность, в древнеславянские праздники и обряды. (2)Фольклорный театр представляет собой совокупность театральных явлений в фольклоре: разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные представления, пение, игру на музыкальных инструментах, пляски и др. (3)Этот театр не перестаёт привлекать к себе внимание людей, интересующихся народной культурой прошлого, является увлекательной страницей нашей отечественной культуры.


Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЯВЛЕНИЕ, -я, ср.

1) Событие, случай. Странное, загадочное я.

2) Вообще всякое обнаруживаемое проявление чего-н. Физическое я. Явления природы. Социальные явления.

3) Возникновение, появление чего-н., кого-н. Я. народу.

4) В пьесе: часть акта (действия), в которой состав действующих лиц не меняется. Первое я. Пятое я. Ответ: ___________________________.


(1)Миражи – удивительные оптические обманы, возникающие в пустыне, –– не игра воображения: их можно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой. (2)Эти оптические обманы возникают потому, что в пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом. (3) путешественники видят мерцающую впереди воду, а на самом деле эта вода –– искажённое отражение неба в нижнем слое горячего воздуха.


Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НИЖНИЙ, -яя, -ее.

  1. Расположенный внизу. Нижняя ступенька.

  2. Расположенный близко к устью, к низменным местам. Нижнее течение реки.

  3. Об одежде: носимый под платьем или непосредственно на теле. Нижнее бельё.

  4. Образующий низший предел диапазона голоса или инструмента (спец.). Н. регистр


1)Специалисты по гидродинамике, привыкшие иметь дело с «идеальной жидкостью», при построении гидродинамических моделей Мирового океана зачастую испытывают большие трудности, потому что океан заполнен жидкостью отнюдь не идеальной.


Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено
в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МОДЕЛЬ [дэ], -и, ж.

  1. Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Новая м. платья.
    М. для литья. Модели для скульптур
    .

  2. Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля.

  3. Схема, описание какого-н. физического объекта, процесса или явления (спец.). М. атома. М. искусственного языка.

  4. Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица. Живая м.




И зобразительно-выразительные средства


Тропы Фигуры речи

Эпитет анафора

Метафора эпифора

Метонимия антитеза

сравнение градация

олицетворение инверсия

перифраза


- Из слов



- Слово – это сочетание звуков, выражающее определенное понятие.



-Лексикология


- Нам нужно знать его лексическое значение.




Прямое значение слова— это его основное лексическое значение. Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого

Однозначные словаэто те слова, которые имеют только одно лексическое значение

Многозначные словаслова, у которых есть два и более лексических значения







-Из толкового словаря






Учащиеся объясняют слова, трое учащихся смотрят значения по словарю Ожегова.

ГНЕЗДО, -а, мн. гнезда, гнезд, ср. 1. У птиц, насекомых,пресмыкающихся, грызунов и нек-рых других животных: место жилья, кладки яици выведения детенышей. Вить гнезда. Г. аллигатора. Воровское г.(перен.:притон). Свить себе г. (также перен.: обосноваться, устроитьсягде-н.). Родимое г. (перен.: родной дом). 2. Выводок животных (спец.).Волчьи гнезда. 3. Группа тесно растущих молодых растений, ягод, грибов. Т.груздей. 4. Углубление, в к-рое что-н. вставляется. 5. Укрытое место длячего-н. Пулеметные гнезда. 6. В языкознании: группа слов с общим корнем.Словообразовательное г. Г. слов. II уменьш. гнездышко, -а, мн. -шки, -шек.ср. (к. 1 и 3 знач.). 11 прил. гнездовой, -ая, -ое (к 3,4 и 6 знач.). Г.посев леса. Гнездовое расположение слов в словаре.

МОЗГ, -а (-у), в мозгу, мн. -и, -ов, м. 1. (-а). Центральный отделнервной системы человека и животных - нервная ткань, заполняющая череп иканал позвоночника; орган высшей нервной деятельности. Головной м. Спиннойм. Работа мозга. 2. (-а), ед., перен. Основное ядро, руководящий центрчего-н. Лаборатория - м. завода. 3. ед. Мягкая ткань, заполняющая полостикостей. Костный м. 4. перен. Ум, умственные способности (разг.). Раскинь (или по-шевели) мозгами! (сообрази, подумай хорошенько). Мозги набекрень укого-н. (о неумном, со странностями человеке). Вправить мозги кому-н.(заставить одуматься, образумиться) 5. мн. Ткань, заполняющая череп нек-рыхживотных и употр. как пища. Телячьи мозги. * До мозга костей (разг.) - допоследней степени, всем своим существом. Испорчен до мозга костей. II прил.мозговой, -ая, -ое (к 1,3 и 4 знач.),


МЕЛОЧЬ, -и, мн. -и, -ей, ж. 1. собир. Мелкие, менее крупные (посравнению с другими однородными) предметы. Из яблок осталась одна м. 2.также собир. Разный мелкий товар, мелкие недорогие предметы. Хлебная м.(мелкие хлебопекарные изделия). 3. собир. Мелкие монеты. Получить сдачумелочью. 4. Ничтожное обстоятельство, пустяк. Житейские мелочи.Размениваться на мелочи или. по мелочам (заниматься чем-н. несерьезным,отвлекающим от основного дела). Расстраиваться из-за мелочей. * Тысячамелочей - название магазина промышленных хозяйственных товаров повседневногоспроса. II уменъш. и унич. мелочишка, -и, ж. II прил. мелочной, -ая, -de (ко2 знач.; устар.). Мелочная лавочка. Мелочная торговля.


-Многозначные с прямым и переносным значением











2.

















































































3
























Тропы - слова и обороты, употребленные в переносном значении.

Эпитет – это образное определение, подчеркивающее характерное свойство и индивидуальную особенность предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность.

Метафора – Это слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе сходства, которое наблюдается у предметов или явлений при их сравнении, сопоставлении. Пр.: солнце золотило верхушки деревьев.

Метонимия – это слово или выражение, употребляемое в переносном значении, где в основе переноса лежитсмежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметамиПр.: Лес поет вместо В лесу поют птицы.

Сравнение – это сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого. В результате изображаемое конкретизируется, становитсяярче, очевиднее, выразительнее. Пр. : Лед неокрепший на рече студеный словно как тающий сахар лежит.

Олицетворение – перенесение свойств человека или другого живого существа на неодушевленные предметы и явления. Например: Котелок сердится и бормочет на огне.

Перифраза – выражение, в описательной форме передающее смысл другого выражения или слова. Например: царь зверей вместо лев.

Фигуры речи – синтаксические конструкции, используемые в художественных текстах и некоторых жанрах публицистического стиля для усиления выразительности.

Анафора (единоначатие) – повторение одного слова или группы слов в начале предложений или фрагментов текста.

Эпифора – повтор одного слова или группы слов в конце предложений или фрагментов текста.

Антитеза – противопоставление понятий, образов, состояний. Например: Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Градация – расположение ряда выражений относящихся к одному предметы, в последовательном порядке, где каждая последующая часть усиливает или ослабляет смысловое или эмоционально-экспрессивное значение. Например: Все грани чувств, все грани правды стерты: в мирах, в годах, в часах.

Инверсия – изменение обычного (прямого) порядка слов. Например: Ночевала тучка золотая на груди утеса – великана.






Уметь решать задания ЕГЭ, знать отличия значений слов, различать средства художественной выразительности.

Личностные УУД: осознание значимости материала для сдачи ЕГЭ

Регулятивные УУД: структурирование материала для собственного запоминания, оценка усвоенного материала и возможности применения его на практике

Познавательные УУД: осуществление классификаций, сравнений, усвоение материала, определение понятий.

Коммуникативные УУД: формулировать ответ на вопрос, умение взаимодействовать с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.

Рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня на уроке, а что вам было уже известно, но требовалось углубить материал?









(1)Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами... (2)Кстати, о деньгах. (3)При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула: – Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка? (5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6)Её, представьте себе, не было! (7)Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде... (8)Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь – в руках Селивана... – (9)Я сейчас скачу, скачу туда... (10)Он, верно, уже скрылся куданибудь, но он от меня не уйдёт! – говорил исправник. – (11)Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать... (12)Но только исправник опоясался своей саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошёл Селиван с тётушкиной шкатулкой в руках. (13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные. – (14)Забыли, возьмите, – глухо произнёс Селиван. (15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения. (16)Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки. (17)Шкатулка была в полной целости. (18)Тётушка сняла с шеи ключик, отперла её и воскликнула: – Всё, всё как было! – (19)Сохранно... – тихо молвил Селиван. – (20)Я всё бёг за вами... (21)Хотел догнать... (22)Простите, что сижу перед вами... (23)Задохнулся. (24)Отец первый подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову. (25)Селиван не трогался. (26)Тётушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки. (27)Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал. – (28)Возьми то, что тебе дают, – сказал исправник. – (29)За что? (30)Не надо! – (31)За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги. – (32)А то как же? (33)Разве надо нечестно? – (34)Ну, ты хороший человек... (35)Ты не подумал утаить чужое.

– (36)Утаить чужое!.. – (37)Селиван покачал головою. – (38)Мне не надо чужого. (39)И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил. (40)Он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой. (41)Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тётушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене тёплую шубу. (42)На обратном пути они опять заехали к нему и ещё привезли ему подарков: чаю, сахару и муки. (43)Он брал всё вежливо, но неохотно и говорил: – На что? (44)Ко мне теперь, вот уже три дня, всё стали люди заезжать... (45)Пошёл доход... (46)Щи варили... (47)Нас не боятся, как прежде боялись. (48)Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка. (49)Я пил у него чай и всё смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! (50)Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?» (51)Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое... (52)Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. (53)Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен? (54)В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он для всех сделался человеком любимым и почитаемым. (По Н.С. Лескову*) * Николай Семёнович Лесков (1831–1895) – русский писатель, драматург, автор известных романов, повестей и рассказов.


26. «Н.С. Лесков создаёт образ героя с помощью различных выразительных языковых средств. Автор предоставляет Селивану возможность высказаться, выразить своё представление о том, как следует поступать человеку. С этой целью писатель использует такую форму речи, как (А)_________ (предложения 18–23, 28–38). Чувства персонажей Н.С. Лескову помогают выразить синтаксическое средство – (Б)_________ (предложения 6, 36) и лексическое средство – (В)_________ (в предложении 13). О выражении благодарности по отношению к Селивану автор говорит, используя такое синтаксическое средство, как (Г)_________ (в предложениях 24, 26, 42)».

Список терминов:

1) фразеологизм

2) восклицательные предложения

3) антонимы

4) цитирование

5) диалектизм

6) ряды однородных членов предложения

7) диалог

8) олицетворение

9) синонимы

А

Б

В

Г

7

2

1

6



(1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача –– как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле.

(5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.

(8)До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог «допищаться» до меня. (9)Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.

(10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом.
(11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши.

(12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.

(14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. (18)Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.

(19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!

(21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело –– спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.

(24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему –– война.

(26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода.

(29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.

(30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.

(По В.А. Солоухину*)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924––1997) –– русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».





«Изображая маленьких зверьков, попавших в беду, и их мать, Владимир Солоухин использует лексическое средство –– (А)__________ («мокреньких шубок» в предложении 12, «клубочком», «слабеньких» в предложении 13), такой троп, как (Б)__________ («глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль» в предложении 15), и приём –– (В)__________ («крайне» в предложении 19). Показывая, что всё в мире относительно, писатель выбирает лексическое средство –– (Г)__________ («мельче», «микроскопичнее» в предложении 30)».


  

Список терминов:

1) 

синонимы

2) 

эпитет

3) 

диалектизм

4) 

противопоставление

5) 

ряд однородных членов предложения

6) 

слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

7) 

антонимы

8) 

лексический повтор

9) 

Метафора

А- 6 Б -9 В-8 Г-1




Шильниковская Наталья Сергеевна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!