Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Зарождение демократии в Афинах" 5 класс»
Технологическая карта
Тема урока | Зарождение демократии в Афинах |
Тип урока | Изучение нового материала |
Дата урока | |
Образовательные ресурсы | Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с. http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5480&hry=./52291/64353/64364 |
План урока | Демос восстает против знати Отмена долгового рабства Перемены в управлении Афинами Солон вынужден покинуть Афины |
Цель урока | Создание условий для формирования представлений о демократии, как политическим режиме |
Формы и методы обучения | Методы: репродуктивный Формы: индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Рабство, долговой камень, реформа, управление |
Планируемые образовательные результаты
Получат возможность научиться: форме сличения способа действия и его результата. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий, планировать свои действия.
Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | УУД | Формы контроля |
Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: Назовите главные условия зарождения демократии в Афинах. | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы | Учитель. Многими своими достижениями современная европейская цивилизация обязана Древней Греции. Ведь именно там впервые появились театр, педагогика, философия, спорт и, конечно же, демократия. Главным центром всего передового в мире в античный период истории была столица современной Греции. Поэтому особенно большое влияние на дальнейшее развитие человечества оказало зарождение демократии в Афинах. Как известно, в Древней Греции преобладали полисы — города-государства, из которых крупнейшими были Спарта и Афины. Там не существовало двух резко разделенных групп жителей — победителей и побежденных, так как не было порабощенных, и эти государственные образования сформировались путем мирных слияний с некоторыми более слабыми соседями. Несмотря на это, существовало разделение по классовому признаку, что не могло не вызывать возмущения у обедневших слоев населения. Со временем противоречия между аристократией и демосом становились все более явными. Назревала революция, которой мог помешать только кардинальный пересмотр существующего государственного устройства. В управлении полисом участвовали только коренные жители Афин. Метеки (чужеземцы) политических прав не имели. Также они могли не покупать, а только арендовать землю. Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Задания будем выполнять по группам. 1 группа Демос восстает против знати. Прочитайте пункт параграфа «Демос восстает против знати» и ответьте на вопросы: -назовите взаимные претензии знати и демоса в период их противостояния. - сформулируйте коротко главную причину конфликта. - объясните почему знать и демос выбрали Солона миротворцем. 2 группа Перемены в управлении Афинами. Задание. Прочитайте пункт параграфа «Перемены в управлении Афинами» и ответьте на вопросы: - почему потребовалось изменять систему управления страной. - назовите функции Народного Собрания. - перечислите изменения в управлении полисом, введенные Солоном. - перечислите особенности суда Солона. 3 группа. Солон вынужден покинуть Афины. Задание. Прочитайте пункт параграфа Солон вынужден покинут Афины и ответьте на вопросы: - в чем заслуга Солона в преодолении общественного конфликта. - почему он не мог удовлетворить интересы и претензии всех слоев населения Афин - почему демократические реформы Солона, несмотря на большое число их противников, удалось осуществить. Запишите в тетрадь: 594 г до н.э. избрание Солона архонтом. Реформы Солона: - отмена долгового рабства - выбор судей по жребию - Народное Собрание Законы Солона заложили в Афинах основы демократии. Демократия – власть демоса (народа) | Записывают определения в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Первичное осмысление и закрепление | 6 | Работа в рабочей тетради | Выполните задание №20 стр. 15 - 16 | Отвечают на вопросы | Индивидуальная | Формулируют ответы; осуществляют поиск информации. | Устные ответ |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Называть главные условия зарождения демократии в Афинах Понимать и транслировать законы Солона Объяснять причины изменения управления полисом | Устный опрос |
Домашнее задание | 1 | § 30. рабочая тетрадь упражнение № 19 | Объясняет выполнение домашнего задания и критерии оценки | Записывают в дневник | Фронтальная | Рефлексируют уровень сложности задания | Записи в дневнике |
1 группа Демос восстает против знати.
Прочитайте пункт параграфа «Демос восстает против знати» и ответьте на вопросы:
-назовите взаимные претензии знати и демоса в период их противостояния.
- сформулируйте коротко главную причину конфликта.
- объясните почему знать и демос выбрали Солона миротворцем.
2 группа Перемены в управлении Афинами.
Задание. Прочитайте пункт параграфа «Перемены в управлении Афинами» и ответьте на вопросы:
- почему потребовалось изменять систему управления страной.
- назовите функции Народного Собрания.
- перечислите изменения в управлении полисом, введенные Солоном.
- перечислите особенности суда Солона.
3 группа. Солон вынужден покинуть Афины.
Задание. Прочитайте пункт параграфа Солон вынужден покинут Афины и ответьте на вопросы:
- в чем заслуга Солона в преодолении общественного конфликта.
- почему он не мог удовлетворить интересы и претензии всех слоев населения Афин
- почему демократические реформы Солона, несмотря на большое число их противников, удалось осуществить.
Матрица ответов на устный опрос
5 «А» класс тема урока _______________________________________ предмет _______________________________ дата _____________________
№ п\п | Фи ученика | Эмоционально – психологические | Регулятивные | Социальные | Учебные | Творческие | Компетенции самосовершенствования | Баллы |
проявление эмоциональной устойчивости | проявление личностной позиции | владение программным материалом | прочность знаний | соблюдать нормы и правила речевого этикета | текст рассуждения последовательный, логически выстроенный | умение вести диалог, обосновывать собственную точку зрения | умение вступать в устную коммуникацию с целью быть понятым | сформированность научного аппарата, применение методов, адекватных учебной задаче | информированность, широта знаний | гибкость, системность, глубина мышления | применение знаний и умений в незнакомой ( нестандартной ситуации | оригинальность решения проблемных вопросов | проявление высокого уровня самостоятельности | применение знаний и умений выше программного материала | |
1 | Акимова | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | Березнева | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | Гаркавцова | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | Голубов | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | Грязев | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | Даниелян | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | Ефимов Илья | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | Зайцева | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | Иваков Гена | | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | Иванова | | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | Исаченко | | | | | | | | | | | | | | | | |
12 | Казанцев | | | | | | | | | | | | | | | | |
13 | Коковина | | | | | | | | | | | | | | | | |
14 | Лукина | | | | | | | | | | | | | | | | |
15 | Марданова | | | | | | | | | | | | | | | | |
16 | Морозова | | | | | | | | | | | | | | | | |
17 | Селиверстов | | | | | | | | | | | | | | | | |
18 | Сироткина | | | | | | | | | | | | | | | | |
19 | Скляров | | | | | | | | | | | | | | | | |
20 | Тлягабдуллов | | | | | | | | | | | | | | | | |
21 | Тузов | | | | | | | | | | | | | | | | |
22 | Хуцкая | | | | | | | | | | | | | | | | |
23 | Шкляева | | | | | | | | | | | | | | | | |
Матрица ответов на устный опрос
5 «Г» класс тема урока _______________________________________ предмет _______________________________ дата _____________________
№ п\п | Фи ученика | Эмоционально – психологические | Регулятивные | Социальные | Учебные | Творческие | Компетенции самосовершенствования | Баллы |
проявление эмоциональной устойчивости | проявление личностной позиции | владение программным материалом | прочность знаний | соблюдать нормы и правила речевого этикета | текст рассуждения последовательный, логически выстроенный | умение вести диалог, обосновывать собственную точку зрения | умение вступать в устную коммуникацию с целью быть понятым | сформированность научного аппарата, применение методов, адекватных учебной задаче | информированность, широта знаний | гибкость, системность, глубина мышления | применение знаний и умений в незнакомой ( нестандартной ситуации | оригинальность решения проблемных вопросов | проявление высокого уровня самостоятельности | применение знаний и умений выше программного материала | |
1 | Асадов Эмиль | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | Асадова | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | Богатырев | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | Вискунова | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | Дмитриев | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | Еременко | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | Зыков Андрей | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | Коковихина | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | Лямина Соня | | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | Миронов | | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | Мичурина | | | | | | | | | | | | | | | | |
12 | Орлова Лера | | | | | | | | | | | | | | | | |
13 | Охрименко | | | | | | | | | | | | | | | | |
14 | Пивоваров | | | | | | | | | | | | | | | | |
15 | Питиримов | | | | | | | | | | | | | | | | |
16 | Себриков | | | | | | | | | | | | | | | | |
17 | Спринчан | | | | | | | | | | | | | | | | |
18 | Татаринцев | | | | | | | | | | | | | | | | |
19 | Францкевич | | | | | | | | | | | | | | | | |
20 | Харалгина | | | | | | | | | | | | | | | | |
21 | Шамихин | | | | | | | | | | | | | | | | |