СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия "Образность и выразительность речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип занятия: технология личностно-ориентированного пространства и обучения; организация целевого, продуктивного и рефлексивного пространства; эвристическая беседа, индивидуальная работа.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия "Образность и выразительность речи"»

Технологическая карта занятия

Группа: 22-29 ЭРЭО

Специальность: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Дисциплина: Родной язык

Дата проведения: 02.05.2023

Преподаватель: Ратанов М.Н.

Раздел: Язык и речь

Тема: Образность и выразительность речи.

Вид занятия: лекция, комбинированный.

Тип урока: технология личностно-ориентированного пространства и обучения; организация целевого, продуктивного и рефлексивного пространства; эвристическая беседа, индивидуальная работа.

Целевые ориентации занятия

Личностные:

1. Воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры. развитие системы ценностных отношений к родному языку;

2. Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи;

3. Совершенствование навыков этичного межличностного общения.

4. Продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков.

Предметные:

1. Понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения.

2. Повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в текст.

Метапредметные:

1. Выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания; составлять алгоритм выполнения задания.

2. Использовать приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме; преобразовывать полученную информацию для выполнения задания, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения. 3. Развивать мыслительно-речевую деятельность обучающихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли.

Основное содержания темы

Богатство словаря, точность и ясность речи, образность и выразительность речи, смысловая насыщенность слова, синтаксическое богатство русского языка, средства выразительности языка.

Планируемые результаты освоения дисциплины:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные

1.Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

2. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

3. Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

4. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

5. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

6. Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

ЛР-3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР-8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

1 Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

2. Умения самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учетом гражданских и нравственных позиций.

3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

4. Умение использовать средства информационных и коммуникативных технологий (далее – ИКТ) в решении когнетивных, коммуникативных и организационных задач с применением соблюдений эргоэкономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм информационной безопасности.

5. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты, владеть различными языковыми средствами, уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные средства речи.

6. Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

7. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

8. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

1.Взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2. Понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3. Использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;

4.Проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

5. Использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;

6.Осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

7. Воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

8. Осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуру;

9. Систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка.

Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Ресурсы

Форма работы

Русский язык, литература, культура речи

Русский родной язык: учебное пособие для общеобразовательных организаций 3-е издание, М., Просвещение, 2019 под ред. О.М. Александровой;

Презентация, видеоматериал.

Фронтальная, индивидуальная

Ход занятия

Этапы занятия

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время

1. Орг. момент

Приветствие и создание уютной, благополучной атмосферы на занятии

Приветствие студентов, выявление отсутствующих на занятии.

Приветствуют преподавателя, настраиваются на восприятие материала

2 мин.

2. Организация целевого пространства

Определение темы, целей и задач занятия. Формирование устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация студента к учебной деятельности, к активной работе на занятии

Озвучивает эпиграф, который записан на доске (презентации):

Если в мире есть вещи,
достойные названия “чудо”,
то слово, бесспорно,
первая и самая чудесная из них.

Лев Васильевич Успенский

Совместно со студентами формулирует тему, которую записывает на доске, цели и задач занятия.

Работают с эпиграфом, участвуют в беседе с преподавателем.

8 мин.

3. Актуализация опорных знаний

Вступительное слово, в результате которого происходит осмысление информации и соотнесении ее с уже имеющимися знаниями

Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? И Кто виноват? Как вы думаете, почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру. Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г. Паустовского, - явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое…

И так, сегодня у нас с вами начинается изучение раздела язык и культура речи. Познакомимся с основными понятиями культуры речи, перейдя потом к средствам изобразительности языка и особенностям звучащей речи.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

10 мин

4. Организация продуктивного пространства:

богатство речи

Объяснение нового материала.


Диктует под запись следующее:

Важнейшее условие хорошей речи — богатство содержания. Важность темы, интерес к ней слушателей — главное, что позволяет говорящему привлечь внимание собеседников. Только актуальная тема заставляет прислушиваться к выступлениям ораторов, читать газеты, включать телевизор, радио. Содержательность означает глубокий внутренний смысл речи, богатство содержания. Содержательность речи находится в прямой зависимости от ее информативной насыщенности.

Засоряют речь: так сказать, как бы, вроде бы, некоторым образом, прошу прощения; родилась, некоторым образом, четвертая дочь; извините за выражение, вроде как бы ученые; Выборы они показали... А этот как еговернулся; Хочу сказать следующее; Моя дочь уже как бы выросла; Он вроде сказал, что все это как бы не имеет значения. Он в общем и целом с работой справился; Здесь мы рассмотрели законы управления... Прибор совсем готов к применению; служебные слова, междометия вот, также, ну: Ну, я точно не могу сказать; Я должен вот сказать вам.

Употребление этих «слов-паразитов» несовместимо с культурой речи.

В книжной речи широко используются сложные синтаксические конструкции с различными видами сочинительной и подчинительной связи. Но многочленное предложение может оказаться тяжеловесным, и это затруднит восприятие текста, сделает его стилистически громоздким. Мастером короткой фразы был Чехов, стиль которого отличает блистательная краткость. Чехов рекомендовал по возможности упрощать сложные синтаксические конструкции. Мастером стилистического использования больших сложных предложений был Лев Толстой. Простые, и в особенности короткие, предложения в его творчестве редкость.

Слушают и записывают основные понятия в тетрадь

10 минут

4. 1. Организация продуктивного пространства:

точность и ясность речи

Объяснение нового материала.


Точность и ясность речи взаимосвязанны. Однако о точности высказывания должен заботиться говорящий (пишущий), а ясность оценивает слушатель (читатель). Мы облекаем свои мысли в слова. Чтобы речь была точной, слова следует употреблять в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в языке. Точность и ясность речи обусловлены правильностью грамматических конструкций, построением словосочетаний и предложений.

Типичные ошибки:

А) Небрежное отношение к выбору слов в нашей повседневной речи становится причиной досадных лексических ошибок, например: Пришла весна, у куниц скоро появится наследство (имеется в виду потомство); Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию (вместо: традицию).

Б) Подобные речевые ошибки становятся причиной нелогичности и даже абсурдности речи: И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване (автор перепутал саван и фату). Такие «обмолвки» объясняются ложными ассоциациями (это ассоциативные ошибки).

В) Неясность высказывания может возникнуть при употреблении многозначных слов и омонимов, если контекст проявит непредусмотренное автором значение. Например: Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных выступлений. Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации.

Г) Неправильный выбор слова может стать причиной анахронизма — нарушения хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой. Например: В древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги (слово митинг появилось значительно позднее, причем в Англии).


10 мин.

4. 2. Организация продуктивного пространства:

образность и выразительность речи

Объяснение нового материала


Средства выразительности языка – это специальные приёмы, в основе которых лежит использование сочетания звуков, слов, словосочетаний и предложений; это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности. К ним относятся: Гипербола, Гротеск, Ирония, Литота., Метафора, Метонимия, Олицетворение, Перифраза, Синекдоха., Сравнение, Эпитет, Анафора, Антитеза, Градация, Инверсия, Лексический повтор, Оксюморон, Риторический вопрос, риторическое обращение, Синтаксический параллелизм, Умолчание, Эллипсис, Эпифора, Звукопись, звукоподражание.

Показ видео «Все тропы а 16 минут»

Таким образом, самый первый критерий богатства и бедности речи — это количество слов, которые мы используем. Русский язык насчитывает огромное количество слов. В одном из самых интересных русских словарей — «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном еще в середине прошлого века В.И. Далем, собрано 250 тысяч слов. Разные значения слова расширяют границы его использования в речи. И поэтому мы можем приумножать богатства родного языка, если научимся открывать в словах их новые и новые значения.

Слушают и записывают основные понятия в тетрадь.

20 мин

5. Закрепление изученного материала.

Выполнение индивидуального задания


Тест по теме: “Изобразительные средства языка”

1. Определите средство выразительности: Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот.

1) гипербола, 2) литота, 3) перифраза, 4) олицетворение.

2. Найдите оксюморон.

1) Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.

2) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз.

3) Простите, простите, простите меня!

4) С наглой скромностью смотрит в глаза.

3. Определите средство выразительности: Талии никак не толще бутылочной шейки!

1) гипербола, 2) риторический вопрос, 3) литота, 4) антитеза.

4. Найдите предложение с фразеологизмом.

1) Смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнажённой.

2) Он обязательно будет кривить душой перед другими.

3) Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего.

4) Стонет он по полям, по дорогам, стонет он по тюрьмам, по острогам…

5. Определите средство выразительности:“Мы, листики осенние, на веточках сидели. Дунул ветер – полетели”.

1) сравнение, 2) олицетворение, 3) антитеза, 4) анафора.

6. Определите средство выразительности:“Отколе, умная, бредешь ты, голова?” - Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

1) риторический вопрос, 2) ирония, 3) антитеза, 4) градация.

7. Найдите “четвёртое лишнее”.

1) Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает.

2) Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, с утра до ночи копошились люди.

3) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким.

4) Как вышки, елочки темнеют.

8. Простите, простите, простите меня! – Какой прием здесь использован?

1) градация, 2) лексический повтор, 3) риторический вопрос, 4) инверсия.

9. Найдите олицетворение.

1) Плачут вербы, шепчут тополя.

2) В сто сорок солнц закат пылал.

3) Октябрь серебристо-ореховый.

4) Страна восходящего солнца.

10. Определите, в каком отрывке использована перифраза.

1) Слухи действительно пошли. И самые фантастические.

2) Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?

3) Ученье – свет, а неученье – тьма.

4) Солнце русской поэзии.

Самостоятельная работа обучающихся с использованием платформы «MOODLE”.

На отдельных листочках обучающиеся выполняют индивидуальное задание, потом сдают преподавателю на проверку (оценки за выполнение индивидуальной работы преподавателем озвучиваются в начале следующего занятия).

20 мин.

6. Организация рефлексивного пространства

Целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу

Организует рефлексию. Создает условия для формирования у обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу. Задает вопросы: Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале занятия? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на занятии?

Вывод: Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

Анализируют свои действия, выделяют главное и интересное на занятии.

8.мин.

7. Информация о домашнем задание и подведение итогов занятия

Формулирование выводов и мотивация выполнения домашнего задания

Благодарит обучающихся за работу, объясняет домашнее задание и комментирует его.

Записывают домашнее задание (на выбор):

1) Написать исследовательский проект или доклад на тему «Лучший оратор современности»;

2) «Кто, на ваш взгляд, может стать примером для молодежи с точки зрения богатства, содержания, выразительности и образности речи?» Свой ответ аргументируйте.

Оценивают свою деятельность на занятии.

Записывают домашнее задание (на выбор).


2 мин.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!