расширение знаний об истории языка, о происхождении слов.
способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания, смекалки;
развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;
развивать умение анализировать предложенный учебный материал, применять в жизни знания из области русского языка; приводить примеры;
воспитание уважительного отношения к чужому мнению; закаливание волевых черт характера, направленных на достижение результатов в учебе.
Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации;
Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть признаки количественных числительных; знать правописание числительных;
Воспитывающая - воспитание любви и уважения к русскому языку, воспитание волевых качеств у учащихся в достижении поставленной цели.
Тема урока | Склонение числительных |
Цель | Узнать правила склонения числительных; их правописание |
Задачи Предметные УУД | дать представление о склонении числительных по падежам; систематизировать полученные знания пробудить интерес к русскому языку и желание быть грамотным; научить склонять числительные. |
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; стремление к речевому совершенствованию. Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителей, формулирование темы урока; принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; умение согласованно выполнять действия. |
Основные понятия Межпредметные связи | Количественные числительные, склонение числительных Математика, история |
Ресурсы и оборудование | Учебники русского языка, компьютер, телевизор, видео урок от «Инфоурока» «Склонение числительных» |
Организация пространства | Индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа, работа в группах |
Этапы урока, цель этапа, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД |
Организационный. Мотивационный Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Мотивирующий приём: игровой момент «Минутка для шутки» (3 мин.) | Это второй урок русского языка в этот день. Домашнего задания не было. Проверяю готовность к уроку, приветствую учащихся. Желаю хорошего настроения всем. На доске написано предложение со словом «семь». | Подготовка к работе на уроке.
Отвечают на вопросы учителя, пытаются решить шуточную задачу. Отгадку записывают в тетрадь. | Самопроверка готовности к уроку
Игра позволяет детям активнее работать. Вспоминают пословицы со словом «семь» | Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности Личностные: всплеск интереса к теме урока |
2. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока (5 мин.) | Какая часть речи слово «семь»? Что такое имя числительное? Какие разряды числительных по значению вы знаете? А как они склоняются? О чем сегодня будем говорить на уроке? Подвожу детей к формулировке темы урока. Запись темы урока (на месте знака вопроса) Каковы цели нашего урока? А задачи? Занимательный момент: «сорок сороков» (происхождение) Сорок ли ножек у сороконожки? | Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. Отвечают на вопросы учителя русского языка. Записывают тему в тетрадь.
Думают, отвечают, ответы записывают. | Вспоминают разряды числительных. Корректируют ответы друг друга. Формулируют тему урока сами. Называют цели и задачи урока. В игровой форме усваивают материал | Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение |
3. Актуализация и оптимизация знаний. Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания» (13мин.) | Как же склоняются числительные? Посмотрим и послушаем видео урок, сравним и запишем то, чего нет в учебнике. | Словарная работа четырьмя Слово с полей учебника записывают в словарик ( мы ведем свои словари с записями в них правил в конце тетради). Слушают видео урок «Склонение числительных» и карандашом добавляют в учебник то, что сказано диктором, а в учебнике этого нет. | Делают аналитическое сравнение информации о склонении числительных. | Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида, понимать заданный вопрос и строить решение в письменной форме; анализируют, сравнивают и обобщают Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению- Коммуникативные: формулирование собственного мнения |
4. Усвоение новых знаний Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации (10 мин.) Физкультминутка Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте) Мы колени поднимаем – Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте) От души мы потянулись, (Потягивания – руки вверх и в стороны) И на место вновь вернулись. (Садятся) | Назовем то, о чем сказано в видеофрагменте (то, чего нет в учебнике). Запишем в тетрадь упражнение 388. Но не так, как сказано в задании. Разделимся на три группы и каждая из них получает тему: «Шахматы», «книжный магазин», «Путешествие, поход». Нужно употребить числительные в любом косвенном падеже. | Отвечают на вопрос Выполняют упражнение в группах. Получают задание по командам и составляют всей группой предложения. Читают свои предложения представители групп. | В группе усваивают материал урока. | Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели. Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности. Познавательные: умение получать и выделять информацию, формулировать правила и применять их на практике. |
5. Проверка понимания и Цель: проверка усвоения знаний, понимания правил написания дробных числительных (3 мин.) | Перенесем таблицы в наши словарики. Повторяем правило устно. | Работают с учебником. Комментируют ответы друг друга. | Отрабатывают навыки запинания через списывание таблиц | Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы Коммуникативные: умение уважать труд другого человека, быть объективным |
6. Домашнее задание (2 мин.) | Домашнее задание дифференцированное: всем – упр. 393. Творческое задание: ответить на вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что утверждается в первой пословице упражнения 390?» | Записывают домашнее задание в дневники | Спрашивают о том, как строить план ответа на заданный вопрос. | Личностные: стремление к творчеству Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
7. Закрепление новых знаний Цель: проверка в игровой форме усвоенных знаний ( 4 мин.) | Выполнить задание упражнения 390 | Выполняют упражнение 390. Работают в парах: меняются тетрадями и выставляют оценки друг другу карандашом на полях. | Читают правило в учебнике еще раз и применяют его на практике | Регулятивные: планирование, прогнозирование; умение работать в паре и выражать собственную точку зрения. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение навыками склонения числительных, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение. |
8. Рефлексия деятельности. Выставление оценок в журнал и дневники. Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности (5 мин.) | Организую рефлексию, самооценку результатов учащихся. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Что для вас было открытием? Какие цели и задачи мы ставили в начале урока? Справились ли с ними? | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты. | | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. |