Объяснение материала | - Из чего состоит предложение? - Как вы можете объяснить понятие «слово»? - Какой раздел науки о языке изучает слово -Чтобы понимать слово, что нам нужно знать? - Ранее вы изучали тему «Лексика». Давайте вспомним некоторые понятия, которые пригодятся вам сегодня на уроке. - Явление многозначности называется ПОЛИСЕМИЕЙ -Откуда мы можем узнать значение непонятного для нас слова? -Объясните значение следующих слов -Какие это слова? - Совсем скоро вы будете сдавать ЕГЭ. Задания на определение значения слова – третье задание в варианте. Выполним несколько таких заданий. -Вернемся к теме нашего урока. У нас осталась еще одна часть – изобразительно-выразительные средства русского языка. Дома вы повторяли этот материал, поэтому давайте систематизируем наши знания и составим таблицу Что такое тропы какие вы знаете тропы? что такое фигуры речи? - Выполним задание №26 из варианта ЕГЭ (приложение) | Прямое значение слова Переносное значение слова Однозначные слова Многозначные слова Гнездо, мозг, мелочь 1)Фольклорный театр — наиболее точное понятие, определяющее народное театрально-драматическое искусство, истоки которого уходят в глубокую древность, в древнеславянские праздники и обряды. (2)Фольклорный театр представляет собой совокупность театральных явлений в фольклоре: разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные представления, пение, игру на музыкальных инструментах, пляски и др. (3)Этот театр не перестаёт привлекать к себе внимание людей, интересующихся народной культурой прошлого, является увлекательной страницей нашей отечественной культуры. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ЯВЛЕНИЕ, -я, ср. 1) Событие, случай. Странное, загадочное я. 2) Вообще всякое обнаруживаемое проявление чего-н. Физическое я. Явления природы. Социальные явления. 3) Возникновение, появление чего-н., кого-н. Я. народу. 4) В пьесе: часть акта (действия), в которой состав действующих лиц не меняется. Первое я. Пятое я. Ответ: ___________________________. (1)Миражи – удивительные оптические обманы, возникающие в пустыне, –– не игра воображения: их можно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой. (2)Эти оптические обманы возникают потому, что в пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом. (3) путешественники видят мерцающую впереди воду, а на самом деле эта вода –– искажённое отражение неба в нижнем слое горячего воздуха. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. НИЖНИЙ, -яя, -ее. Расположенный внизу. Нижняя ступенька. Расположенный близко к устью, к низменным местам. Нижнее течение реки. Об одежде: носимый под платьем или непосредственно на теле. Нижнее бельё. Образующий низший предел диапазона голоса или инструмента (спец.). Н. регистр 1)Специалисты по гидродинамике, привыкшие иметь дело с «идеальной жидкостью», при построении гидродинамических моделей Мирового океана зачастую испытывают большие трудности, потому что океан заполнен жидкостью отнюдь не идеальной. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. МОДЕЛЬ [дэ], -и, ж. Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Новая м. платья. М. для литья. Модели для скульптур. Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля. Схема, описание какого-н. физического объекта, процесса или явления (спец.). М. атома. М. искусственного языка. Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица. Живая м. И зобразительно-выразительные средства Тропы Фигуры речи Эпитет анафора Метафора эпифора Метонимия антитеза сравнение градация олицетворение инверсия перифраза | - Из слов - Слово – это сочетание звуков, выражающее определенное понятие. -Лексикология - Нам нужно знать его лексическое значение. Прямое значение слова— это его основное лексическое значение. Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого Однозначные слова – это те слова, которые имеют только одно лексическое значение Многозначные слова — слова, у которых есть два и более лексических значения -Из толкового словаря Учащиеся объясняют слова, трое учащихся смотрят значения по словарю Ожегова. ГНЕЗДО, -а, мн. гнезда, гнезд, ср. 1. У птиц, насекомых,пресмыкающихся, грызунов и нек-рых других животных: место жилья, кладки яици выведения детенышей. Вить гнезда. Г. аллигатора. Воровское г.(перен.:притон). Свить себе г. (также перен.: обосноваться, устроитьсягде-н.). Родимое г. (перен.: родной дом). 2. Выводок животных (спец.).Волчьи гнезда. 3. Группа тесно растущих молодых растений, ягод, грибов. Т.груздей. 4. Углубление, в к-рое что-н. вставляется. 5. Укрытое место длячего-н. Пулеметные гнезда. 6. В языкознании: группа слов с общим корнем.Словообразовательное г. Г. слов. II уменьш. гнездышко, -а, мн. -шки, -шек.ср. (к. 1 и 3 знач.). 11 прил. гнездовой, -ая, -ое (к 3,4 и 6 знач.). Г.посев леса. Гнездовое расположение слов в словаре. МОЗГ, -а (-у), в мозгу, мн. -и, -ов, м. 1. (-а). Центральный отделнервной системы человека и животных - нервная ткань, заполняющая череп иканал позвоночника; орган высшей нервной деятельности. Головной м. Спиннойм. Работа мозга. 2. (-а), ед., перен. Основное ядро, руководящий центрчего-н. Лаборатория - м. завода. 3. ед. Мягкая ткань, заполняющая полостикостей. Костный м. 4. перен. Ум, умственные способности (разг.). Раскинь (или по-шевели) мозгами! (сообрази, подумай хорошенько). Мозги набекрень укого-н. (о неумном, со странностями человеке). Вправить мозги кому-н.(заставить одуматься, образумиться) 5. мн. Ткань, заполняющая череп нек-рыхживотных и употр. как пища. Телячьи мозги. * До мозга костей (разг.) - допоследней степени, всем своим существом. Испорчен до мозга костей. II прил.мозговой, -ая, -ое (к 1,3 и 4 знач.), МЕЛОЧЬ, -и, мн. -и, -ей, ж. 1. собир. Мелкие, менее крупные (посравнению с другими однородными) предметы. Из яблок осталась одна м. 2.также собир. Разный мелкий товар, мелкие недорогие предметы. Хлебная м.(мелкие хлебопекарные изделия). 3. собир. Мелкие монеты. Получить сдачумелочью. 4. Ничтожное обстоятельство, пустяк. Житейские мелочи.Размениваться на мелочи или. по мелочам (заниматься чем-н. несерьезным,отвлекающим от основного дела). Расстраиваться из-за мелочей. * Тысячамелочей - название магазина промышленных хозяйственных товаров повседневногоспроса. II уменъш. и унич. мелочишка, -и, ж. II прил. мелочной, -ая, -de (ко2 знач.; устар.). Мелочная лавочка. Мелочная торговля. -Многозначные с прямым и переносным значением 2. 3 Тропы - слова и обороты, употребленные в переносном значении. Эпитет – это образное определение, подчеркивающее характерное свойство и индивидуальную особенность предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность. Метафора – Это слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе сходства, которое наблюдается у предметов или явлений при их сравнении, сопоставлении. Пр.: солнце золотило верхушки деревьев. Метонимия – это слово или выражение, употребляемое в переносном значении, где в основе переноса лежитсмежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметамиПр.: Лес поет вместо В лесу поют птицы. Сравнение – это сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого. В результате изображаемое конкретизируется, становитсяярче, очевиднее, выразительнее. Пр. : Лед неокрепший на рече студеный словно как тающий сахар лежит. Олицетворение – перенесение свойств человека или другого живого существа на неодушевленные предметы и явления. Например: Котелок сердится и бормочет на огне. Перифраза – выражение, в описательной форме передающее смысл другого выражения или слова. Например: царь зверей вместо лев. Фигуры речи – синтаксические конструкции, используемые в художественных текстах и некоторых жанрах публицистического стиля для усиления выразительности. Анафора (единоначатие) – повторение одного слова или группы слов в начале предложений или фрагментов текста. Эпифора – повтор одного слова или группы слов в конце предложений или фрагментов текста. Антитеза – противопоставление понятий, образов, состояний. Например: Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. Градация – расположение ряда выражений относящихся к одному предметы, в последовательном порядке, где каждая последующая часть усиливает или ослабляет смысловое или эмоционально-экспрессивное значение. Например: Все грани чувств, все грани правды стерты: в мирах, в годах, в часах. Инверсия – изменение обычного (прямого) порядка слов. Например: Ночевала тучка золотая на груди утеса – великана. | Уметь решать задания ЕГЭ, знать отличия значений слов, различать средства художественной выразительности. | Личностные УУД: осознание значимости материала для сдачи ЕГЭ Регулятивные УУД: структурирование материала для собственного запоминания, оценка усвоенного материала и возможности применения его на практике Познавательные УУД: осуществление классификаций, сравнений, усвоение материала, определение понятий. Коммуникативные УУД: формулировать ответ на вопрос, умение взаимодействовать с одноклассниками, высказывать свою точку зрения. |